«Роман в стихах» А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Урок литературы 9 класс Фищева Н.С. МОУ ОСШ №3 г.Нягань ХМАО - Югра, 2010
Cлайд 2
…И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще не ясно различал… А.С.Пушкин
Cлайд 3
Задачи урока: Познакомиться с историей создания романа. Получить представление о месте произведения в творчестве А.С.Пушкина и в русской литературе. Рассмотреть своеобразие жанра «романа в стихах» и его композиции. Выяснить, какие художественные принципы, методы и приемы положены в основу произведения.
Cлайд 4
Знать история создания «роман в стихах» «онегинская строфа» «лирическое отступление» «зеркальная симметрия» оценка романа В.Г.Белинским и современными исследователями
Cлайд 5
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА «7 лет 4 месяца 17 дней» (по подсчетам А.Пушкина) I глава опубликована в середине февраля 1825 г., II глава - в октябре 1826 г., III глава – в октябре 1827г., IV и V главы - в начале 1828 г., VI – в марте 1828г, VII - в марте 1830 г. , VIII - в январе 1832 г. (позднее исключенная Пушкиными ставшая приложением «Отрывки из путешествия Онегина»), IX глава – ныне VIII. В марте 1833 г. вышла вся книга. X глава была зашифрована и сожжена автором.
Cлайд 6
Жанр романа восходит к роману Д.Байрона «Дон Жуан», который А.Пушкин считал лучшим творением английского поэта-романтика «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах, — дьявольская разница! Вроде «Дон Жуана»… А.С.Пушкин в письме П.Вяземскому, 1823 г..
Cлайд 7
Проблематика Судьбы лучших представителей дворянской молодежи в 20-е г.г. 19 века Истинные и мнимые жизненные ценности Внутренняя свобода мыслящей личности и диктат светского общества Поиск смысла жизни Любовь и долг Идеал женской красоты
Cлайд 8
Жанр – «роман в стихах» – сплав эпического и лирического эпическое лирическое Наличие сюжета (отношения Онегина и Татьяны) Мир чувств Автора, его оценки поступков героев, событий, суждения о литературе, театре, дружбе, любви и др. («лирические отступления»)
Cлайд 9
Cлайд 10
Композиция Система противовесов (Онегин – Ленский, Татьяна – Ольга и др.) Повторяющиеся ситуации «Лирические отступления» Движение сюжета в соответствии с характерами героев Отсутствие начала и конца
Cлайд 11
Принципы организации художественного мира романа Принцип противоречий «Зеркальная симметрия» в системе персонажей и в композиции Столкновение существовавших ранее литературных шаблонов с жизнью Выход за пределы любых художественных канонов Имитация в авторском повествовании непринужденной беседы Диалогичность Своеобразный историзм
Cлайд 12
Основные приемы Контраст (антитеза) Отсутствие зачина в традиционном смысле, «открытый финал» Различные приемы включения чужой речи Отсутствие событий как таковых Обман ожиданий читателя Система ассоциаций Цитаты и реминисценции, расширяющие мир романа
Cлайд 13
Онегинская строфа вид строфы, примененный Пушкиным в «Евгении Онегине» (первоначально была создана Пушкиным в наброске поэмы «Таврида» в 1822). О. с. состоит из 14 строк, срифмованных между собой следующим образом (ж — женская, м — мужская рифма): а, б, а, б, в, в, г, г, д, e, e, д, ж, ж, м, ж, м, ж, ж, ж, м, м, ж, м, м, ж, м, м. Таким образом, эта строфа представляет собой сложное построение из: 1. четверостишия с перекрестной рифмовкой (а, б, а, б), 2. четверостишия с парной рифмовкой (в, в, г, г), 3. четверостишия с опоясанной рифмой (д, е, е, д) и 4. заключительных двух строк с парной рифмовкой (ж, ж).
Cлайд 14
Об онегинской строфе Эта сложность делает онегинскую строфу чрезвычайно гибкой в смысле передачи самых различных оттенков мысли, самых различных интонационных ходов и т. п. В то же время благодаря указанной гибкости и, так сказать, «вместимости» О. с. является чрезвычайно удачной композиционной единицей романа и может служить очень показательным примером того, как новое идейное содержание определяет возникновение и новых форм его словесного воплощения. Литературная энциклопедия
Cлайд 15
О романе «Собранье пестрых глав», - Автор в романе «Энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение», - В.Г.Белинский «Открытие» в «Евгении Онегине» русской действительности — русского мира — имело не только важнейшее познавательное значение, но и было связано с целым переворотом в области традиционных эстетических представлений и понятий, с замечательным расширением границ самого предмета художественного изображения, круга явлений действительности, достойных поэтического отображения, допускаемых в сферу искусства», - Д.Благой
Cлайд 16
В добрый путь! Приятных минут при чтении и осмыслении романа!