Проблема бездуховности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».
Cлайд 2
«чудовищная история» Повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце», имеющая подзаголовок «чудовищная история», привлекла мое внимание тем, что она увидела свет только через 62 года после своего рождения - в 1987 году. Я заинтересовалась историей написания и содержанием этой повести и, прочитав ее, решила провести небольшое исследование.
Cлайд 3
Сюжет повести На первый взгляд сюжет повести прост –профессор Преображенский вынимает гипофиз и семенные железы у только что умершего мужчины двадцати пяти лет Клима Чугункина и вкладывает их в пса Шарика, в результате чего получается «очеловечение» последнего. Но история превращения собаки в человека имела более глубокую подоплеку, чем просто операция, произведенная профессором Преображенским. Я думаю, что для Булгакова рискованный эксперимент над мозгом бездомного пса Шарика послужил лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем общества.
Cлайд 4
Потребность к самоутверждению (стремление к власти, стремление к обладанию благами, стремление к возвеличиванию) Потребность к творчеству (стремление планировать, упорядочивать, совершенствовать, стремление создавать, придумывать, стремление приобщаться к искусству) Потребность быть человеком (стремление понять истину, стремление чувствовать себя честным перед людьми, богом, совестью, стремление сопереживать, сочувствовать, стремление опекать братьев наших меньших, заботиться о благополучии всего живого и неживого на Земле) Комплекс духовных потребностей человека
Cлайд 5
Понятие «бездуховность» Я перечислила основные духовные потребности человека. Каким же образом связаны с ними понятия «духовность» и «бездуховность», и что это? Попробуем определить. Например, возьмем наше отношение к одной из духовных потребностей человека к искусству. Если просмотр спектакля вызывает у нас душевный отклик, толкает на размышления, заставляет рассуждать, подводит к необходимости постановки и решения проблем – то это духовность. Если же оно целиком и полностью потребительское, как пища, или времяпровождение, если на просмотр спектакля нас толкает любопытство – то это бездуховность. «Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных, интеллектуальных ценностей над материальными» (толковый словарь Даля). Бездуховность – это ее отрицание, т.е. приоритет материальных ценностей над духовными, нравственными, интеллектуальными.
Cлайд 6
Россия в 20-х годах ХХ века Чтобы понять всю суть повести М.А. Булгакова «Собачье сердце», необходимо знать, в каких условиях она была написана, какие времена переживала Россия в начале прошлого века. Историю нашей Родины в первую четверть ХХ-го века можно представить несколькими большими вехами. 1917 год – Октябрьский переворот в России. Царь Николай II свергнут с престола, к власти пришли большевики во главе с В.И. Лениным. Основная цель программы большевиков была построение социализма в России (от каждого по способностям, каждому – по труду), а впоследствии и построение коммунизма (от каждого по способностям, каждому – по потребностям). 1920 – 1921 гг – экономический и социальный кризис.
Cлайд 7
К Р И З И С ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ Население уменьшилось на 10,9 млн.человек Разрушены многие шахты и рудники, нефтяные вышки Прекратилось движение на 30 железных дорогах Посевные площади сократились на 25%. Голод в городе и деревне. Из-за нехватки топлива и сырья останавливались заводы Крестьяне, возмущенные действиями продотрядов, перестали не только сдавать хлеб по продразверстке, но и поднялись на вооруженную борьбу. Рабочих раздражали безработица и нехватка продуктов питания. Они были недовольны введением принудительного труда и его уравнительной оплаты. Поэтому в городах начались забастовки. Безудержно нарастала инфляция
Cлайд 8
7 марта 1925 г. После прочтения повести «Собачье сердце» на литературном собрании были выдвинуты различные мнения по продвижению ее в свет. Один из слушателей, М.Я. Шнейдер, заявил,что это первое литературное произведение, которое осмеливается быть самим собой. Но совсем иначе оценил эту повесть агент ОГПУ, назвав ее опасной и недоступной для общества. Такого рода сообщения насторожили инстанции, контролировавшие литературный процесс, и сделали неизбежным запрет повести. Однако люди ,относившиеся к Булгакову с симпатией , пускались на разные ухищрения, надеясь добиться разрешения. Один из таких ходатаев прислал Булгакову письмо, в котором излагалась стратегия очередной попытки добиться разрешения властей. Нужно было срочно переправить экземпляр и отправить его в Боржом. Но рукопись так и не была отправлена Булгаковым. Она пролежала до 1987 года, пока была не опубликована в журнале «Знамя».
Cлайд 9
Итак, перед нами главный герой повести «Собачье сердце» - уже немолодой профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский. Он практикует модное в то время омолаживание человека. Надо отдать должное таланту ученого: Преображенский известен своими трудами и за границей. Днем он принимает пациентов, а вечером берется за изучение медицинской литературы. Профессор предстает перед нами как воплощение образованности и высокой культуры. По убеждениям это сторонник старых дореволюционных порядков. Профессор Преображенский
Cлайд 10
У Профессора есть помощник Борменталь, с которым он любит болтать на разные скользкие темы. Не чужд профессор и маленьких земных радостей: любит вкусно покушать, поблистать в уважаемом обществе в дорогой одежде. Профессор может себе позволить быть гурманом, он обучает Борменталя искусству еды, чтобы она была не просто едой , а удовольствием. Это уже и повод поговорить о советской водке. Борменталь замечает, что « новоблагославенная очень приличная. Тридцать градусов». Филипп Филиппович возражает: « Водка должна быть в сорок градусов,а не в тридцать». Все эти замечания,казалось бы, по мелочам, на самом деле создают целостную картину жизни Москвы в двадцатые годы. Словом, перед нами типичный интеллигент, которому советская власть не успела создать условия, не позволяющие в полной мере раскрывать и реализовать свой талант. БОРМЕНТАЛЬ
Cлайд 11
Еще один герой повести « Собачье сердце» - славный уличный пес Шарик, который умел « читать по цветам» и к тому же знал все торговые лавки на улицах Мясницкой и Моховой в Москве. Очень рассудительный и наблюдательный пес. Шарик очень хорошо разбирался в людях и судил он их не по одежде. «Вы думаете, я сужу по пальто? Вздор.Пальто теперь многие из пролетариев носят…А вот по глазам – тут уж и вблизи и издали не спутаешь. О, глаза – значительная вещь.» Таким образом, и определил Шарик, что человек, зашедший в кооператив Центрохоза, «умственного труда господин». Этим господином оказался никто иной, как Профессор Преображенский. И начались в жизни Шарика происходить большие перемены. Над ним задуман фантастический эксперимент: путем пересадки части человеческого мозга собака должна превратиться в человека. ШАРИК
Cлайд 12
Человеком, который дает собаке свой гипофиз, становится Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет, который судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий – условно каторга на 15 лет. «Профессия- игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти – удар ножом в сердце в пивной «Стоп-сигнал» у Преображенской заставы». КЛИМ ЧУГУНКИН
Cлайд 13
С в е р ш и л о с ь ! И вот в результате сложнейшей операции появляется человекоподобное существо, в котором задатки вечно голодного и унижаемого пса соединились с качествами его человеческого донора. Булгаков так описывает его внешность: «человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а на лице луговой небритый пух. Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками бровей начиналась густая головная щетка».
Cлайд 14
И что из этого вышло… С появлением этого человекообразного существа жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Первые произнесенные им слова – ругань, первое отчетливое слово – «буржуи». Очеловеченный шарик устраивает дикие погромы в квартире, гоняется за котами, устраивает потоп и творит всякие другие безобразия. Все обитатели профессорской квартиры в полной растерянности, о приеме пациентов даже речи быть не может.
Cлайд 15
И чем дальше, тем хуже «Неожиданно появившееся … лабораторное» существо требует прописать его в квартире и присвоить ему «наследственную» фамилию Шариков, а имя он себе выбирает - Полиграф Полиграфович. Плохая наследственность весьма затрудняет процесс воспитания Шарикова. Профессор Пребораженский и Борменталь бузуспешно пытаются привить ему правила хорошего тона, развить и образовать его. Но из всей системы культурных мероприятий Шарикову по душе только цирк, ибо театр он называет контрреволюцией, а к книгам не испытывает ни малейшего интереса. В ответ на требование Преображенского и Борменталя вести себя за столом культурно, Шариков с иронией отвечает, что так люди мучили себя при царском режиме.
Cлайд 16
Конфликт неизбежен Постепенно назревает неизбежный конфликт между творцом и творением, Преображенским и Шариковым. Человек с собачьим нравом чувствует себя хозяином жизни: он нагл, агрессивен, полностью лишен представлений о человеческой культуре, о правилах взаимоотношений с другими людьми, абсолютно безнравствен. Полиграф Полиграфович быстро находит в человеческом обществе свою социальную нишу. Все происходит, как в советском государстве: низы, добравшись до власти, начинают теснить все, что раньше занимало это социальное жизненное пространство. Совмещающий в себе прошлое бродячей собаки и пьяницы-люмпена, Шариков «родился» с одним чувством: ненавистью к тем, кто его обижал. Здесь и классовая ненависть пролетариата к буржуазии, ненависть бедных к богатым, ненависть необразованных к образованным.
Cлайд 17
Профессор Преображенский – классовый враг И трагедия в том, что едва научившийся ходить, «человек» находит в жизни надежных союзников, которые подводят под все его поступки революционную теоретическую основу. У Шарикова уже есть «духовный наставник» - председатель домкома Швондер. От Швондера Шариков узнает о том, какие у него, пролетария, привилегии по сравнению с профессором, и, больше того, начинает осознавать, что ученый, давший ему человеческую жизнь,- классовый враг. Шариков четко осознает главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все, что создано другими людьми, а главное – стремись к всеобщей уравниловке. И некогда благодарный профессору пес уже не может смириться с тем, что тот «один в семи комнатах расселился», и приносит бумагу, по которой ему в квартире полагается площадь в 16 метров.
Cлайд 18
Звездным часом для Шарикова становится его новая работа. Карьера Шарикова поистине удивительна: от бродячего пса до заведующего подотделом очистки города от бродячих животных. И вот он предстает перед изумленным профессором и Борменталем «в кожаной куртке с чужого плеча, в кожаных же потертых штанах и высоких английских сапожках до колен». Как известно, революционные командиры предпочитали именно кожаную одежду. Нас уже не удивляет, что Шариков взялся за преследование бродячих собак и кошек, несмотря на то, что сам вчера принадлежал к их числу. И тут проявляется одна из основных черт Шарикова: ему чужда благодарность (в отличие от Шарика). Наоборот, он мстит тем, кто знает его прошлое. Он мстит себе подобным, чтобы доказать свою отличность от них, самоутвердиться. И именно такой выбор профессии неудивителен: шариковы всегда стремятся уничтожить своих же. КАРЬЕРА ШАРИКОВА
Cлайд 19
Умственная ограниченность, моральное убожество, паразитизм – черты, изначально присущие Шарикову, - получили дальнейшее развитие и логическое завершение благодаря известному революционному лозунгу «кто был ничем, тот станет всем». Эту мысль Швондер старательно внушает своему питомцу, делая его еще более самоуверенным и наглым. Ориентируясь на низменные качества Шарикова, учитель воспитывает из него по-настоящему агрессивное и жестокое существо. Уверенный в своей непогрешимости и безнаказанности, ибо его защищает родная пролетарская власть, Полиграф Полиграфович уже откровенно угрожает Преображенскому и Борменталю, ставит им свои условия. Более того, Шариков теперь внимательно вслушивается в то. О чем говорят его враги, чтобы написать на них донос, в котором он обвиняет профессора в том, что он угрожает убить председателя домкома и произносит контрреволюционные речи. КТО БЫЛ НИЧЕМ, ТОТ СТАНЕТ ВСЕМ
Cлайд 20
Как нам известно, профессор Филипп Филиппович Преображенский мечтает превратить собаку в человека. Однако эксперимент завершился полной неудачей. Милый и добрый пес Шарик воспринял только худшие черты своего человеческого донора – пьяницы и хулигана пролетария Клима Чугункина. В финале он, подстрекаемый председателем домкома Швондером, пишет донос на своего создателя и благодетеля, чтобы завладеть его жилплощадью, и профессору Преображенскому не остается ничего другого, как вернуть новоявленного агрессивного члена общества Полиграфа Полиграфовича Шарикова в первобытное собачье состояние. Филипп Филиппович предвидит, что может натворить Шариков, если его вовремя не остановить: «…Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки». Булгаков словно предвидел волну репрессий второй половины 30-х годов, которая обрушилась уже на самих коммунистов. Тогда шариковы действительно расправились со швондерами. ЭКСПЕРИМЕНТ НЕ УДАЛСЯ
Cлайд 21
В повести чародею-профессору удается обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку. Хорошо, что профессор понял, что природа не терпит насилия над собой. Но, увы, в реальной жизни шариковы оказались куда более живучими. Самоуверенные, наглые, не сомневающиеся в своих священных правах на все, полуграмотные люмпены довели нашу страну до глубочайшего кризиса, ибо насилие над ходом истории, пренебрежение законами ее развития могло породить только шариковых. В повести Шариков вновь превратился в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь, и в 30—50-е годы травил людей, как когда-то по долгу службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь. Он оставался на уровне инстинктов и готов был изменить всю страну, весь мир, всю вселенную так, чтобы эти звериные инстинкты было легче удовлетворить. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он вообще гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто высок духом, разумом. Люди, подобные Преображенскому, должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков. В нашей стране после революции были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, что они и поныне среди нас, Россия и перживает сейчас тяжелые времена. Страшно, что агрессивные шариковы со своей поистине собачьей живучестью, несмотря ни на что, могут выжить. ПРИРОДА НЕ ТЕРПИТ НАД СОБОЙ НАСИЛИЯ
Cлайд 22
Я думаю… Что Михаил Афанасьевич показывает в повести, что человечество оказывается бессильным в борьбе с бездуховностью, зарождающейся в людях. Что Булгаков с огромной впечатляющей силой в своей излюбленной манере юмора поставил вопрос о власти бездуховности в жизни человека. Что его сатира в адрес Шарикова, Швондера достигла высшей степени мастерства и выразительности. Что симпатии Булгакова на стороне Преображенского. Что веры в то, что бездуховность в жизни людей можно изжить то ли с помощью науки, то ли с помощью всеобщего усилия коллектива, - веры этой у писателя нет. Что повесть окрашена в пессимистические тона. Я и «Собачье сердце» Повесть «Собачье сердце» мне понравилась тем, что ее стиль доступен и прост для восприятия. На протяжении всего повествования я не переставала получать удовольствия от чтения – так красочен и юмористичен язык повести. Я не перестаю восхищаться гениальностью М.А. Булгакова и его способностью задевать глубокие проблемы во вроде бы обычных произведениях.