Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства в 5 классе на тему: «Истории из малахитовой шкатулки» (по сказу Павла Бажова «Хрупкая веточка») Разработан: Гордеевой Татьяной Борисовной, учителем русского языка и литературы первой квалификационной категории и Текмаевой Евгенией Владиславовной учителем изобразительного искусства высшей квалификационной категории МОУ Школа № 20 г. Губаха, Пермского края Декабрь 2010 г.
Cлайд 2
Cлайд 3
СКАЗЫ Распределите слова по жанрам Серебряное копытце Кокованя Прокопьич Рудник Змеевик Шкатулка Митюнька Лампа Алладина Шапка невидимка Меч Корона Трон Волшебная палочка Змей Горыныч Проверьте себя
Cлайд 4
Павел Бажов родился 28 января 1879 года и прожил жизнь на Урале. Его детство и отрочество прошли в рабочей среде, городке Сысерти (город в Свердловской области). Он видел и познавал нравы, обычаи уральских горнорабочих, Людей суровых и упорных в труде, смелых на выдумку. Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии.. откуда вышли: писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк, изобретатель радио А. С. Попов, собиратель прикамского фольклора В. Н. Серебренников
Cлайд 5
В 1899 г. Павел Бажов стал народным учителем Свой трудовой путь он начал в глухой уральской деревеньке Шайдурихе. Во время школьных каникул в течение 15 лет странствовал по родному краю, пытливо изучал труд и быт камнерезов и горняков. Эти наблюдения и легли в основу творчества писателя. Главная книга Бажова “Малахитовая шкатулка” осталась незаконченной, Он писал её с 1936 года и до последних дней жизни. “Шкатулка она на то и служит, чтобы заполнять её постепенно, из года в год, чтоб хранить в ней сокровища”- говорил писатель.
Cлайд 6
Образ Хозяйки Медной горы в горнорабочем фольклоре имеет различные варианты:
Cлайд 7
Cлайд 8
Уральские горы по каменным плитам Ведут за собой нас в страну малахита. В страну, где не счесть драгоценных камней, В страну работящих и добрых людей. В.Степанов Странные горы на Урале. Их ведь и не видно почти. Потому что уральские горы в недра уходят глубже, чем в небо. Урал словно опрокинут сам в себя, в землю. Урал – удивительные «горы внутри». Внутри планетарного панциря земной коры, внутри России.
Cлайд 9
Cлайд 10
Двести шахт за двести лет источили Медную гору до основания. Сейчас её нет, как нет больше на Урале и самого малахита – весь выбрали. Остались только сказы Бажова – и языческая власть самоцветов. Унылый пустырь на месте рудника Гумёшки удручал ещё самого Бажова. Но память о сказочной Медной горе осталась в музеях.
Cлайд 11
В словаре В.И.Даля читаем: малахит – медная руда, водная углекислая окись меди; по яркости зелени разных оттенков и пригожеству узора, ископаемое это идет на облицовку изваяний и разных украшений. Своё название этот красивый поделочный камень получил за характерный цвет (от греч. «малахе» - «мальва» род трав семейства мальвовых). Лучшие образцы малахита отличаются нежно-зелёной окраской.
Cлайд 12
Месторождения уральского малахита были открыты в 1635 году, но первоначально малахит использовался лишь в качестве медной руды. Сейчас он широко известен как ювелирный и поделочный камень. Малахитом облицовывают колонны и стены, из него вырезали вазы и чаши. В Государственном Эрмитаже, хранится около 200 малахитовых ваз, столешниц и торшеров.
Cлайд 13
Cлайд 14
Cлайд 15
Занялся тут Митюха соком да змеевиком. Немало перебрал. Ну, выбрал и сделал со смекалкой. Попотел. Ягодки-то крыжовника сперва половинками обточил, потом внутре-то выемки наладил да ещё, где надо, желобочки прошёл, где опять узелочки оставил, склеил половинки да тогда их начисто обточил. Живая ягодка-то вышла. Листочки тоже тонко из змеёвки выточил, а на корешок ухитрился колючки тонёхонькие пристроить. Однем словом, сортовая работа. В каждой ягодке ровно зёрнышки видно и листочки живые, даже маленько с изъянами: на одном дырки жучком будто проколоты, на другом опять ржавые пятнышки пришлись. Ну, как есть настоящие.
Cлайд 16
Разноуровневое домашнее задание: Найти стихи об Урале. 2. Сочинить четверостишие об уральских камнях. 3. Составить кроссворд из предложенных слов: геолог, камень, порода, малахит, флюорит, Урал, змеевик, бирюза. 4. Придумать ребусы по теме урока. 5. Составить синквейн о сказах.
Cлайд 17
синквейн Сказы Волшебные, народные Вдохновляют, повествуют, хранят. Отражают жизнь и быт горняков. Истории
Cлайд 18
Cлайд 19
Евгения Ким «Земляничка» Настя Свешникова «Барбарис» Полина Чиркова «Крыжовник» Саша Гуркин «Черёмуха» Анна Мелехова «Калина» Дарья Власова «Ранетки» Анна Морозова «Крыжовник»