«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление любви и верности. Урок литературы в 8классе Цели урока: познакомить с повестью о Петре и Февронии Муромских, выявить её специфику; поведать, как раскрываются темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний в литературе Древней Руси; показать, что нравственные идеалы и заветы Древней Руси ценны и поныне. Оборудование: стенгазета «Повесть о Петре и Февронии». В дополнение к прочитанному», презентация,. Опережающее задание: 1. Прочитать «Повесть о Петре и Февронии». 2. Отгадать кроссворд по данной повести (напечатан в стенгазете). 3. Найти информацию об авторе данного произведения (индивид.). 2010
Cлайд 2
Cлайд 3
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление любви и верности. познакомить с повестью о Петре и Февронии Муромских, выявить её специфику; поведать, как раскрываются темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний в литературе Древней Руси; показать, что нравственные идеалы и заветы Древней Руси ценны и поныне. Цели урока:
Cлайд 4
муромо-рязанский цикл Ермолай –Еразм 1547 год Князь Пётр убивает змея. Рукопись 17 века
Cлайд 5
СКАЗКА ЖИТИЕ ПОВЕСТЬ Сказка- произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил. Житие(в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых,их деяний. Жития имели определенную структуру. По весть — прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. - Сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел» - Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр иФеврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития). По весть — прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события:«через год», «через день», «на следующее утро». - Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве. - Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. - Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково). - Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве. - Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу. - Герои повести – реальные люди. (Петр иФевроньякняжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году). - Есть волшебные вещи:агриковмеч. - Добро побеждает зло (Пётр победил змия). - Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов). - В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезныереальныеиспытания. - Загадки и хитроумные испытания. - В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице. Постоянные эпитеты (лукавый змей, блаженный князь, мудрая дева); повторы (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью). ЖИТИЙНАЯ ПОВЕСТЬ С ЭЛЕМЕНТАМИ НАРОДНО-СКАЗОЧНОГО ХАРАКТЕРА
Cлайд 6
Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал он у вас осуждения? - Так почему же автор делает Петра главным героем? - Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения? Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих. Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. - Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней? - Можем ли мы подтвердить эти изречения текстом?
Cлайд 7
«…Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой, … по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить».
Cлайд 8
- Почему автор не рисует портретов героев повести? В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии?
Cлайд 9
- Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Рака с мощами святых под высокой иконой в золочёном окладе. Поныне своими молитвами святые Петр и Феврония низводят небесное благословение на супружеские пары и их детей.
Cлайд 10
- В чем основное значение «Повести…»? Какие жизненные ценности утверждаются в ней? Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро, любовь и верность – ценности, над которыми не властно время.
Cлайд 11
8 июля – Всероссийский день семьи, любви и верности
Cлайд 12
Муром Архангельск Ульяновск Сочи Ярославль Абакан Памятники Петру и Февронии
Cлайд 13
Подведение итогов урока. - Чем обогатила вас история Петра и Февронии? - О каких вечных ценностях заставил вас задуматься сегодняшний урок? Семья Любовь Верность
Cлайд 14
Cлайд 15
СПАСИБО ЗА УРОК
Cлайд 16
Список используемой литературы и сайтов: Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.:ВАКО, 2005 Крупина Н.Л. Повесть о Петре и Февронии Муромских. IХ класс ⁄⁄ Литература в школе.-2000.-№5.-с.78-82 Малюкова В.Ф. Урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских» VII класс ⁄⁄ Литература в школе.-2008.- №9.-с.37-39 Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком.-М., 1999 Ужанков А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских ⁄⁄ Литература в школе.-2005.- №4.-с.13-18. http://school-103.nios.ru/Petr.htm http://www.petr-fevronia.ru/category/22 http://artikul.ucoz.ru/forum/54 http://journal.oscfo.ru/nomera/4/povest_o_petre_i_fevronii_muromskih/ http://www.mosds.ru/BRK1/XVI-04.htm http://zvon.yaroslavl.ru/krasny.mp3.