Жизнь и творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка Подготовила: учитель начальных классов Иванова Н.Г. МОУ «Кашмашская ООШ»
Cлайд 2
Cлайд 3
Русский писатель-прозаик, драматург Д.Н. Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия Мамин) родился 25 октября (6 ноября) 1852 года в Висимо-Шайтанском заводском поселке Верхотурского уезда Пермской губернии, в 140 км от Нижнего Тагила.
Cлайд 4
Писатель с детских лет полюбил великолепную уральскую природу и всегда вспоминал ее с любовью: "Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше". Так писал Мамин-Сибиряк много лет спустя, находясь вдали от родного Висима.
Cлайд 5
Тогда же, в ранние детские годы, зародилась и окрепла у Мамина-Сибиряка любовь к русской литературе. "В нашем доме книга играла главную роль, - вспоминал писатель, - и отец пользовался каждой свободной минутой, чтобы заняться чтением". О небольшой домашней библиотеке заботилась вся семья Маминых.
Cлайд 6
К детской литературе Мамин-Сибиряк относился очень серьезно. Он называл детскую книжку "живой нитью", которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с широким миром жизни. Обращаясь к писателям, своим современникам, Мамин-Сибиряк призывал их правдиво рассказывать детям о жизни и труде народа. Он часто говорил, что только честная и искренняя книга приносит пользу: "Детская книга - это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян".
Cлайд 7
Cлайд 8
Детские произведения очень разнообразны и предназначены для детей разного возраста. Младшие ребята хорошо знают "Аленушкины сказки". В них весело живут и разговаривают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и игрушки. Например: Комар Комарович - длинный нос, Мохнатый Миша - короткий хвост, Храбрый Заяц - длинные уши - косые глаза - короткий хвост, Воробей Воробеич и Ерш Ершович. Рассказывая о веселых приключениях зверей и игрушек, автор умело соединяет увлекательное содержание с полезными сведениями, малыши учатся наблюдать жизнь, у них развиваются чувства товарищества и дружбы, скромности и трудолюбия.
Cлайд 9
Произведения Мамина-Сибиряка для детей старшего возраста рассказывают о жизни и труде рабочих и крестьян Урала и Сибири, о судьбе детей, работающих на заводах, промыслах и шахтах, о юных путешественниках по живописным склонам Уральских гор. Широкий и разнообразный мир, жизнь человека и природы раскрываются юным читателям в этих произведениях. Высокую оценку читателей получил рассказ Мамина-Сибиряка "Емеля-охотник", отмеченный в 1884 году международной премией.
- Как ведёт себя Утка, когда сталкивается с трудностями и опасностью? ( Она спасла жизнь своей дочери. Утка всё время думает о судьбе Серой Шейки, которая не сможет лететь вместе со стаей на юг, она плачет и печалится, она даже решает остаться с ней зимовать.) - А Селезень? ( Он предпочитает не тревожить себя грустными мыслями. Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса её съела, всё равно ей суждено погибнуть зимой.) - Вы согласитесь, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции? ( Утка – самоотверженная и заботливая, умеющая любить и сочувствовать. Селезень – эгоистичный и равнодушный, не способный ни на какую жертву ради близких.) - Как объяснить слова автора: «Оказывалось как – то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умён и всегда лучше всех»? ( В этой фразе есть и ирония , и горькая жизненная правда – если не помогать другим, не болеть душой за других, философствовать о том, что полезно, а что вредно, стараться не тревожить себя понапрасну, - есть возможность выглядеть умным и рассудительным обывателем) - Можно ли утверждать, что автор – хороший психолог, то есть человек, который умеет анализировать переживания других людей ? ( НЕ важно, что в сказке речь идёт не о людях, переживания персонажей вполне человеческие!) - Кого вам больше жалко – старую Утку или Серую Шейку? - Можно ли сказать, что автор – тонкий наблюдатель жизни природы? ( Отметить детали пейзажных описаний и подробности поведения птиц перед отлётом.)
Cлайд 12
Словарно – лексическая работа. Озабоченный вид – поглощённый заботами, выражающий беспокойство, заботу. Верста – русская мера длины равная 1,06 км Поросль – молодой лес, а также побеги растений от корней , пней или семян. Рок – неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги. Роковой день – неизбежный, в данном случае, драматический. Улетавший косяк – стая птиц. Сажень – старая мера длины, равная 2м 13см
Cлайд 13
- Какие чувства вызвала у вас Серая Шейка? - А лиса? Составьте характеристику главных героев. Лиса Серая Шейка Старик хитрая, безжалостная больная, добрая, беззащитная добрый, заботливый, любит природу
Cлайд 14
Мораль: Не теряй веры Будь сильным и мужественным Не плыви по течению Имей активную жизненную позицию. Без борьбы не сдавайся Не теряй воли к жизни. Пословицы: У страха глаза велики. На всякую беду страху не напасёшься. Бой отвагу любит. Кто назад бежит, тот честью не дорожит.
Cлайд 15
Кто это? И о чём он ворчал? К чему готовились утки?
Cлайд 16
О чём подумала Серая Шейка, когда улетели все утки?
Cлайд 17
С кем встретилась Серая Шейка в лесу? Кого встретила Серая Шейка, когда река почти полностью замёрзла?
Cлайд 18
Кого испугались зайцы, когда грелись от мороза? Вот так штука! В первый раз вижу, как лиса в утку превратилась. Ну, и хитёр зверь . Чьи это слова? Как закончилась эта сказка?
Cлайд 19
1. Суровое время года которое нужно было пережить Серой Шейке? 2. Водоплавающая птица ? 3. Самец утки ? 4. Старая мера длины, равная 2м 13см ? 5. Стая птиц ? 6. Русская мера длины равная 1,06 км ? 7. Тот кто ведёт за собой других ? 8. Что было повреждено у Серой Шейки? 1. з и м а 2. у т к а 3. с е л е з н ь 4. с а ж е н ь 5. к о с я к 6. в е р с т а 7. в о ж а к 8. к р ы л о