Цели урока: Узнать: Может ли язык народа обходиться без поэзии? Что такое поэзия для языка? О чем говорит русская поэзия?
Cлайд 3
Попробуем для начала сравнить два стихотворения, на первый взгляд, очень далеких друг от друга. Одно из них написал поэт Василий Жуковский в 1839 г., а другое — поэт Борис Пастернак в 1956 г. Стихотворение В.А.Жуковского (точнее, отрывок из его драматической поэмы «Камоэнс») написано так называемым александрийским стихом — величественным стихотворным размером, которым часто переводили древнюю поэзию (как и в древней поэзии, в александрийском стихе нет рифмы). В.А.Жуковский (1783–1852). Портрет работы О.А.Кипренского
Cлайд 4
Не счастия, не славы здесь Ищу я — быть хочу крылом могучим, Подъемлющим родные мне сердца На высоту, — зарей, победу дня Предвозвещающей, великих дум Воспламенителем, глаголом правды, Лекарством душ, безверием крушимых, И сторожем нетленной той завесы, Которою пред нами горний мир Задернут, чтоб порой для смертных глаз Ее приподымать и святость жизни Являть во всей ее красе небесной — Вот долг поэта, вот мое призванье!
Cлайд 5
быть «крылом» «воспламенителем великих дум» «лекарством душ» « предвозвестником победы дня» быть «глаголом правды» «святость жизни являть во всей красе небесной».
Cлайд 6
Быть знаменитым — некрасиво. Не это поднимает ввысь, Не надо заводить архива, Над рукописями трястись Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать. Б.Л.Пастернак (1890–1960). Фото 1956 г.
Cлайд 7
Сравним эти стихотворения. О чем они? Есть ли у авторов общие мысли?
Cлайд 8
В стихотворении Жуковского много признаков высокого стиля: размер — александрийский стих, церковнославянизмы «нетленный» (т.е. бессмертный), «горний мир» (это выражение значит «высший, небесный мир», завесу которого может приоткрыть читателю поэт), «глагол правды». Все это создает в стихотворении возвышенный настрой, все это близко к понятию «высокого штиля» в определении Ломоносова.
Cлайд 9
Стихотворение Пастернака подчеркнуто просто — и слова автор употребляет простые: шумиха, архив (имеется в виду писательский архив), и мысли выражает прямо и «без красот». И все-таки эти стихотворения родственны по духу. Что же их роднит?
Cлайд 10
Жуковский признается: «не счастия, не славы здесь ищу я...», Пастернак пишет о том же самом: «быть знаменитым — некрасиво...», призывает не гнаться за победой (и даже не отличать ее от поражения). Жуковский мечтает поднять сердца читателей к высокому, а Пастернак предостерегает писателя от того, что «не поднимает ввысь» (известность, слава, шумиха). Каким словом можно охарактеризовать отношение этих двух поэтов к словесному творчеству?
Cлайд 11
«Служение» «высокое служение»
Cлайд 12
Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. ( «Поэт и толпа») И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». («Пророк»)
Cлайд 13
«Твой голос — небо надо мной». Где рождаются высокие слова поэзии? Откуда берутся в русской поэзии высокие слова? Откуда вообще берутся в поэзии слова? На первый взгляд, все очень просто: все слова берутся из языка. А что такое русский язык для русской поэзии? Просто исходный материал? Как дерево для плотника или глина для гончара? Какую роль в поэзии играет язык, как вы думаете?
Cлайд 14
РОДНОЙ ЯЗЫК Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! Мои стихи — как дым алтарный! Как вызов яростный — мой крик! ... Как часто в тайне звуков странных И в потаенном смысле слов Я обретал напев нежданных, Овладевавших мной стихов! ... Твои богатства, по наследству, Я, дерзкий, требую себе. Призыв бросаю — ты ответствуй, Иду, — ты будь готов к борьбе! Но, побежден иль победитель, Равно паду я пред тобой: Ты мститель мой, ты — мой спаситель, Твой мир — навек моя обитель, Твой голос-небо надо мной! В.Я.Брюсов (1873–1924). Портрет работы С.В.Малютина. 1913 г.
Cлайд 15
У языка есть свой голос («Твой голос — небо надо мной»), который вдохновляет поэта; и этот голос, звучащий в самом языке — тот самый пушкинский «Бога глас»: ведь стихи поэта — это «дым алтарный» (благовонный дым, восходящий от алтаря к небу, — образ жертвы Богу )
Cлайд 16
Итак, главный секрет поэзии в том, что поэтическое слово — это ТВОРЧЕСКОЕ слово. Оно не повторяет жизнь — оно само готово преобразить жизнь человека, оно само способно творить в жизни человека что-то новое и прекрасное. Ведь в древнегреческом языке слово ποιητής буквально означает ‘творец’.
Cлайд 17
Лучше всего такое отношение к слову отразили создатели славянской азбуки, первые славянские переводчики святые братья Кирилл и Мефодий. Первыми словами, написанными на славянском языке, новой азбукой, стали слова Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово». Эти слова говорят о творческом Слове — Слове с большой буквы.
Cлайд 18
Нужно ли учиться родной поэзии? Для чего нужно учиться понимать родную поэзию? Чтобы понять предков, понять свою страну, чтобы понять, что же делает нас и наших предков именно единым народом, нужно заглянуть в душу и сердце своего народа — нужно услышать его поэтическую мысль. Знание родной поэзии — это одно из самых важных знаний, которые может получить человек: это знание народа, среди которого ты живешь, это, в конечном счете, познание себя самого.