Открытый урок в 11 классе Учитель- Белоголова Е.Ф. Яренская МСОШ
Cлайд 2
-познакомить с публицистическими статьями Ф.А. Абрамова -развивать в учащихся умение анализировать произведения писателя, делать выводы -воспитывать гражданскую позицию, активное отношение к действительности
Cлайд 3
Нравственный писатель всегда современен и необходим для здоровья общества. Н.П. Залывских Публицистика Ф.Абрамова –кладезь духовности и правды Б.Пономарев Ф.Абрамов-писатель не только большого таланта, но и большого мужества и гражданственности. Б.Пономарев. Подумайте, какой эпиграф выбрать к уроку?( размышляйте в течение урока)
Cлайд 4
Что такое публицистика?
Cлайд 5
К публицистике можно отнести письма, дневниковые записи, статьи, выступления на телевидении…. общее наименование литературных произведений, рассматривающих острые, злободневные проблемы с целью повлиять на общественное мнение, вызвать у читателей активный интерес к поставленным вопросам. Ф.А.Абрамов считал публицистику «большой и важной частью литературы»
Cлайд 6
Памяти Ф. Абрамова Ему повелела природа Нелегкую ношу нести: Жить думой и болью народа И быть у народа в чести. В нем зрела заступная дума За братьев своих и сестер; Он шел по стопам Аввакума, Он ярко горел, как костер. Горел, презирая невзгоды, Великою Правдой томим. Он знал, что поднимутся всходы Из зерен, посеянных им. (Виталий Лазарев, г. Северодвинск,)
Cлайд 7
«Чем живем-кормимся?» «Пашня живая и мертвая» «От этих весей Русь пошла» «Слово в ядерный век» «Возжечь человеческое» «В краю родникового слова» «О хлебе насущном и хлебе духовном» «Что же нам делать?» «Самый надежный судья-совесть». Остановимся на нескольких публицистических статьях ( групповые проекты)
Cлайд 8
1.Какие проблемы поднимает Ф.А.Абрамов в публицистических статьях? 2.Какие качества в людях не приемлет Ф.А.Абрамов? 3.Каким публицистом был Ф.Абрамов?
Cлайд 9
Cлайд 10
Cлайд 11
Исчезла былая гордость за хорошо распаханное поле, за красиво поставленный зарод, за чисто скошенный луг, за ухоженную, играющую всеми статями животину. Все больше выветривается любовь к земле, к делу, теряется уважение к себе. И не в этом ли одна из причин прогулов, опозданий и пьянства, которое сегодня воистину стало национальным бедствием? Казалось бы, с пьяницей, с лодырем разговор должен быть коротким; увольнение. Ведь не потворством же укреплять трудовую дисциплину! А в Верколе за десять лет, за всю историю совхоза не уволили ни одного человека. Не пользуется ли этим нероботь, разного рода любители легкого житья?
Cлайд 12
В деревне нет недостатка в работящих, талантливых : совестливых тружениках. И у них болит сердце, когда видят сгноенное сено, погибающих телят, пьяных подростков. «Разбаловались... разболтались», — самокритично говорят они меж собой. Но почему не слышно их требовательного голоса? Почему никто из них никто не хочет идти в бригадиры, в управляющие? Почему они даже детей своих взрослых отговаривают от участия в управлении хозяйством? Равнодушие, пассивность, нежелание портить отношения с односельчанами... И вечная надежда на строгого и справедливого начальника, который откуда-то приедет и наведет наконец порядок. Почти как у Некрасова : «Вот приедет барин, барин нас рассудит». Но так ожидала бабушка Ненила, неграмотная старуха некрасовских времен. А теперь-то, когда почти у всех чуть ли среднее образование, теперь-то зачем ждать помощи со стороны? Лучше вас никто не знает веркольской земли, хозяйства. людей, местных нравов, — вам и браться за дела, вам и наводить порядок в собственном доме.
Cлайд 13
Ф.А.Абрамову была ненавистна позиция пассивных наблюдателей, пресловутое «мы ничего не решаем», «ничего не можем».«За этими словами- говорил он, -скрывается трусость, равнодушие, лень » Еще до перестройки писатель бил в свой писательский колокол и взывал к совести каждого: Будьте граждански активными, требовательными, рачительными хозяевами, боритесь с несправедливостью, ложью, бесхозяйственностью.
Cлайд 14
….Общеизвестно, что так называемая деревенская проза — не буду говорить сейчас о всей условности и несостоятельности этого термина — давно уже вышла на передовые рубежи нашей литературы. Я бы сказал больше: она во многом определяет лицо современной литературы. Достаточно назвать хотя бы имена таких писателей, которых в свое время так или иначе напутствовал наш незабвенный Александр Трифонович Твардовский: Валентин Овечкин и Александр Яшин, Гавриил Троепольский и Владимир Тендряков, Сергей Залыгин и Ефим Дорош, Владимир Солоухин и Виктор Астафьев, Борис Можаев и Евгений Носов, Василий Белов и Василий Шукшин, Валентин Распутин... Разве не вокруг произведений этих писателей многие годы закипали литературные и общественные споры и диспуты? Разве не они прежде всего определяли читательский успех таких журналов, как «Новый мир», «Север», «Наш современник»?... 1976 г.
Cлайд 15
Время властно требует другого человека, человека — хозяина, человека с развитым самосознанием, обостренной гражданской совестью, с широким историческим кругозором, способного не только мыслить по-государственному, по-хозяйски, но и отвечать за все происходящее в стране, то есть поступать по-хозяйски, поступать по-государственному, соответственно своим убеждениям, велениям совести. Словом, нельзя заново возделать русское поле, не возделывая души человеческие, не мобилизуя всех духовных ресурсов народа, нации. И тут — хочется еще раз подчеркнуть — огромная роль принадлежит литературе, правдивому и вдохновляющему слову. Слову, которое зовет к утверждению истины, добра и справедливости на земле! …Деревня- наши истоки, наши корни. Деревня- материнское лоно, где зарождался и складывался наш национальный характер..
Cлайд 16
(из записных книжек) С давних пор существуют два способа перестройки и улучшения жизни: путь социальных реформ и путь нравственного самовоспитания, нравственного самоусовершенствования, которое так усиленно и страстно проповедовал Лев Толстой. К нравственному учению Л. Толстого у нас долгое время было негативное, отрицательное отношение. Но исторический опыт показал, что одними социальными средствами невозможно обновить жизнь, достигнуть желаемых результатов. Нужен одновременно второй способ. Это самовоспитание, строительство своей души, своего отношения к миру, иными словами, каждодневное самоочищение, самокритика, самопроверка своих деяний и желаний высшим судом, который дан человеку. — судом собственной совести. Совесть — это как раз та сила, которая должна выводить человека из равнодушия, сдирать с него коросту эгоизма, пробуждать в нем чувство ответственности за все, что происходит вокруг.
Cлайд 17
1981 г. …Хорошая, талантливая книга— редкость. Но всегда ли мы должным образом оцениваем их, всегда ли получает о них должную информацию самый широкий, массовый читатель …Происходит нивелировка, уравниловка, лучшее тонет, растворяется в потоке серости. И надо ли говорить, что это запутывает и даже оглупляет читателя? Виктор Курочкин. Кто не знает его повести «На войне как на войне», одного из самых блистательных произведений о минувшей войне? А недавно захожу в книжный магазин в одном маленьком городке — и целая полка книг с этой повестью, которую бы с радостью приобрел знающий читатель.
Cлайд 18
Нравственная активность человека, способность быть верным голосу совести и справедливости- не в этом ли подлинный героизм? Героизм непоказной , некрикливый, который еще мало понят и оценен нами. Много хорошего сделала «Роман-газета», самое массовое наше литературное издание, много выпустила первоклассных книг. И в то же время та же самая «Роман-газета» сколько гонит всякой многоверстной макулатуры и серятины, которые на местах нередко принимают чуть ли не за советскую классику! На страницах «Poман-газеты» не нашлось, к нашему стыду, места для «Привычного дела» и «Плотницких рассказов» Василия Белова
Cлайд 19
1982 г. Когда я приезжаю в деревню, я буквально омываюсь в живых родниках речи (Презентация ученика).
Cлайд 20
Самый главный недостаток, который я замечаю,—у нашей молодежи нередко не хватает молодости. Молодости в смысле идеализма в высшем понятии этого слова, в смысле идеалов, в смысле порывов, в смысле романтики, в смысле устремлений к высшему. Слишком много практицизма, слишком много внимания к барахлу ...встречаются элементы жестокости, о которых пишут в газетах, недоброты... (Останкино) ...Я не хочу бросить тень на нашу молодежь...И все-таки, все-таки... разве не встречаемся мы в ее среде с возросшим эгоцентризмом и индивидуализмом, с иждивенческими и потребительскими настроениями, с утратой бережного любовного отношения к земле, к природе, с холодным рационализмом? («О хлебе духовном и хлебе насущном» )
Cлайд 21
1.Какие проблемы поднимает Ф.А.Абрамов в публицистических статьях? 2.Какие качества в людях не приемлет Ф.А.Абрамов? 3.Каким публицистом был Ф.Абрамов?
Cлайд 22
«Нравственный писатель всегда современен и необходим для здоровья общества.» Н.П. Залывских «Публицистика Ф.Абрамова –кладезь духовности и правды» Б.Пономарев Ф.Абрамов-писатель не только большого таланта, но и большого мужества и гражданственности. Б.Пономарев. Ваш выбор эпиграфа. Мнение обоснуйте.
Cлайд 23
Cлайд 24
Лучшие люди должны управлять страной, стоять во главе жизни. («Чистая книга») Закон и совесть должны править в мире. Как жить? С ощущением последнего дня и всегда с ощущением вечности. Молитва нужна не Богу, а самим людям. В молитве- самоочищение, настрой души на работу, на подвиг, на терпение. Надо быть хозяевами своего дома и в своем доме.«Мы ничего не можем, ничего не решаем!»-это самый ненавистный мне образ мышления, с которым необходимо бороться, ибо многое на местах зависит от нашей общественной активности, от поведения каждого человека. (из интервью журналу «Наш современник» 1980 г)