Знакомство с японской классической поэзией Березники, 2007 г. Петухова М.Л.
Cлайд 2
Цели урока Дать знания, пробуждающие образное воображение Вести стихотворения в контекст культуры и быта Японии Раскрыть секреты их построения Сделать учащихся соавторами замечательных японских поэтов Петухова М.Л.
Cлайд 3
Картины русских художников Какой теме посвящены эти картины? Что особенного увидел художник в каждом времени года? Какое настроение они оставляют? Все картины создают ощущение нашего присутствия Петухова М.Л.
Сопоставьте репродукции Н.Ромадин. «Золотой клен» А. Хиросигэ «Осень» Петухова М.Л.
Cлайд 6
Сопоставление репродукций Японский художник 19 века А.Хиросигэ изображает те же времена года, но иначе. Как? Недосказанность Загадка Намёк Петухова М.Л.
Cлайд 7
Но каждый делает это по-своему… Петухова М.Л.
Cлайд 8
Знакомство с японской поэзией Пустынный сад… Давно заглушил тростник След людей. На дне осенней росы Звенят голоса цикад. Сикиси Найсинно Что поражает в этих стихах? Чем они отличаются от стихов русских поэтов? Недосказанность, которая позволяет читателю включиться в сотворчество с поэтом Петухова М.Л.
Cлайд 9
Японская притча У Сенно Рекю (знаменитого мастера чайной церемонии, который жил в 16 в.) был прекрасный сад, славившийся цветами повилики. Этот сад захотел увидеть сам правитель. Заранее предупредив хозяина, высокий гость прибыл ранним утром. Но что же он увидел? Все цветы были срезаны, и только из одного была сделана икебана. «Почему ты так поступил?» - спросил удивленный правитель. «Множество цветов рассеяло бы ваше внимание, - ответил мастер. – а этот один – самый прекрасный – призван воплотить в себе красоту всего сада». Петухова М.Л.
Cлайд 10
Выявление основных принципов японского искусства Какое отношение к миру отражено в этой притче? Через малое – к великому Кроме искусства икебаны, к чему ее можно применить? Стихотворения и гравюры Как бы вы назвали этот принцип в японском искусстве? Намёк Петухова М.Л.
Cлайд 11
Учимся разгадывать японские хокку Некуда воду из ванны Выплеснуть мне теперь… Всюду поют цикады! Оницура Как вы представляете себе место действия? Почему поэту некуда выплеснуть воду? Какая черта японцев отразилась в этих стихах? Петухова М.Л.
Cлайд 12
Теоретические сведения Хокку - лирическое стихотворение, состоящее из трех строк. В каждом стихе хокку определенное количество слогов 5 + 7 + 5 Рифмы нет Петухова М.Л.
Cлайд 13
Учимся разгадывать японские хокку Какая грусть! В маленькой клетке подвешен Пленный сверчок. Басё Какое время года здесь изображено? Каково настроение автора? Что вызвало эту грусть? Петухова М.Л.
Cлайд 14
Учимся разгадывать японские хокку Осенний дождь во мгле! Нет, не ко мне, к соседу Зонт прошелестел. Ранран Какое время года здесь изображено? Где вам видится автор? Как вы думаете, он молод, стар? Какое у него настроение? Почему? Какое состояние передано в этом стихотворении? Петухова М.Л.
Cлайд 15
Упражнение в соавторстве Подберите нужную строчку Прошло уж десять лет, А кажется, вчера его не стало Плакучей ивы тень! Не утихает боль! Осиротели мы! Петухова М.Л.
Cлайд 16
Упражнение в соавторстве Допишите строчку сами На веере хотел я написать, - В руке сломался он. Петухова М.Л.