Табличные информационные модели Автор: Учитель информатики и ИКТ МБОУ СОШ №4, г. Светлограда Купцова Л.В. 2011 год
Cлайд 2
Каково преимущество табличной информационной модели по сравнению со словесными описаниями? Любое ли словесное описание можно заменить табличной информационной моделью? Как на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель? К какому типу относится таблица «Табель успеваемости», расположенная в конце вашего дневника? Какую информацию содержит таблица типа ОС? Чем от таблицы типа ОС отличается таблица типа «Объекты – объекты – один» (ООО)?
Cлайд 3
Условно все множество таблиц можно разделить на простые и сложные.
Cлайд 4
Cлайд 5
Cлайд 6
Таблицы используются для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств и состоят из столбцов и строк. Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима. Объект – это то, о чем идет речь. Класс объектов – множество объектов, объединенных какими- то общими свойствами. Свойства – характеристики, признаки объекта.
Cлайд 7
Таблица 1: Оценки по информатике и математике В таблице пары образуются из объектов, относящихся к классам «Ученик» и «Период обучения». Свойствами здесь являются оценки, полученные по предметам в каждый период обучения. Таблицы типа ООН содержат информацию о нескольких свойствах нескольких пар объектов, принадлежащих разным классам. Ученик Период обучения I четверть II четверть Информатика Математика Информатика Математика Баутин Дима 4 4 5 4 Школина Ира 5 5 5 5 Зайцев Илья 4 3 4 4
Cлайд 8
Значения свойств пар объектов Головка имеет трехъярусную структуру Имя 1-го класса объектов Имя 2-го класса объектов Имя первого объекта 2 класса Имя второго объекта 2 класса … Имя 1-го св-ва пары объектов Имя 2-го св-ва пары объектов … Имя 1-го св-ва пары объектов Имя 2-го св-ва пары объектов … … Имя первого объекта 1 класса Имя второго объекта 1 класса …
Cлайд 9
Таблица 2 Оценки по информатике и математике Следовательно, чтобы проследить за успеваемостью ученика в разные периоды времени по одному и тому же предмету, удобнее воспользоваться таблицей 2. А общую картину успеваемости за некоторый период обучения проще понять с помощью таблицы 1. Представим информацию таблицы 1 иначе. Образуем пары из объектов, принадлежащих классам «Ученик» и «Предмет». Свойствами будем считать оценки, полученные учениками по предметам за разные периоды учебы. Ученик Предмет Математика Информатика I четверть II четверть I четверть II четверть Баутин Дима 4 4 4 5 Школина Ира 5 5 5 5 Зайцев Илья 3 4 4 4
Cлайд 10
В таблице 3 приведен фрагмент сводной ведомости успеваемости учащихся, имеющейся в конце классного журнала. Таблица 3: Оценки по информатике и математике учеников VII класса Ученики Предмет Математика Информатика Баутин Дима 1-я четверть 4 4 2-я четверть 4 5 1-ое полугодие 4 4 Голубев Миша 1-я четверть 3 4 2-я четверть 4 4 1-ое полугодие 5 4 Куликов Иван 1-я четверть 5 5 2-я четверть 5 5 1-ое полугодие 5 5 Радугина Алла 1-я четверть 5 4 2-я четверть 5 5 1-ое полугодие 5 5
Cлайд 11
Таблица типа «объекты – свойства – объекты» - это таблица, содержащая информацию о свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам, а также об одиночных свойствах объектов одного из классов. В отличие от таблиц других типов, таблицы типа ОСО нельзя «повернуть набок», так как одиночные свойства объектов обязательно должны находиться в боковике.
Cлайд 12
Таблица 4: Антропометрические данные учеников VII класса Эта таблица относится к типу ОС. Ученик Рост (см) Вес (кг) Баутин Дима 168 56 Зайцев Илья 159 46
Cлайд 13
Таблица 5: Результаты школьной спартакиады Эта таблица относится к типу ООН. Ученики Упражнения Прыжок в длину с места Бег на 100 м Результат (см) Баллы Результат (с) Баллы Баутин Дима 197 5 220 5 Зайцев Илья 178 4 263 4
Cлайд 14
Объединим информацию, содержащуюся в предыдущих двух таблицах. Таблица 6: Антропометрические данные и спортивные результаты В этой таблице свойства «Рост» и «Вес» не являются парными, они относятся только к объектам класса «Ученик». Свойства «Результат» и «Баллы» характеризуют пары объектов классов «Ученик» и «Упражнения». Ученик Рост, см Вес, кг Упражнение Прыжок в длину с места Бег на 1000 м Результат, см Баллы Результат, с Баллы Баутин Д. 168 56 197 5 220 5 Зайцев И. 159 46 178 4 263 4
Cлайд 15
Таблица состоит из столбцов и строк. Таблицы используют для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств. Вопрос: «Какие достоинства и недостатки имеют табличные информационные модели?» Информация, представленная в таблице, наглядна, компактна, легко обозрима.
Cлайд 16
Галкина Инна Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района, Нижегородской области
Cлайд 17
Cлайд 18
Практическая работа № 6 (зад. 5) стр. 179 – 182. Задание 5. Таблица типа ООН. Климат.
Cлайд 19
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… теперь я могу… я научился… у меня получилось … урок дал мне для жизни…
Cлайд 20
§2.5 (Сложные таблицы), №35-36, 37 на стр. 55 рабочей тетради