Урок 1 Основные этапы становления информационного общества Муниципальное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа № 50 г. Томска Гришкова Татьяна Павловна
Cлайд 2
Первые упоминания понятия информационного общества относятся к 60 гг. 20 в. (США, Япония). Понятие "информационного общества" – правопреемник понятия "постиндустриального общества", его детализация. Синонимы: "интеллектуальное общество", "общество знания", "образованное общество". Информационное общество как информационная (знаниевая) ступень развития материальной и духовной культуры постиндустриальной цивилизации – это цивилизационная формация. Основные этапы становления информационного общества
Cлайд 3
Признаками информационного общества в настоящее время считают: • культ знаний; • информационная экономика; • информационная культура; • информационный рынок труда; • информационная инфраструктура; • информатизация социальных технологий; • информационное законодательство. Основные этапы становления информационного общества
Cлайд 4
Признаки информационного общества Культ знаний означает, что в общественной морали устойчиво преобладает тяга к духовному самосовершенствованию над стимулом материального благополучия. Культ знаний – это социально-психологическая установка, влияющая на все остальные подобные установки граждан информационного общества.
Cлайд 5
Признаки информационного общества Информационная экономика должна быть ориентирована на высокие технологии (Hi-Tech) – микро-, наноэлектронику, глобальные коммуникации, накопление и распространение данных и знаний, экономию времени, энергии и других общественных ресурсов, разработку и внедрение интеллектуальных продуктов. Информационная экономика страны должна вписываться в глобальный информационно-экономический процесс.
Cлайд 6
Признаки информационного общества Информационная культура – часть общей культуры социума, организующая социальную жизнь через информационную сферу. Внешняя информационная культура есть культура коммуникации и управления (данных и команд). Внешняя информационная культура общества и личности безотрывно связана с их внутренней информационной культурой, под которой понимается культура познания (знания).
Cлайд 7
Признаки информационного общества Информационный рынок труда должен охватывать более половины трудоспособного населения. Это значит, что более 50% трудовых ресурсов общества должно работать в информационной сфере (компьютерные технологии; телекоммуникации; информационные услуги, включая библиотеки и сферу искусства; СМИ и рекламное дело; безлюдные производства под управлением АСУ и роботов; микропроцессорные и нанотехнические системы и устройства; наука и образование и т.п.).
Cлайд 8
Признаки информационного общества Информационная инфраструктура включает аппаратно-программные средства поддержки информационной сферы деятельности общества. Информационное законодательство есть совокупность законов, нормативных актов и других форм правового регулирования в сфере обращения и производства информации и применения информационных технологий.
Cлайд 9
Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех этапах развития общества и государства. В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. Информационные революции
Cлайд 10
Информационные революции Революция Время Средства и методы Техника Информатика Средства и методы Общество I До нашей эры Изобретение письменности (счет). Возможность фиксировать знания на материальном носителе. Появление средств и методов накопления знаний. Передача знаний новым поколениям От первобытнообщинного до средневекового II XVI век Изобретение книгопечатания (первопечатники Гуттенберг и Иван Федоров). Тиражирование информации. Новый способ хранения информации: более качественный, быстрый, массовый. Доступность культурных ценностей привела к возможности самообразования От средневекового до аграрного.
Cлайд 11
Революция Время Средства и методы Техника Информатика Средства и методы Общество III XIX век Изобретение электричества, радио, телеграфа. Оперативность передачи, увеличение объемов информации. Создание средств коммуникации: радио, телеграф, телефон. Повышение степени распространяемости информации. Увеличение скорости передачи информации. Переход к индустриальному обществу. IV 70-е годы XX века Изобретение микропроцессорной вычислительной техники, переход от механических и электрических к электронным техническим устройствам Обработка и передача информации с помощью ПЭВМ (ПК), компьютерных сетей, суперкомпьютера в электронной форме. Стремительное увеличение объемов информации. Увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации. Переход к информационному обществу.
Cлайд 12
Революция Время Средства и методы Техника Информатика Средства и методы Общество V Настоящее время Интеграция в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры. Появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации в сетях. Трансграничные глобальные информационно-телекомму-никационные сети, охватывающие все страны и континенты, проникающие в каждый дом и воздействую-щие одновременно и на каждого человека в отдель-ности, и на огромные массы людей, в т.ч. т юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. (Интернет). Неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации,, Появляются новые виды деятельности в сетях. Информационное
Cлайд 13
Развитие вычислительной техники Поко-ление Годы Элементная база Быстродействие Программное обеспечение Применение 1 1946-1956 Электронные лампы 10-20 тыс. оп./с Машинные языки Расчетные задачи 2 1960-1969 Полупроводники 100 тыс. – 1 млн. оп./с Алгоритмические языки, диспетчерские системы, пакетный режим, операционные системы Инженерные, научные, экономические задачи 3 1970-1979 Интегральные микросхемы Несколько млн. оп./с Операционные системы, системы программирования, режим разделения времени АСУ, САПР, научно-технические задачи 4 1980 – по настоя-щее время БИС, микропроцессоры Десятки млн. – десятки трлн оп./с Базы и банки данных, ПО для мультипроцессорных систем Управление, коммуникации, АРМ, обработка текстов, звука, графика
Cлайд 14
Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Все это серьезно трансформирует жизнь личности, общества, государства. Информационное общество
Cлайд 15
Основные особенности и характеристики информационного общества: наличие информационной инфраструктуры, состоящей из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний; массовое применение персональных компьютеров, подключенных к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям (ТИТС). подготовленность членов общества к работе на персональных компьютерах и в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях;
Cлайд 16
Основные особенности и характеристики информационного общества: новые формы и виды деятельности в ТИТС или в виртуальном пространстве (повседневная трудовая деятельность в сетях, купля-продажа товаров и услуг, связь и коммуникация, отдых и развлечение, медицинское обслуживание и т.п.); возможность каждому практически мгновенно получать из ТИТС полную, точную и достоверную информацию; практически мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым (например, "чаты" по интересам в Интернет);
Cлайд 17
Основные особенности и характеристики информационного общества: трансформация деятельности средств массовой информации (СМИ), интеграция СМИ и ТИТС, создание единой среды распространения массовой информации - мультимедиа; отсутствие географических и геополитических границ государств - участников ТИТС, "столкновение" и "ломка" национальных законодательств стран в этих сетях, становление нового международного информационного права и законодательства.
Cлайд 18
Урок 2 Правовые нормы информационной деятельности человека Муниципальное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа № 50 г. Томска Гришкова Татьяна Павловна
Cлайд 19
Дайте определение информационной революции. Запишите информационную революцию и её результат. Какова роль информационных революций в развитии цивилизации? В чем состоит процесс компьютеризации общества? В чем состоит процесс информатизации общества? Какие этапы прошла в своем развитии вычислительная техника? Закрепление пройденного
Cлайд 20
В ЭВМ 1 поколения использовались Транзисторы Большие интегральные микросхемы Сверхбольшие интегральные схемы Вакуумные электронные лампы. Закрепление пройденного
Cлайд 21
В основу классификации поколений эволюционного развития средств обработки информации в большинстве случаев положено: Быстродействие Элементная база Программное обеспечение Набор устройств ввода/вывода. Закрепление пройденного
Cлайд 22
Современный компьютер - это Устройство для передачи сообщений. Универсальное автоматическое программно управляемое устройство для работы с информацией. Быстродействующее вычислительное устройство. Устройство для хранения информации. Закрепление пройденного
Cлайд 23
Правовые нормы информационной деятельности человека Защита информации. Меры обеспечения информационной безопасности. Право в Интернете.
Cлайд 24
Некоторые виды компьютерных преступлений (угроз): Несанкционированный (неправомерный) доступ к информации. Нарушение работоспособности компьютерной системы. Подделка (искажение или изменение), то есть нарушение целостности компьютерной информации. Копирование информации с целью присвоения интеллектуальной собственности и другие. Защита информации
Cлайд 25
Защищенная система – ИС, обеспечивающая безопасность обрабатываемой информации и поддерживающая свою работоспособность в условиях воздействия на неё множества угроз. Средства нападения: компьютерные вирусы, автоматизированные средства взлома, хакерские атаки и другие. Стандарты информационной безопасности: Россия – документы Гостехкомиссии. США – «Оранжевая книга». «Единые критерии безопасности информационных технологий» – США, Канада, Европа. Меры обеспечения информационной безопасности
Cлайд 26
Авторское право К защите информации относится осуществление авторских и имущественных прав на интеллектуальную собственность (программное обеспечение в т.ч.) В 1996 году в Уголовный кодекс был внесен раздел «Преступления в сфере компьютерной информации».
Cлайд 27
Имеющиеся нормативные правовые акты по отношению к Интернету: Ни в одной стране мира нет всеобъемлющего законодательства по Интернету. Существующие нормативные (подзаконные) акты регулируют частные аспекты функционирования сети. Нормы, которые можно применить к правовым отношениям в Интернете, «разбросаны» по законодательным актам иных отраслей права (Содержатся в нормах, относящихся к интеллектуальной и промышленной собственности. Право в Интернете
Cлайд 28
Имеющиеся нормативные правовые акты по отношению к Интернету: Практически отсутствует регулирование правовых отношений в Интернете на международном (межгосударственном) уровне. Основная проблема заключается в том, что Интернет не имеет территориальных границ своего распространения. Право в Интернете
Cлайд 29
Урок 3 Этические нормы информационной деятельности человека Муниципальное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа № 50 г. Томска Гришкова Татьяна Павловна
Cлайд 30
Назовите профессии, относящиеся к информационной сфере. Какие национальные информационные ресурсы вы знаете? Назовите основные виды компьютерных преступлений (угроз). Какие принимаются меры обеспечения информационной безопасности? Как охраняется авторское право в Интернете? Какие существуют проблемы охраны информации? Закрепление пройденного
Cлайд 31
Природные ресурсы. Материальные ресурсы. Финансовые ресурсы. Информационные ресурсы. Закончите предложение: «Отдельные документы и массивы документов в информационных системах – это»
Cлайд 32
Термины «информатизация» и «компьютеризация» означают одни и те же процессы. Термины «информатизация» и «компьютеризация» означают принципиально различные процессы. Термин «информатизация» значительно шире термина «компьютеризация». Термины «информатизация» значительно уже термина «компьютеризация» . Какое высказывание является истинным?
Cлайд 33
Увеличение количества избыточной информации в обществе. Увеличение роли средств массовой информации. Эффективное использование информации в обществе. Эффективное использование компьютеров в обществе. Термин «информатизация общества означает»:
Cлайд 34
Этические нормы информационной деятельности человека Сетевой этикет. Этикет для электронной почты. Этикет для общения в чате, форуме, телеконференции.
Cлайд 35
Понятие «сетевой этикет» появилось с появлением первой сетевой услуги – электронной почты. Важно соблюдать правила сетевого этикета для того, чтобы не попасть в неприятное положение или не нарушить правовые нормы, для того, чтобы не доставить неприятности партнерам по общению в Интернете. Сетевой этикет
Cлайд 36
Хорошим тоном считается указание темы письма. Принято при ответе на письма указывать в поле темы Re: исходная тема, или настроить почтовую программу так, чтобы эта пометка автоматически появлялась. При цитировании выделяйте фразу знаками и отделяйте от ваших слов строкой. Выделенный БОЛЬШИМИ БУКВАМИ текст считается несдержанным выражением, криком, давлением на собеседника. Этикет для электронной почты
Cлайд 37
Принято подписывать официальные письма, сообщая о себе должность, ФИО, уведомлять о полномочиях, представительстве. Вежливо писать грамотно. Отправляя вложенные файлы, потрудитесь узнать сможет ли абонент получить их. Можно использовать в личной переписке смайлики: :-) :) - улыбка, :-( :( - огорчение, ;-) - ирония, также используются другие смайлики. Этикет для электронной почты
Cлайд 38
Правила хорошего тона предполагают знакомство – регистрацию. Выбирайте псевдоним (ник) не шокирующий чувства других собеседников. Обращаясь конкретно к кому-либо, пишите в начале строки ник. Текст БОЛЬШИМИ БУКВАМИ также чаще всего не приемлем. Не забывайте поздороваться и попрощаться. Не употребляйте грубых слов и выражений в тексте. Этикет для общения в чате, форуме, телеконференции
Cлайд 39
Урок 4 Применение компьютерной техники в быту, обучении, на рабочем месте Муниципальное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа № 50 г. Томска Гришкова Татьяна Павловна
Cлайд 40
Задание: Добавьте несколько слайдов презентации по данной теме. Информацию можно взять из учебника или Интернета. Задание на две недели. Применение компьютерной техники в быту, обучении, на рабочем месте