Философия глобальных проблем Кафедра Философии и психологии Преподаватель: к.филос.наук, доцент Шевченко Елена Славовна Для всех специальностей
Cлайд 2
План лекции Философия глобальных проблем * Природа и общество Биосфера и ноосфера Географическая среда и географический детерминизм Экологический и демографический кризис как глобальные проблемы Сущность современной экологической ситуации Римский клуб – неформальная организация ученых. «Пределы роста» Военная опасность Альтернативная цивилизация
Cлайд 3
Требования к знаниям, умениям и навыкам * Знания Различных типов философских позиций в понимании взаимоотношений общества и природы Взаимосвязи философии и глобалистики и футурологии Фактов и причин глобальных проблем Умения и навыки Способность самостоятельного анализа современных социальных проблем Ориентироваться в современных сценариях мирового развития Применять полученные знания в своей профессиональной деятельности
Cлайд 4
Материал для восстановления знаний * Для подготовки к теме «Философия глобальных проблем» необходимо повторить основные проблемы по темам: Прагматизм Философия Нового времени Культура и цивилизация Общество как система
Cлайд 5
Содержание Философия глобальных проблем * Ключевые понятия Учебный материал Вопросы для самопроверки Рекомендуемая литература
Cлайд 6
Ключевые понятия Философия глобальных проблем * Альтернативная цивилизация Глобалистика Глобальные проблемы Коэволюция Ноосфера Пределы роста Природа Римский клуб Экологический императив Экология
Cлайд 7
Учебный материал Общество и природа * Природа – совокупность естественных условий существования человека и общества. Общество – обособившаяся часть природы, являющаяся условием и продуктом человеческой деятельности. Между человеком и обществом происходит своеобразный «обмен веществ», который является необходимым условием существования человека и общества. Сейчас протекает процесс перехода оболочки планеты-биосферы в новое геологическое состояние – ноосферу, то есть область, преобразованную разумом и трудом человека сообразно целям и потребностям (В.И.Вернадский, Т.де Шарден).
Cлайд 8
Географический детерминизм – представление о том, что именно географическая среда полностью определяет развитие общества. Его представителями были французские просветители и историки (Ш.Монтескье, А.Тюрго и др.) В ХХ в. стало понятно, что теория предлагала упрощенный подход к общественному развитию. Географическая среда – та часть природы, которая включена в непосредственную деятельность людей на данном историческом отрезке. Для развития общества имеет значение как неживая, так и живая природа (биосфера). Учебный материал Географическая среда *
Cлайд 9
Экологический кризис – тип экологической ситуации, характеризующийся нарушением динамического равновесия систем «общество-природа» Экологический кризис носит цивилизационный характер. Он порожден всем ходом цивилизационного развития Учебный материал Экологический кризис как глобальная проблема * Сущность современной экологической ситуации: Быстрое истощение природных ресурсов Загрязнение окружающей природной среды Быстро увеличивается численность населения.
Cлайд 10
Учебный материал Римский клуб и исследование глобальных проблем * Глобальные проблемы: Экологическая катастрофа Демографический кризис Экономический кризис Военная опасность Римский клуб – неформальная организация ученых, впервые применивших метод математического моделирования к исследованию социально-экологических процессов. Создан в 60-е годы ХХ века.
Cлайд 11
Рисунок Построение динамичной модели мира: исходные данные – население, капиталовложения, земное пространство, использование природных ресурсов и загрязнение. Прогноз– при сохранении темпов экономики и роста народонаселения человечество придет к глобальной экологической катастрофе в конце XXI века. Выход – отказ от идеологии потребительства. Учебный материал «Пределы роста» - первый доклад Римскому клубу. *
Cлайд 12
Рисунок Использование оружия массового поражения может быть спровоцировано нарастающим экономическим неравенством. Альтернативная цивилизация – это цивилизация низкоэнергетическая, экологически чистая, полностью демилитаризованная, подлинно человеческая. Учебный материал Военная опасность и альтернативная цивилизация *
Cлайд 13
Приобретенные знания * Знание различных типов философских позиций в понимании взаимоотношений общества и природы. Знание различных фактов и причин глобальных проблем Знание множества современных сценариев будущего. Знание степени сложности тех проблем, с которыми столкнулось человечество. Знание философских систем, которые стоят за разнообразными сценариями будущего развития человечества.
Cлайд 14
Вопросы для самопроверки * Что такое биосфера и ноосфера, кем были введены эти понятия и почему? Как соотносятся понятия географическая среда и природа? Какие исследования проводились Римским клубом? Каковы возможные выходы из кризиса? Воспроизведите суть прогнозов оптимистического и пессимистического сценариев будущего развития общества.
Cлайд 15
Задания для самопроверки Ответить на вопросы теста * Ноосфера – это: Объединение человечества в единую мировую систему; Сфера господства разума; Система глобального моделирования окружающей среды; Глобализация общества. К глобальным проблемам относятся: Вырубка тропических лесов; Демографическая проблема; Экономическое неравенство; Истощение минеральных ресурсов.
Cлайд 16
Рекомендуемая литература * 1. Барулин В.С. Социальная философия. - М., 2002. 2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д, Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М., 1999. 3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2001 4. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 1998. 5. Аксенов Г.П. Вернадский. – М., 1994. 6. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. – М., 1998. 7. Семенов В.С. Уроки ХХ века и путь в ХХI (социально-философский анализ и прогноз). – М., 2000.
Cлайд 17
* Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.