Локк и Лейбниц Онтологические предпосылки и природа познания МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии
Cлайд 2
Локк и Лейбниц Онтологические предпосылки и природа познания Спор о «врождённых идеях» Нативизм и его критика Дж. Локком Контраргументы Г. Лейбница в защиту концепции «врождённых истин» Онтологические предпосылки рационализма и рационалистическая концепция познания «Разумность» мира как условие его познаваемости Эволюция западноевропейского рационализма Онтологический плюрализм Лейбница (учение о монадах) Истины разума и истины факта Онтологические предпосылки эмпиризма и эмпирическая концепция познания Телесный контакт как «передатчик» информации «Первичные» и «вторичные» качества Идеи ощущения и идеи рефлексии Простые и сложные идеи
Cлайд 3
Джон Локк Род. 29 августа 1632 г. в Рингтоне Ум. 28 октября 1704 г. в Отсе Готфрид Лейбниц Род. 1 июля 1646 г. в Лейпциге Ум. 14 ноября 1716 г. в Ганновере Локк и Лейбниц Онтологические предпосылки и природа познания Рингтон Лейпциг Отс Ганновер
Cлайд 4
Джон Локк (1632-1704) Джон Локк Опыт о человеческом разумении (1690) Два трактата о правлении (1690) Основные сочинения
Cлайд 5
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) Готфрид Вильгельм Лейбниц Новые опыты о человеческом разумении (1704) Опыты теодицеи о благости Божьей (1710) Монадология (1714) Основные сочинения
Cлайд 6
Спор о «врождённых идеях» Нативизм и его критика Дж. Локком Основные представители Платон (427-347 до н.э.) Р. Декарт (1596-1650) Н. Мальбранш (1638-1715) Кембриджские платоники: Г. Мор (1614-1687) Р. Кедворт (1617-1688) Нативизм (лат. nativus, врождённый) – учение о наличии в разуме врождённого знания (идей, принципов).
Cлайд 7
Модификация аргумента спонтанного согласия – аргумент дедукции. Модификация аргумента латентного знания – аргумент спонтанного согласия. Модификация аргумента всеобщего согласия – аргумент латентного знания. Спор о «врождённых идеях» Нативизм и его критика Дж. Локком Аргумент всеобщего согласия. Не существует истин, с которыми действительно были бы согласны все: даже так называемые «общеизвестные» истины неизвестны детям и идиотам. Если «латентное» знание – это знание, которым можно обладать, не сознавая этого, то такое знание невозможно. Начало рассуждения не есть то время, когда мы приходим к осознанию этих истин; если же считать доказательством врождённости самый факт согласия, придётся объявить врождёнными все истины, с которым мы соглашаемся. Менее общие истины известны раньше более общих. Аргументы нативистов Контраргументы Локка
Cлайд 8
Спор о «врождённых идеях» Принцип сенсуализма (основной вывод Локка) Нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в ощущении. Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu. Tabula rasa (лат. чистая доска) – термин сенсуализма для обозначения состояния сознания человека, ещё не получившего внешнего чувственного опыта (например, новорождённого) и потому не располагающего какими бы то ни было знаниями.
Cлайд 9
Спор о «врождённых идеях» Принцип сенсуализма (основной вывод Локка) Нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в ощущении. Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu. Сенсуализм (от лат. sensus, чувство, ощущение) – гносеологическая доктрина, утверждающая, что чувственные ощущения являются единственным источником и основанием знания. (Сенсуализм долгое время был основной формой эмпиризма).
Cлайд 10
Спор о «врождённых идеях» Защита Лейбницем врождённого знания Никакого «всеобщего согласия» не существует. Достоверность врождённых истин основана не на всеобщем согласии. Утверждение о наличии неосознанного знания противоречиво. Неосознанное знание – вовсе не бессмыслица: например, пока не вспомним, мы не осознаём того, что знали, но забыли. Мы не можем признавать врождённым знанием всё, что считаем истинным. Разумеется, не всякое знание врождено, но следует признать врождёнными истины, не объяснимые из опыта. Знание есть результат умозаключений из данных чувственного опыта. Сами правила умозаключения не могут быть получены из опыта путём умозаключения. Аргументы Локка Контраргументы Лейбница
Cлайд 11
Спор о «врождённых идеях» Принцип рационализма (основной вывод Лейбница) Нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в ощущении. Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu. Нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в ощущении, кроме самого разума. Nihil est in intellectu, quod non fuerit in sensu, nisi intellectus ipse.
Cлайд 12
Если бы мир был неразумен (неупорядочен, незакономерен), он был бы принципиально непостижим. Если бы принципы нашего разума отличались от принципов мироустройства, мир был бы непостижим для нас. Мир познаваем лишь потому, что законы разума тождественны законам мира. Следовательно, основные законы природы разум может найти в себе самом, не обращаясь к опыту. Онтологические предпосылки рационализма «Разумность» мира как условие его познаваемости
Cлайд 13
Онтологические предпосылки рационализма «Разумность» мира как условие его познаваемости Тезис о разумности мира Лейбниц доводит до логического предела – утверждения, что сотворённый Богом мир есть «лучший из возможных». Это утверждение Лейбница будет попросту высмеяно Вольтером в его философской повести «Кандид, или Оптимизм» (1758).
Cлайд 14
Р. Декарт Р. Спиноза Г. Лейбниц Онтологические предпосылки рационализма Эволюция западноевропейского рационализма Дуализм Монизм Плюрализм Дух Материя Бог, или Природа М О Н А Д Ы
Cлайд 15
Онтологические предпосылки рационализма Эволюция западноевропейского рационализма Монизм (от греч. μόνος, один, единственный) – онтологическая позиция, признающая единство мира, т.е. принципиальную сводимость всех его объектов (явлений) к единой субстанциальной основе. Плюрализм (от лат. pluralis, множественный) – онтологическая позиция, признающая наличие в мире множества принципиально независимых (несводимых друг к другу) первоначал (субстанций). Дуализм (от лат. dualis, двойственный) – разновидность плюрализма, ограничивающая число независимых первосущностей мира двумя (обычно такими первоначалами признаются материальное и духовное).
Cлайд 16
Эти простые сущности (монады) не могут возникать или исчезать иначе, как «разом» – в результате творения или уничтожения. Монад – бесконечное множество, и все они разные: одинаковые монады были бы тождественны, т.е. составляли бы одну сущность. Онтологические предпосылки рационализма Онтологический плюрализм Лейбница (монадология) Монады непрерывно изменяются, причём эти изменения исходят из внутреннего принципа, так как ничто внешнее на монаду не влияет. В основе мира должны лежать простые сущности (субстанции), так как всё сложное состоит из простого. Монады вообще не доступны никакому внешнему воздействию («не имеют окон»). 1
Cлайд 17
Преходящее состояние, которое представляет собой множество в едином есть не что иное, как восприятие (перцепция). Этот мир – один и тот же во всех монадах («лучший из возможных»), но воспринимается по-разному. Онтологические предпосылки рационализма Онтологический плюрализм Лейбница (монадология) Этим различием перцепций, а также уровнем апперцепции (осознания перцепций) монады и отличаются друг от друга. Следовательно, в монадах – при всей их простоте – содержится «многоразличие». Монады, таким образом, идеальны, причём каждая содержит в себе весь мир, являясь «живым зеркалом универсума». 2
Cлайд 18
Рационалистическая концепция познания Истины разума и истины факта Истины разума – положения, принимаемые за истинные на основании логического закона [запрета] противоречия: их отрицание ведёт к противоречию; называются также вечными истинами, так как, в отличие от истин факта, верны всегда (при любых условиях). Истины факта – положения, отрицание которых не заключает в себе никакого противоречия, верные при одних условиях и неверные при других; принимаются за истинные лишь при достаточном основании (логический закон достаточного основания). Сумма углов треугольника равна двум прямым. На крыльце сидит собачка с маленькой бородкой.
Cлайд 19
Онтологические предпосылки эмпиризма Телесный контакт как «передатчик» информации Внешние вещи органы чувств, ощущения, воздействуют на производя идеи. оставляющие в душе следы – Первое причинно-следственное отношение связывает материальные объекты и в этом смысле материально. Второе причинно-следственное отношение связывает психические состояния и в этом смысле идеально.
Cлайд 20
Онтологические предпосылки эмпиризма Телесный контакт как «передатчик» информации Внешние вещи органы чувств, ощущения, воздействуют на производя идеи. оставляющие в душе следы – Ключевое значение для теории познания эмпиризма имеет утверждение, что изменения ощущений сигнализируют (информируют) об изменении вещей. Но онтологически вопрос об отношении телесного к психическому (материального к идеальному) остаётся открытым.
Cлайд 21
Протяжённость, форма, плотность, подвижность Цвет, звук, вкус, запах, тепло Онтологические предпосылки эмпиризма «Первичные» и «вторичные» качества Первичные качества – качества, идеи которых сходны с самими качествами тел. Вторичные качества – качества, идеи которых отличаются от породивших их форм. принадлежат самим телам. находятся в наших органах чувств.
Cлайд 22
Все идеи получаются из опыта. Одни идеи получаются из ощущения внешних предметов. Другие идеи получаются из рефлексии над внутренними действиями нашего ума. Эмпирическая концепция познания Идеи ощущения и идеи рефлексии
Cлайд 23
Эмпирическая концепция познания Простые и сложные идеи Простые идеи ум получает от ощущения или рефлексии, оставаясь при этом пассивным. Сложные идеи ум образует путём соединения нескольких простых идей в одну сложную. Идеи отношений ум образует путём сопоставления двух идей (простых и/или сложных). Общие идеи ум образует путём абстрагирования, т.е. обособления идей от всех других идей, сопутствующих им в действительности. Пассивное состояние ума Активная работа ума
Cлайд 24
Эмпирическая концепция познания Простые и сложные идеи Сложные идеи Субстанции Модусы Отношения Сложные идеи, обозначающие свойства субстанций или нечто, зависящее от них. Сложные идеи, представляющие самостоятельно существующие вещи. Сложные идеи, получаемые при сопоставлении одной идеи с другой.