Человек и общество в первых философских учениях. Древние мыслители о человеке.
Cлайд 2
Мифологическое сознание древнего человека Миф (mythos) – от греч. сказание, предание Мифологическое сознание – рассмотрение человека как части сообщества, а сообщества части природы. При этом мир природы наделяется человеческими характеристиками
Cлайд 3
Мифологические идеи Идея творения – мир создан существом – богом
Cлайд 4
Идея развития – мир создан из хаоса Мифологические идеи
Cлайд 5
Темы мифологических циклов Мифы о происхождении человека Мифы о героях Мифы о конце света (конце времен)
Cлайд 6
Основные черты мифологического сознания Стр. 17-18 пункт 1 сами Объяснение явления не с позиции Почему произошло? А с позиции Кто руководит явлением? Человек воспринимал любое явление (даже сон), как реальность. Восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических. Важнейшие события приурочивались к календарным праздникам
Cлайд 7
Древнеиндийская философия Ведическая литература («веда» - знание) –обширный набор текстов, составлявшихся на протяжении нескольких столетий (1200- 600 г.г до н.э.). Мир как противостояние Космоса и Хаоса
Cлайд 8
Cлайд 9
Древнеиндийская философия Упанишады – процесс обучения мудрецом своих учеников. Идея РЕИНКАРНАЦИИ – переселения душ живых существ после их смерти. Понятие КАРМЫ – «деяние или поступок»
Cлайд 10
Cлайд 11
Древнеиндийская философия Йога – соединение, связь. Цель основных этапов – самообладание, овладение дыханием, изоляция чувств от внешнего воздействия, концентрация мысли, медитация (созерцание)
Cлайд 12
Cлайд 13
Древнеиндийская философия Буддизм – философское учение направленное на поиск путей духовного освобождения человека. Будда – Гаутама V век до н.э. Четыре «благородные истины»: Мир полон страданий Причина страданий – в физических желаниях Если устранить желания, тогда умрет страсть и исчезнут страдания Чтобы этого достичь нужно следовать определенному пути
Cлайд 14
Cлайд 15
Нирвана – состояние духовного освобождения человека Заповеди Буддизма 1. Не вредить живым существам 2. Не брать чужого 3. Умение сдерживать желания 4. Не вести праздных и лживых речей 5. Не пользоваться опьяняющими напитками Задание: вспомнить христианские заповеди
Cлайд 16
Древнекитайская философия Человек объединяет: Темное и светлое Мужское и женское Пассивное и активное
Cлайд 17
Даосизм «Дао» - путь. Даосизм – учение о пути. Лао Цзы – автор. Человек должен следовать естественному ходу вещей, деятельность без нарушения меры.
Cлайд 18
Конфуцианство Конфуций – автор 551 – 479 г.г. до н.э. Человек – живущий в обществе гуманности и милосердия. «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Правильное государство, правильное общество, правильный человек. «Суть господина подобна ветру, а суть простых людей подобна траве. И когда ветер веет над травой она не может выбирать, а наклоняется».
Cлайд 19
Домашнее задание: § 2 стр.20 – 22, стр.25 ?3
Cлайд 20
Философия древней Греции Философия – от греч. - любомудрие Фалес Демокрит МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА VI век до н.э. Гераклит
Cлайд 21
Вопрос Философ ГЕСИОД АНАКСИМАНДР АНАКСИМЕН Из чего произошел мир? Из хаоса Из апейрона (нечто беспредельное) Из воздуха Как возник мир? По аналогии с живыми существами в результате супружеских союзов. Мир буквальное подобие живых существ. В результате выделения теплого и холодного, т.е. как результат взаимодействия природных явлений. Результат движения. В результате процессов сгущения и разрежения. Как возникли небесные тела? Звездное небо порождено землей. Небесные тела произошли из огненной сферы. Небесные тела возникли из земли.
Cлайд 22
Основная идея милетских философов ПРОБЛЕМА. Поиск основы бытия. Обоснование происхождения мира. ВЫВОДЫ: Изначально существовало некое единство; 2. Единый порядок скрытый, под хаосом наших ощущений можно познать 3. Важно искать связь вещей; 4. Искать через «голос разума»
Cлайд 23
Учение Платона (427 – 347 гг. до н.э.) Государство – совместное поселение людей для удовлетворения потребностей в пище, жилье, одежде.
Cлайд 24
Идеал справедливого общества по Платону 1. Руководят одаренные, высоконравственные, хорошо подготовленные люди. 2. Основной принцип - справедливость 3. Люди разделяются на три группы: мудрецов, которые должны править. Воинов, которые должны защищать. Крестьян е ремесленников, которые должны трудиться. 4. Частная собственность – источник зла и несправедливости. 5. Не государство существует ради человека, а человек живет ради процветания государства.
Cлайд 25
Стадии развития общества по Платону Династия – общество без бедных и богатых, без писаных законов, властью распоряжались старейшины родов Аристократия – большие поселения людей, законодательство, выборная власть. В эту эпоху появляется государство. Идеальное государство – правят мудрецы – философы, частная собственность только для низших слоев населения. Земледельцев и ремесленников.
Cлайд 26
Система образования по Платону С 10 до 20 лет одинаковое образование. Предметы: гимнастика, музыка, религия Отсеявшиеся: купцы, ремесленники, земледельцы - умеренность С 20 до 30 лет лучшие. Основной предмет – математика Управляющие и воины - мужество С 30 до 35 лет «Лучшие из лучших» Основной предмет – философия С 35 до 50 лет ЭЛИТА Участие в жизни общества, управление государством
Cлайд 27
Аристотель (384—322 до н. э.) философский труд «Политика» Идеальное государство по Аристотелю: 1. Основная задача государства - бодрствовать над охраной имущественных интересов граждан. 2. Необходимо сохранение частной собственности, так как потребность в собственности свойственна человеку по природе. 3. Предпочтительная форма правления – АРИСТОКРАТИЯ (При аристократии власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами, и она возможна там, где личные достоинства ценятся народом)
Cлайд 28
Связь между формами политического устройства по Аристотелю Олигархия – власть немногих, становясь властью одного, превращается в деспотию, а становясь властью большинства — в демократию. Царство вырождается в аристократию или политию, та — в олигархию, та — в тиранию, а тирания в демократию.
Cлайд 29
Домашнее задание: § 2 до конца, опорный конспект в тетради