1. Роль государства в экономика 2. Инфляция 3. Безработица
Cлайд 2
Цель урока изучить основные понятия: задачи государства в экономической деятельности, налоги, механизмы налогообложения, государственный бюджет для: овладения умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; • формирования опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Cлайд 3
Адам Смит отец современной экономической науки описывал мир, в котором экономика развивается самостоятельно и государство играет незначительную роль. Комментируя свою точку зрения он привел историю о французском государственном деятеле, который спросил капиталиста, как государство может помочь ему. Тот ответил: «laisser nous faire» (оставьте нас в покое). До сих пор термин laisser faire означает политику ограничения прав государства в регулировании бизнеса.
Cлайд 4
Перераспределение доходов граждан и фирм Защита прав собственности. Перераспределение ресурсов страны в интересах общества. Обеспечение граждан работой и регулирование трудовых отношений. Организация производства общественных благ (оборона, общественный транспорт, дороги, охрана здоровья, окружающей среды, освещение улиц, бесплатное образование).
I уровень налогообложения – ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ Н. на операции с ценными бумагами Гербовый сбор Государственная пошлина
Cлайд 7
Платежи за пользование природными ресурсами Налог на имущество предприятий Лесной налог Плата за воду, забираемую предприятием
Cлайд 8
Налог на имущество граждан Курортный сбор Земельный налог Сбор за право торговли Сбор за регистрацию предпринимателей Прочие виды местных налогов
Cлайд 9
Государственный бюджет- сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов государственной власти. Государственный бюджет- утверждается Государственной думой и Федеральным собранием – высшая законодательная власть страны. Правительство готовит бюджет ( через Министерство финансов и Налоговую службу осуществляет сбор и расходование средств по направлениям , установленных в бюджете).
Cлайд 10
Доходы Расходы Показывает откуда поступают средства на финансовую деятельность государства Статьи дохода: Показывает на какие цели направляются государственные средства Статьи расхода:
Cлайд 11
Пошлина – плата, взимаемая государством с граждан и фирм за оказание им определенных услуг Акциз – налог взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентном соотношении к цене товара
Cлайд 12
Дефицит - финансовая ситуация, когда государство намечает осуществлять расходы на сумму большую, чем может реально получить доходов за счет налогов и платежей. Профицит – превышение доходов над расходами. Профицит бюджета — экономическое понятие, которое означает, что доходная часть бюджета превышает расходную часть бюджета. Государственные ценные бумаги – обязательство государства вернуть одолженную сумму плюс процент за использование этих денег (облигации, ГКО).
Cлайд 13
Государственный долг – сумма ссуд, взятых государственными органами и еще не возращенных кредиторам. Внутренний государственный долг – перед гражданами, банками и фирмами своей страны, а также иностранцами, купившими ценные бумаги внутренних займов Внешний государственный долг – перед правительствами, международными банками, финансовыми организациями, предоставившими деньги в заем.
Cлайд 14
Обществознание – под редакцией Л.Н. Боголюбова и Н.И. Городецкой – для учащихся 8 класса, Москва, «Просвещение», 2010 г. Обществознание под редакцией Никитина А.Ф. – для учащихся 8-9 классов, Москва, «Просвещение», 2009 г. 3. Экономика, Липсиц И.В., Москва, Вита Пресс, 2007 г.
Cлайд 15
Цель урока изучить основные понятия: инфляция, фиксированные и переменные доходы, номинальные и реальные доходы, сбережения для: овладения умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию о возникновении неравенства доходов, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; как осуществлять семейное потребление, как строить семейный бюджет; • формирования опыта сбережения и увеличения своих доходов, применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Cлайд 16
Какое влияние оказывает инфляция на уровень жизни населения ? Семьи с фиксированным доходом Семьи с переменным доходом Номинальный доход – сумма денег , получаемая гражданином или семьей за определенный период времени Реальный доход – количество товаров и услуг, которые гражданин или семья может приобрести в определенный период времени на номинальные доходы
Cлайд 17
Cлайд 18
Идея – «реальный национальный доход определяется эффективным спросом» Разработал теорию: 1. Необходимо стимулировать потребительский спрос путем реальных доходов населения. 2. реальных доходов населения ведет к росту продаж и оживлению торговли, что к развитию производства. И наоборот
Cлайд 19
Доход семьи Сбережения Для удовлетворения личных потребностей Сбережения –часть располагаемого дохода, которая не используется на личное потребление.
Cлайд 20
Cлайд 21
Источники семейных доходов. Важным способом изучения состояния экономики является анализ структуры семейных доходов. Структура показывает какой собственностью владеют семьи. Чем шире круг такой собственности, тем выше доля семейных доходов в национальном доходе страны. Основным источником семейных доходов во всем мире является заработная плата.
Cлайд 22
2. Семейные расходы и закономерности их изменения. Структура семейных расходов зависит как от их абсолютной величины, так и от достигнутого страной уровня экономического развития. Закон Энгеля гласит: по мере роста благосостояния населения доля расходов на питание обычно снижается, и потому по величине этой доли можно оценивать степень благосостояния граждан. В России она превышает более 50%, что значительно выше, чем в промышленно развитых странах.
Cлайд 23
3. Инфляция и семейная экономика Проблема бедности обостряется в условиях высокой инфляции. Это происходит из-за отставания роста реальных доходов от номинальных . Особенно страдают семьи с фиксированными доходами. Инфляция обесценивает сбережения, когда темпы инфляции выше, чем уровни доходов по сбережениям, гарантируемые банками. Многие российские семьи пытаются спасти свои сбережения путем покупки валюты. Это создает трудности российским производителям через банки получать кредиты.
Cлайд 24
Эмиссия денег – выпуск государством в обращение дополнительного количества денежных знаков Ликвидность – степень легкости, с которой какие-либо активы могут быть превращены владельцем в деньги.
Cлайд 25
Цель урока изучить основные понятия: безработица, занятость, экономические и социальные последствия безработицы, роль государства в обеспечении занятости для: овладения умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию о безработице , ее причинах и последствиях, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; какие экономические и социальные меры необходимы для поддержки населения; • формирования опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач, как не оказаться безработным, освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Cлайд 26
Cлайд 27
Уровень безработицы = х100% Число безработных Трудоспособное население (численность рабочей силы) Рабочая сила = число граждан имеющих работу + число безработных Рабочая сила – общая численность граждан в трудоспособном возрасте, которые имеют работу, и граждан, которые работу найти не могут.
Cлайд 28
Трудоспособные граждане Занятые – граждане, работающие в качестве наемных работников, предприниматели, избранные или назначенные на должность. Безработные – граждане, не имеющие работы и заработка, но стремящиеся найти работу и состоящие на учете в службе занятости
Cлайд 29
Изменение потребительского спроса на товары и услуги (изменения в производстве: новые технологии, новые товары, новые специальности). Поиск и ожидание получения рабочего места гражданином ( кто в первые ищет работу, кто меняет работу). Сезонная безработица
Cлайд 30
Фрикционная; Структурная; Циклическая; Сезонная. Фрикционная безработица – работник в ожидание получения рабочего места. Те кто в первые ищет работу, женщины, вырастившие детей и др. Ф.б. –нормальное и неизбежное явление в экономике. Она выше там, где низкая мобильность населения Структурная безработица –возникает в результате технического прогресса. Сокращается спрос на некоторые профессии. Эта безработица более болезненная т.к. существует различие между структурой спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Циклическая безработица – связана с экономическим спадом. Сезонная безработица – некоторые виды работ осуществляются в определенные периоды времени.
Cлайд 31
Экономическая цена безработицы – не созданный продукт, сокращение потребительского спроса. Социальная цена безработицы – человек лишается важного источника дохода – заработной платы. Происходит падение благосостояния граждан. Опыт стран с развитой рыночной экономикой подтверждает, что рынок без помощи государства не справляется с проблемами безработицы.
Cлайд 32
Меры: Создание условий для занятости (переподготовка и повышение квалификации работников, создание учебных центров). 2. Реализация мер социальной защиты от безработицы (Государственный фонд занятости, ярмарки вакансий, молодежные биржи труда, издания по трудоустройства).
Cлайд 33
Государственный фонд занятости населения РФ — это централизованный фонд финансовых ресурсов, предназначенный для реализации мероприятий в области содействия занятости населения и формируемый на страховой основе. Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения образуются за счет: обязательных страховых взносов работодателей; обязательных страховых взносов с заработка работающих; ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных; других поступлений, в том числе средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований законодательства.