Министерство образования РМ Зубово – Полянский педагогический колледж Компьютерная презентация по основам экономики на тему: Виды рынков. Конкуренция и монополия. Преподаватель: Кривоногова Л.П.
Cлайд 2
Альберт Хаббард Джон Стюарт Милль
Cлайд 3
Модели рынков Виды рынков Количе- ство фирм на рынке Степень контроля над ценами Барьеры для вхождения в отрасль Диффе- ренциация продукта Не ценовая конку- ренция Пример Совершен- ная конкуренция множество независи- мых птсутствует, цены определяют- ся рынком почти отсутствуют однородный отсутствунт Сельское хозяйство Несовер- шенная (монополис- тическая) конкуренция Олигополия Достаточно много Несколько фирм Ограниченна Ограничена ценовой политикой фирмы- лидера Невелики значительны Дифферен- Цированный Однородный и дифферен- цированный Реклама особенностей продукта Реклама торговой марки Розничная торговля, закусочные, химчистки Автомобиль- ная, сталилитей- Ная промышлен- ность Абсолютная монополия Одна фирма практически полный контроль На рынок вступить не возможно однородный нет близких заменителей Реклама особого места компании в жизни общества
Cлайд 4
Конкуренция – это соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг. Конкуренция Ценовая Неценовая Внутриотраслевая Межотраслевая
Cлайд 5
Характеристика видов конкуренции конкуренция субъекты объекты и цель предпосылки результат Внутриотра- слевая Предпрития одной отрасли Лучшие условия производства и сбыта Различия индивидуаль- ной стоимости и сбыта Рыночная цена на однородные товары, разорение не эффективных предприятий межотраслевая Предприя- тия разных отраслей Сфера наиболее прибыльного вложения капитала Различные нормы прибыли в разных отраслях Средняя норма прибыли и пропорциона- льность экономики
Cлайд 6
Ценовая конкуренция – борьба между товаропроизводите- лями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и, соответственно, снижения цен на продукцию без изменения её ассортимента и качества. Неценовая конкуренция – борьба, которая разворачивается вокруг потребительских свойств товара, качества, ассортимента и условий продажи.
Cлайд 7
Джоан Робинсон вид видела в несовершенной конкуренции главную слабость капиталистической системы. Она считала, что компании получают больше прибыли, поддерживая более высокую цену, чем они могли бы иметь при совершенной конкуренции.
Cлайд 8
Признаки монополистической конкуренции: 1 предоставление дополнительных услуг покупателям; 2 гарантия обслуживания; 3 яркие красочные упаковки и др. Э. Чемберлен
Cлайд 9
Ценовая война – это цикл последовательных уменьшений цены конкурентами на олигополистическом рынке Черты олигополии: 1 лидерство в ценах; 2 традиционность; 3 тайное соглашение конкурентов на стадии сбыта продукта (картель)
Cлайд 10
Ф. Хайек Монополия «За» «Против» 1 высококачественная продукция; 2 развитие научно- технического прогресса в производстве. 1 Усиление неравенства в доходах; 2 банкротство мелких предприятий и безработица; 3 нестабильность в социальной и политической сфере.
Cлайд 11
Способы образования монополии: 1 корнер – скупка товара, складирование, продажа товара по завышенным ценам в условиях дефицита; 2 скупка акций – тайное приобретение контрольного пакета акций какой-либо компании; 3 поглощение мелких фирм крупной. Виды монополий открытая; закрытая естественная; искусственная Случайная Монопсония Дуополия Двухсторонняя
Cлайд 12
Естественные монополии: 1 коммунальные службы (газо-, водо-, электроснабжение); 2 патентная служба (патент – это защита прав изобретателя на изобретение в течение его жизни и 17 лет после смерти); 3 торговая марка и торговый знак (знак качества товара, защищает права владельца в течение жизни и 50 лет после смерти)
Cлайд 13
Антимонопольное законодательство – это система законов, ограничивающих действия компаний, которые ведут к снижению конкуренции и установлению монополии. 1 Закон Шермана (США) 1890г. о незаконности картельных соглашений. 2 Антимонопольный закон Российской империи в 1908г. 3 Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в 1991г.
Cлайд 14
Цели антимонопольной политики: 1 контроль за слиянием компаний; 2 контроль в сфере ценообразования. В 1991 г. был создан Федеральный комитет по антимонопольной политике РФ.