Анализ рыночных структур. Модель совершенной конкуренции Ничто так не проясняет мышление, как вид конкурента, который хочет вас сожрать. Уэйн Коллауэй, менеджер компании «Пепси Кола»
Cлайд 2
7.1 Классификация рыночных структур Структура рынка внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка Основные критерии классификации Количество фирм в отрасли Тип производимого продукта Характер рыночной власти Рыночные барьеры
Cлайд 3
7.1 Классификация рыночных структур 1. Количество фирм в отрасли Одна Несколько Много Степень концентрации рынка; Характер взаимосвязи между экономическими субъектами Количественная оценка через индекс Херфиндаля-Хиршмана H=S12 + S22 + … + Sn2,
Cлайд 4
7.1 Классификация рыночных структур 2. Тип производимого продукта Однородный Уникальный Дифференцированный Степень взаимозаменяемости конкурентных товаров на рынке Количественная оценка через коэффициент ценовой перекрестной эластичности спроса Еd=Qa`(Pb)*Pa/Qb
Cлайд 5
7.1 Классификация рыночных структур 3. Характер рыночной власти Степень влияния отдельной фирмы на рыночные цены и условия продаж Количественная оценка через коэффициент Лернера L=(P-MC)/P
Cлайд 6
7.1 Классификация рыночных структур 4. Рыночные барьеры Возможности вхождения на рынок и выхода из него Количественная оценка Объем первоначальных капиталовложений; Величина невозвратных издержек; Наличие в отрасли положительного эффекта масштаба производства; Административные барьеры и т.д.
Cлайд 7
7.1 Классификация рыночных структур Традиционно выделяют четыре типа Несовершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Совершенная конкуренция Чистая монополия
Cлайд 8
7.2 Рынок совершенной конкуренции и его характеристики Неограниченное количество субъектов на рынке Однородность продукции Нулевая рыночная власть Отсутствие ограничений и барьеров Совершенная информированность
Cлайд 9
7.3 Спрос и предложение при совершенной конкуренции Рынок Отдельная фирма Отличительная черта совершенной конкуренции – АБСОЛЮТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ на продукцию отдельной фирмы. Pe P Q d D S s Q q* Q P
Cлайд 10
7.3 Доходы совершенного конкурента СОВОКУПНЫЙ ДОХОД (Тotal Revenue, TR) Общая величина дохода, полученная фирмой от реализации всей своей продукции, TR=P*Q СРЕДНИЙ ДОХОД (Average Revenue, АR) Доход от реализации единицы продукции, AR=TR/Q ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД (Marginal Revenue, MR) Добавочный доход от реализации одной дополнительной единицы выпуска, MR=d(TR)/dQ
7.3 Доходы совершенного конкурента Пример 1. При совершенной конкуренции рыночная цена определяет средний и предельный доходы фирмы, P=AR=MR Объем Цена TR AR MR 0 15 0 - - 100 15 1500 15 15 200 15 3000 15 15
Cлайд 13
7.4 Оптимальный объем производства фирмы Оптимальный объем производства (Q*) Объем производства, максимизировать прибыль при существующих в данный момент времени рыночных и технологических условиях; П=TR-TC=max, П(Q)`=0 TR`(Q) - TC`(Q) = 0 или МС=МR
Cлайд 14
7.4 Оптимальный объем производства фирмы График функции прибыли Прибыль (П) Выпуск (Q) П max Q* Точка безубыточности
Cлайд 15
7.4 Оптимальный объем производства фирмы Графическое представление точки оптимума MC=MR но… MR=P MC=P d=P(q)=MR MC q* Q P
Cлайд 16
7.5 Условия получения краткосрочной прибыли П=TR-TC П=(Р-АТС)*Q П/Q=P-ATC, Где Р - текущая рыночная цена , АТС - средние совокупные издержки в точке оптимума Прибыль фирмы зависит от соотношения ее средних издержек (себестоимости) и текущей рыночной цены
Cлайд 17
7.5 Издержки и цена: возможные варианты развития АТС=Р Нулевая экономическая прибыль ("нормальная" прибыль) ATCP Отрицательная экономическая прибыль (убытки)
Cлайд 18
7.5 Издержки и цена: возможные варианты развития Пример 2. Анализ краткосрочных перспектив компании Текущая цена Р=10 у.е., средние затраты АТС=12 у.е., в том числе средние постоянные AFC=4 у.е. Оценить последствия прекращения производства в краткосрочном периоде
Cлайд 19
7.5 Издержки и цена: возможные варианты развития Общие выводы: Если фирма несет убытки, но рыночная цена P больше или равна min AVC, целесообразно продолжение производства в краткосрочном периоде; Если фирма несет убытки, а рыночная цена P меньше min AVC, целесообразно закрытие производства.
Cлайд 20
7.5 Издержки и цена: возможные варианты развития Основные этапы экономического анализа деятельности фирмы Определение оптимального объема выпуска, Q*, если MC=MR Оценка экономической прибыли П =TR-TC =(P-ATC)*Q Анализ целесообразности продолжения производства при убытке Р и AVC
Cлайд 21
7.6 Предложение фирмы совершенного конкурента Величина предложения (Qs) - количество товаров и услуг, которое фирма готова предложить на рынок при данных ценах; Рациональный производитель предлагает только тот объем, который максимизирует прибыль, т.е. оптимальный объем производства; Кривая предложения конкурентной фирмы есть совокупность точек оптимального производства.
Cлайд 22
7.6 Предложение фирмы совершенного конкурента Графическое представление Qs=МС при P >min AVC Qs=0 при P
Cлайд 23
7.7 Условия долгосрочного экономического равновесия Исходные предположения анализа: Все ресурсы фирмы являются переменными И рыночное, и индивидуальное предложение зависит от изменения рыночных цен и конъюнктуры Цена определяется взаимодействием спроса и предложения Изменение объема производства действующими фирмами или изменение их количества не оказывают влияния на цены ресурсов
Cлайд 24
7.7 Условия долгосрочного экономического равновесия Модель 1. Краткосрочная положительная прибыль Р >ATC П>0 Расширение действующих фирм Проникновение на рынок внешних фирм в долгосрочном периоде
Cлайд 25
7.7 Условия долгосрочного экономического равновесия Модель 1. Краткосрочная положительная прибыль S P Q D S`
Cлайд 26
7.7 Условия долгосрочного экономического равновесия Модель 2. Краткосрочная отрицательная прибыль Р
Cлайд 27
7.7 Условия долгосрочного экономического равновесия Модель 2. Краткосрочная отрицательная прибыль P Q D S ` S
Cлайд 28
7.7 Условия долгосрочного экономического равновесия Фирмы наилучшим образом используют имеющиеся у них ресурсы и максимизируют краткосрочную прибыль, MR=MC или P=MC Нет стимулов для вхождения в отрасль других фирм, т.к. экономическая прибыль П=0, P=ATC Фирмы не могут снижать долгосрочные средние издержки и получать прибыль за счет расширения масштабов производства, Р=ATC=LATC
Cлайд 29
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 7 Дайте анализ рыночной структуры вашей отрасли, указав примерное количество участников, коэффициент их концентрации (коэффициент Херфиндаля-Хиршмана), тип продукта, существующие на рынке барьеры Подсчитайте коэффициент рыночной власти (Лернера) вашей компании и/или других его участников.