Покупайте арбузы, не дорого отдам! Всего по 10 рублей за кг Дороговато. Хорошо, уступлю. 9 рублей за кг Может быть я подумаю. А давайте, я куплю у вас 5 кг сразу, но по 6 рублей за кг Нет, так не годиться. Моя цена 8 рублей за кг Хорошо, я согласен! равновесие достигается тогда, когда большинство покупателей и продавцов сходятся в оценке цены, по которой следует покупать и продавать данный товар, и того количества товара, которое одни готовы купить, а продавцы готовы продать.
Cлайд 3
Равновесие рынка Qd = Qs ситуация на рынке, при которой объем спроса равен объему предложения.
Cлайд 4
Равновесие рынка Равновесная цена (Рe) цена, при которой объем спроса равен объему предложения Равновесное количество товаров (Qe). количество товара, при котором объем спроса равен объему предложения
Cлайд 5
Как определить равновесие рынка? Способ Г Р А Ф И Ч Е СК И Й
Cлайд 6
Как определить равновесие рынка? 2. Способ Т А Б Л И Ч Н Ы Й 2,5 80 80
Cлайд 7
Как определить равновесие рынка? 3. Способ А Н А Л И Т И Ч Е С К И Й Задача Функция спроса задана уравнением Qd=2800 – 6Р, а функция предложения Qs= 3Р – 800 Определить точку равновесия. Решение: Решение: т.к Qd = Qs, то 2800 – 6Р =3Р – 800 2800+800=6Р+3Р 3600=9Р Р=400 Зная, что Qd=Qs, подставим Р в любую функцию: Qs= 3Р – 800 Q= 3 400 – 800 Q = 400 Ответ: Ре= 400 ед. и Qe=400 ед.
Cлайд 8
ситуация на рынке, при которой объем спроса превышает объем предложения называется - ситуация на рынке, при которой объем предложения превышает объем спроса называется -
Подумаем вместе… Вопрос 1: Назовите равновесную цену и равновесный объем товара. Вопрос 2: В каком диапазоне цены будет дефицит товара? Вопрос 3: В каком диапазоне цены будут излишки товара? Назовите самое наибольшее количество излишек товаров и при какой цене. Р, т. р./кг Qd, тыс. кг Qs, тыс. кг Избыт. спрос Избыт. предл. Объем продаж Выручка TR 1,0 210 10 200 - 10 10 1,5 180 30 150 - 30 45 2,0 140 55 85 - 55 110 2,5 80 80 0 0 80 200 3,0 40 100 - 60 40 120 3,5 30 130 - 100 30 115 4,0 20 160 - 140 20 80
Cлайд 12
Аналитический способ Задача: Допустим, функция спроса задана уравнением Qd=2800 – 6Р, а функция предложения Qs= 3Р – 800 Допустим, что сложилась некая ситуация на рынке и установилась цена А) в 300ден. ед. Б) в 420 ден.ед Определите объем товаров при этих ценах. Определите если существует дефицит или излишки товаров.
Cлайд 13
Аналитический способ Решение: А) При Р = 300 ; Qd = 2800 – 6·300 = 2800 – 1800 = 1000 Qs = 3·300 – 800 = 900 – 800 = 100 Следовательно: 1000 100 = Qd Qs Если объем спроса превышает объем предложения, это означает, что при Р = 300 мы имеем дефицит товаров. Б) При Р = 420; Qd = 2800 – 6·420 = 2800 – 2520 = 280 Qs = 3·420 – 800 = 1260 – 800 = 460 460 280 = Qs Qd Если объем предложения превышает объем спроса, это означает, что имеем избыток товаров в 180 ед. товара
Cлайд 14
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Q шт 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 руб А С ИЗБЫТОК К D F ДЕФИЦИТ графический способ S В
Cлайд 15
« … Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но НЕВИДИМАЯ РУКА, которая его направляет, как и во многом другом приведет его к результату, о котором он сам и не помышлял…» Адам СМИТ (1723 – 1790)
Cлайд 16
Подумаем вместе… Первая группа: Задача №1 Эпидемия болезни «черный стручок» поразила африканские плантации какао- бобов, которые являются основным сырьем для производства шоколада. Что происходит на рынке какао, шоколада, карамели, маринованных огурцов? Вторая группа: Задача №2. Предположим, что в стране была начата активная антиникотиновая кампания и, многие люди решили бросить курить. В качестве средства. помогающего бросить курить избрали специальный сорт резинки. Что происходит на рынке табачных изделий, жевательной резинки, пепельниц, и зажигалок? Третья группа: Задача №3. В городе Чистом построен новый завод по производству стиральных машин, полностью автоматизирующих процесс стирки. Что происходит на рынке стиральных машин, услуг прачечных, стирального порошка, туалетного мыла?
Cлайд 17
Спасибо за внимание, урок закончен!
Cлайд 18
Литература Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для 10-11 кл.-М.:Вита-пресс,2005.-256. Иванов С.И. и др.Основы экономической теории: Учебник для 10-11кл. Книга 1.-м.:Вита-пресс, 2004.-336с. Липсиц И.В. Экономика .Базовый курс: Учебник для 10,11 классов – М.: Вита-Пресс, 2006.-272с. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: Пособие для преподавателя Кн1. Задачник по микроэкономике с решениями – М.: Вита-Пресс, 2001. – 592с. Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников.- Ярославль: Академия развития, 1998.-208с.