9 класс Куликова Л.А Учитель биологии МОУ школа № 166 г. Самара .
Cлайд 2
Вспомните основные методы исследования, применяемые в биологии. Соотнесите методы с их содержанием. Наблюдения Целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления Описательный Изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели Сравнительный Преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств Экспериментальный Собирание и описание фактов Исторический Сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различия Моделирования Выяснение закономерностей появления и развития организмов
Cлайд 3
Проверка Наблюдения Преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств Описательный Собирание и описание фактов Сравнительный Сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различия Экспериментальный Целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления Исторический Выяснение закономерностей появления и развития организмов Моделирования Изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели
Cлайд 4
Составьте синквейн понятия «Жизнь» Правила составления синквейна В синквейне 5 строк: Понятие (слово) 2. Прилагательные (два слова) 3. Глаголы (три слова) 4. Предложение (из четырех слов) 5. Существительное (одно слово) Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер
Cлайд 5
Синквейн «Жизнь» Жизнь 2. Многогранная, сложная. 3. Возникает, существует, прекращается. 4. Основной объект изучения биологии. 5. Загадка.
Cлайд 6
«Жизнь есть способ существования белковых тел. И этот способ существования заключается по своему существу в постоянном самообновлении их химических составных частей» Ф. Энгельс Какие признаки в этом определении жизни самые существенные? Материальный носитель жизни – белковое тело Способ существования – самообновление
Cлайд 7
«Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующие и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот» М.В. Волькенштейн
Cлайд 8
Открытая система (обменивающаяся с внешней средой энергией и веществом) – паровой котел, костер Саморегуляция ( автоматическое сохранение постоянства состава и свойств) -карбюратор Самовоспроизведение (воспроизведение себе подобных) - Образование кристаллов в солевых растворах
Cлайд 9
1. Единство химического состава 98 % составляют:
Cлайд 10
2. Клеточное строение
Cлайд 11
3. Обмен веществ и энергозависимость Приведите примеры как живые организмы извлекают и используют вещества и энергию из окружающей среды? Питание Дыхание Выделение
Cлайд 12
Какой процесс лежит в основе извлечения энергии растениями? Фотосинтез
Cлайд 13
4. Самовоспроизведение
Cлайд 14
5. Раздражимость Способность отвечать на определенные внешние воздействия специфическими реакциями ************ Чем отличается раздражимость растений и животных? (подтвердите примерами)
Cлайд 15
6. Адаптация Особенности строения, функций и поведения данного организма, соответствующие его образу жизни
Cлайд 16
7. Процессы роста и развития Рост- количественные изменения Развитие- качественные изменения
Cлайд 17
8. Эволюционное развитие Эволюция есть необратимое и направленное развитие живой природы, Сопровождающееся появлением новых видов и прогрессивным усложнением жизни
Cлайд 18
9. Наследственность и изменчивость Наследственность – способность передавать признаки от предков к потомкам Изменчивость – способность приобретать новые признаки Молекула ДНК
Cлайд 19
10. Дискретность
Cлайд 20
11. Ритмичность Свойство, направленное на согласование Функций организма с окружающей средой И обусловленное различными космическими И планетарными причинами: вращением Земли вокруг солнца, сменой времен года, Фазами луны ******** Приведите конкретные примеры проявления ритмичности у растений или животных
Cлайд 21
12. Саморегуляция Способность живых организмов, Обитающих в непрерывно Меняющихся условиях среды, Поддерживать постоянство своего Химического состава и интенсивность Течения физиологических процессов
Cлайд 22
Домашнее задание Параграф 2. ******* Проанализируйте высказывание К.Гробстейна и укажите свойства живого, используемые в данном определении жизни: «Жизнь – макромолекулярная система, для которой характерна определенная иерархическая организация, а также способность к воспроизведению, обмен веществ, тщательно регулируемый поток энергии, - являет собой распространяемый центр упорядоченности в менее упорядоченной вселенной»