Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации

Презентация на тему Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации

Урок «Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации» Подготовлен урок ... Урок «Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации» Подготовлен урок преподавателем биологии МБОУ г. Астрахани «СОШ № 23» Медковой Е.Н.
Эпиграфом к уроку могут служить слова из знаменитой сказки А. С. Пушкина «Ска... Эпиграфом к уроку могут служить слова из знаменитой сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» «Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь; Не мышонка, не лягушку, А неведому зверюшку». А. С. Пушкин
Мотивация на уроке: Вступительное слово учителя о проблеме явления мутаций у ... Мотивация на уроке: Вступительное слово учителя о проблеме явления мутаций у человека и в окружающей его действительности Проблемные вопросы: Почему возникают мутации? Так ли опасны мутации? Нужно ли их бояться? Могут ли быть полезны мутации? Нужны ли мутации в природе?
Цель урока: углубить и расширить знания о молекулярно-цитологических основах ... Цель урока: углубить и расширить знания о молекулярно-цитологических основах мутационной изменчивости на основе изучения основных характеристик мутационной изменчивости и разнообразия соматических и генеративных мутаций сформировать знания о мутагенных факторах как причинах мутаций на основе знаний из курса физики и химии
Задачи урока: Ответить на вопросы, изучив: понятие мутация и классификацию му... Задачи урока: Ответить на вопросы, изучив: понятие мутация и классификацию мутаций характеристику различных видов мутаций Выяснить причины мутаций в природе Подвести итоги урока: Значение мутаций в природе и в жизни человека
Основные понятия: Мутация, мутагенез, мутагены, мутанты, Мутагенные факторы С... Основные понятия: Мутация, мутагенез, мутагены, мутанты, Мутагенные факторы Соматические мутации Генеративные мутации Дополнительные понятия Ионизирующее излучение Ультрафиолетовое излучение Хромосомные, генные и геномные мутации Летальные мутации Полулетальные мутации Нейтральные мутации Полезные мутации
Определения: Мутация Мутагены Мутация (от лат. mutatio - изменение, перемена)... Определения: Мутация Мутагены Мутация (от лат. mutatio - изменение, перемена) - любое изменение в последовательности ДНК. Мутация - это качественные и количественные изменения ДНК организмов, приводящие к изменениям генотипа. Термин введён Гуго де Фризом в 1901 году. На основе исследований им создана мутационная теория. Мутагены – факторы среды, вызывающие появления мутаций у организмов
Мутации ( по степени изменения генотипа) Генные ( точечные) Хромосомные Геномные Мутации ( по степени изменения генотипа) Генные ( точечные) Хромосомные Геномные
Генные мутации: Изменение одного или нескольких нуклеотидов пределах гена. Генные мутации: Изменение одного или нескольких нуклеотидов пределах гена.
Серповидно-клеточная анемия - наследственное заболевание, связанное с нарушен... Серповидно-клеточная анемия - наследственное заболевание, связанное с нарушением строения белка гемоглобина. Эритроциты под микроскопом имеют характерную серпообразную форму (форму серпа) Больные серповидно-клеточной анемией обладают повышенной (хотя и не абсолютной) врожденной устойчивостью к заражению малярией.
Примеры генных мутаций Гемофилия -(несвёртываемость крови) –одно из самых тяж... Примеры генных мутаций Гемофилия -(несвёртываемость крови) –одно из самых тяжёлых генетических заболеваний, вызванных врождённым отсутствием в крови факторов свёртывания. Родоначальницей считают королеву Викторию.
АЛЬБИНИЗМ – отсутствие пигмента Причиной депигментации является полная или ча... АЛЬБИНИЗМ – отсутствие пигмента Причиной депигментации является полная или частичная блокада тирозиназы – фермента, необходимого для синтеза меланина, вещества, от которого зависит окраска тканей.
Хромосомные мутации Изменение формы и размера хромосом. Хромосомные мутации Изменение формы и размера хромосом.
Хромосомные мутации Хромосомные мутации
Геномные мутации - Изменение числа хромосом Геномные мутации - Изменение числа хромосом
Геномные мутации - «Лишняя» хромосома в 21 паре приводит к возникновению синд... Геномные мутации - «Лишняя» хромосома в 21 паре приводит к возникновению синдрома Дауна (кариотип представлен -47 хромосомами )
Полиплоидия Гексоплоидное растение (6n) Диплоидное растение (2n) Полиплоидия Гексоплоидное растение (6n) Диплоидное растение (2n)
Использование полиплоидов человеком Использование полиплоидов человеком
Мутации различают: Видимые ( морфологические) - коротконогость и бесшерстност... Мутации различают: Видимые ( морфологические) - коротконогость и бесшерстность у животных, гигантизм, карликовость и альбинизм у человека и животных. Биохимические – мутации, нарушающие обмен веществ. Например, некоторые виды слабоумия вызваны мутацией гена, отвечающего за синтез тирозина.
Существуют несколько классификаций мутаций Мутации различают по месту возникн... Существуют несколько классификаций мутаций Мутации различают по месту возникновения: Генеративные – возникшие в половых клетках. Проявляются в следующем поколении. Соматические – возникающие в соматических клетках ( клетках тела) и по наследству не передаются.
Мутации по адаптивному значению: Полезные – повышающие жизнеспособность особе... Мутации по адаптивному значению: Полезные – повышающие жизнеспособность особей. Вредные – понижающие жизнеспособность особей. Нейтральные – не влияющие на жизнеспособность особей. Летальные – приводящие к гибели особи на стадии зародыша или после его рождения
Мутации различают: Скрытые ( рецессивные) – мутации, которые не проявляются в... Мутации различают: Скрытые ( рецессивные) – мутации, которые не проявляются в фенотипе у особей с гетерозиготным генотипом (Аа). Спонтанные – самопроизвольные мутации, в природе очень редки. Индуцированные – мутации, возникающие в силу ряда причин.
Мутагенные факторы: Физические факторы Химические факторы Биологические факторы Мутагенные факторы: Физические факторы Химические факторы Биологические факторы
Вопросы к беседе о физических мутагенах: 1. Какие виды излучений вы знаете? 2... Вопросы к беседе о физических мутагенах: 1. Какие виды излучений вы знаете? 2. Какое излучение называется инфракрасным? ( установим связь между температурой и мутациями) 3. Почему ультрафиолетовое излучение называют химически активным? 4. Что представляет собой ионизирующее излучение? 5. Каково влияние ионизирующего излучения на живые организмы?
Мутагенные факторы: Физические мутагены ионизирующее излучение ультрафиолетов... Мутагенные факторы: Физические мутагены ионизирующее излучение ультрафиолетовое излучение - чрезмерно высокая или низкая температура. Биологические мутагены некоторые вирусы (вирус кори, краснухи, гриппа) - продукты обмена веществ (продукты окисления липидов);
Физические мутагены Мутации из-за взрыва в Чернобыле Ученые выяснили, что за ... Физические мутагены Мутации из-за взрыва в Чернобыле Ученые выяснили, что за 25 лет после Чернобыльской катастрофы генетические мутации вдвое увеличили число врожденных аномалий у потомков людей, живущих на территориях, пострадавших от радиации
Химические мутагены: - нитраты, нитриты, пестициды, никотин, метанол, бензопи... Химические мутагены: - нитраты, нитриты, пестициды, никотин, метанол, бензопирен. - некоторые пищевые добавки, например, ароматические углеводороды - продукты переработки нефти - органические растворители - лекарственные препараты, препараты ртути, иммунодепрессанты .
Воздействия химических мутагенов Оксид азота. Токсичное вещество, в организме... Воздействия химических мутагенов Оксид азота. Токсичное вещество, в организме человека распадается на нитриты и нитраты. Нитриты провоцируют мутации клеток организма, мутируют половые клетки, приводя к необратимым изменениям у новорожденных. Нитрозамины. Мутагены, к которым наиболее чувствительны клетки реснитчатого эпителия. Подобные клетки выстилают легкие и кишечник, что объясняет тот факт, что у курильщиков высока заболеваемость раком легких, пищевода и кишечника Бензол. Постоянное вдыхание бензола способствует развитию лейкозов — раковых заболеваний крови. При сгорании бензола образуется копоть, в составе которой также немало мутагенов.
Воздействия химических мутагенов Цианистый водород, или синильная кислота. Эт... Воздействия химических мутагенов Цианистый водород, или синильная кислота. Это сильный яд, синильная кислота блокирует ферментную активность клеток, приводя к нарушению процессов деления и репликации ДНК. Мутации, образующиеся в этом случае, необратимы. Полиароматические углеводороды. Самые активные мутагены, из-за своего органического происхождения легко повреждают геном, провоцируя образование атипичных клеток. Доказана роль ПАУ в образовании плоскоклеточного рака.
Как противостоять мутации Исключить из своего рациона продукты питания, котор... Как противостоять мутации Исключить из своего рациона продукты питания, которые содержат вещества, являющиеся химическими мутагенами. Не подвергать свой организм излишнему инфракрасному и ультрафиолетовому излучению – сократить время пребывания в летний период на солнце до минимума, защищать свое тело от него, ограничить посещения солярия Повышать свой иммунитет, снизить заболеваемость вирусными инфекциями Не курить Не употреблять продукты, содержащие ГМО Не находиться в зонах радиации Не злоупотреблять и не экспериментировать лекарственными препаратами Не загрязнять окружающую среду и воздух
Мутационная теория: Мутации- это редкие событии. Это изменения наследственног... Мутационная теория: Мутации- это редкие событии. Это изменения наследственного материала. Мутации возникают внезапно, скачкообразно, не направлено. Мутации наследственны, они передаются из поколения в поколение. Мутации не образуют непрерывных рядов, как при модификационной изменчивости Мутации могут быть полезными для организма, вредными, нейтральными, доминантными и рецессивными. Мутации индивидуальны, т.е. возникают у одного организма.
Значение мутаций: Научные исследования Движущая сила эволюции Медицинское нап... Значение мутаций: Научные исследования Движущая сила эволюции Медицинское направление Селекция
Подведение итогов урока: 1. Что нового вы узнали на уроке? 2. Что наиболее ва... Подведение итогов урока: 1. Что нового вы узнали на уроке? 2. Что наиболее вам запомнилось и понравилось?
Заключение: Появляясь внезапно, мутации, как и революции, разрушают и созидаю... Заключение: Появляясь внезапно, мутации, как и революции, разрушают и созидают, но не уничтожают законы природы. Они сами подчинены им.
Любое отклонение от идеального случая следует считать несравненно большей цен... Любое отклонение от идеального случая следует считать несравненно большей ценностью, чем рядовой, в массовом порядке ожидаемой, поскольку попутно с возникновением отрицательной единицы стоит пролагающая новый путь положительная. И. А. Раппопорт