Интересный факт: В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на о.Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании нарушается деятельность сердца, поражаются нервы конечностей, расстраивается походка. У больного будто цепями сковывало ноги. С этим и связано название – «бери-бери», что означает «оковы»
Cлайд 3
Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение. Эйкман наблюдал за курами, которых кормили очищенным рисом и у них появились признаки болезни «бери-бери»: судороги сводили им шею и ноги. Многие из них гибли. Когда же кур кормили не очищенным рисом, они выздоравливали! Что же находилось в рисовых отрубях?
Cлайд 4
«Мал золотник, да дорог» Так в старину на Руси говорили о незаметном на первый взгляд, но очень важном человеке. Эти слова очень точно отражают суть нашего разговора. А говорить мы будем о витаминах. В настоящее время очень часто можно услышать или увидеть информацию об этих веществах. Как вы думаете, а как давно человек знаком с витаминами? Оказывается всего лишь 127 лет.
Cлайд 5
Цель нашего занятия: обобщить информацию о витаминах, научиться определять витамин С в различных продуктах питания, познакомиться с основами фитотерапии и рационального приготовления пищи.
Cлайд 6
Мы будем работать по плану: Что такое витамины? История открытия витаминов. Лабораторная работа «Количественный анализ содержания витамина С в различных продуктах питания» Классификация витаминов Причины и последствия нарушения витаминного баланса в организме человека. Основы фитотерапии. Как сохранить витамины в пище.
Cлайд 7
Знакомство с понятием «витамины». В словаре Ожегова С.И. дано следующее определение: « Органическое вещество, первоисточником которого обычно служат растения, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма, а также препарат, содержащий такие вещества». Витамины- это органические биологически активные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма, действующие в ничтожно малых количествах.
Cлайд 8
История открытия витаминов. В настоящее время витамины широко используются человеком, и мы уже не представляем, что каких-то 127 лет назад общество страдало от страшных заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме, и что самое страшное, не знало, как бороться с этими заболеваниями. Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н.И.Луниным и продолжено польским врачом и биохимиком К.Функом. Как же происходило открытие витаминов, мы узнаем, прослушав сообщение.
Cлайд 9
Рассказ учителя В настоящее время известно более 25 витаминов, их обозначают буквами латинского алфавита: A B C D по мере их открытия. Некоторые образуют целые группы, например витамины группы В. Для того, чтобы было понятно о каком витамине идет речь внизу справа ставят цифру, например: В1 В2.
Cлайд 10
Работа с учебником: Какую функцию выполняют витамины в организме? 1 в. 189 стр. – витамин С 2 в. 190 стр. – витамин В2 3 в. 191 стр. – витамин А 4 в. 191 стр. – витамин D Все ли витамины входят в состав ферментов? Что называется ферментом?
Cлайд 11
Работа в группах по 4 человека Перечислите водорастворимые и жирорастворимые витамины; Какой витамин содержится в продуктах животного происхождения? Какие из витаминов могут синтезироваться в организме? Что можно сказать о суточной дозе витаминов?(работа с таблицей)
Cлайд 12
Cлайд 13
Витамины изготавливают в различных формах выпуска: Сироп для питья Драже, таблетки Растворы для инъекций
Cлайд 14
Обратите внимание: Ундевит – для лиц старше 50 лет; Гексавит – для школьников и взрослых; Гендевит – для беременных женщин; Пиковит – для детей до 7 лет.
Cлайд 15
Избыток витаминов может быть вреден! Витамин А – поражение печени, судороги, неровное дыхание, способствует отложению солей в суставах, Витамин D – вызывает отравление, Витамин К - вызывает отравление и может привести к чрезмерной свёртываемости крови, Витамин РР – вызывает зуд кожи. Избыток витамина В и С вреда не причиняет, их излишки выводятся из организма через органы выделения.
Cлайд 16
Вот, как много вы узнали о витаминах. Попробуйте сами сформулировать определение.
Cлайд 17
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Витамин- это органическое вещество, образующееся в животном организме (включая человека) или поступающее с пищей в очень незначительных количествах, но абсолютно необходимое для нормального обмена веществ и жизнедеятельности.
Cлайд 18
Интересно, что: Витамины В и С разрушаются при варке и при соприкосновении с металлами (Fe и Сu). Кроме того, витамин С окисляется кислородом воздуха. Витамины A,D,K не разрушаются при нагревании. Витамин К разрушается от солнечного света.
Cлайд 19
ЗАКРЕПЛЕНИЕ 1. На столе расположены различные продукты питания. Определите в каких из них содержатся витамины, а в каких нет. Почему? 2. Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих продуктов и овощей. В этих случаях развивалась цинга. Десны разбухали и кровоточили, лицо отекало, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтёками. Больше моряков погибало от цинги, чем от морских сражений и кораблекрушений. В прошлом особенно страдали моряки северных экспедиций. Что бы Вы им посоветовали (используя знания, полученные на данном уроке) для предотвращения этого заболевания?
Cлайд 20
Итог урока: С чем Вы познакомились на этом уроке? Какую роль играют витамины в организме? К чему приводит недостаток витаминов в организме человека?