Цели урока: Рассмотреть сущность иммунитета Познакомиться с типами иммунитета Выявить способы защиты человека от инфекционных заболеваний Изучить факторы, способствующие сохранению и укреплению иммунитета
Cлайд 3
Ключевые понятия Иммунитет – способность организма защищать свою целостность и биологическую индивидуальность. Обеспечивается работой лейкоцитов – фагоцитов и лимфоцитов. Антигены – бактерии, вирусы или их токсины (яды), чужеродные ткани и белки, а также переродившиеся клетки организма. Антитела (иммуноглобулины) – белки, синтезируемые организмом в ответ на присутствие чужеродного тела (антигена).
Cлайд 4
Cлайд 5
ИММУНИТЕТ неспецифический специфический Фагоцитоз - захват и перевари- вание чужеродных тел Антибакте- риальные вещества слюны, слёз, крови, например, лизоцим Выработка антител на определённый антиген
Cлайд 6
Cлайд 7
ИММУНИТЕТ КЛЕТОЧНЫЙ (Т-лимфоциты) ГУМОРАЛЬНЫЙ (В-лимфоциты) Т-киллеры (убийцы) Т-хелперы (помощники) Т-супрессоры (угнетатели) Плазматические В-клетки, синтез антител Клетки памяти иммунный ответ в случае повторной инфекции
Cлайд 8
ИММУНИТЕТ естественный искусственный врожденный (пассивный) - наследуется ребенком от матери приобретен- ный (активный) - появляется после перене- сенного заболевания активный – появляется после прививки, т.е. введения вакцины Пассивный – появляется При действии лечебной сыворотки
Cлайд 9
Cлайд 10
Меры борьбы с инфекционными заболеваниями 1. Иммунопрофилактика: вакцинация (прививание) против многих болезней (дифтерия, коклюш, туберкулез, столбняк, корь, свинка, краснуха, полиомиелит и др.) 2. Экстренная терапия тяжелых инфекций (ботулизм, дифтерия, столбняк) 3. Соблюдение мер личной и общественной гигиены 4. Противоэпидемические мероприятия.