Цель урока: сформировать представление о экономической биологии как комплексной науке, ее предмете, задачах и принципах.
Cлайд 3
Задачи урока: обучающие – изучить цель, задачи и принципы экономической биологии; воспитательные – оценить значимость данных экономической биологии в решении социальных и медицинских проблем; развивающие – продолжить развитие интереса к изучаемому предмету.
Cлайд 4
«Экономическая биология человека» ─ новое направление в науке, возникшее на границе экономики, биологии человека, медицины и физической антропологии
Cлайд 5
Предмет экономической биологии человека система взаимосвязей между особенностями строения и функциями человеческого организма, с одной стороны, и социально-экономическими условиями жизнедеятельности и организации труда, с другой стороны.
Cлайд 6
Задачи экономической биологии ─ изучение: индивидуального развития организма с использованием законов экономики; изменений, которые происходят с человеком при переходе от нормального состояния к патологическому; влияния экономических условий на здоровье и антропометрию человека; условий изменений организма в период активного роста и развития, остановки роста и «инволюции».
Cлайд 7
«Инволюция» (от лат. involutio – свертывание, упрощение) – процессы обратного развития, характеризующие процесс старения.
Cлайд 8
Принципы экономической биологии «максимального результата» «минимальных затрат»
Cлайд 9
У животных, подвергнутых «низкокалорийной диете» с качественным набором питательных веществ (принцип «максимального результата»), но с количественными ограничениями (принцип «минимальных затрат»), значительно увеличилась продолжительность жизни.
Cлайд 10
Принципы экономической биологии «максимального результата» «минимальных затрат» «разделения труда и специализации»
Cлайд 11
Эволюционно примитивные организмы имеют клетки с широким набором функций и не имеют дыхательной, кровеносной и нервной систем, тогда как у эволюционно продвинутых организмов имеются специализированные ткани и органы, дыхательная, кровеносная и нервная системы.
Cлайд 12
Принципы экономической биологии «максимального результата» «минимальных затрат» «разделения труда и специализации» «взаимозависимости и сотрудничества»
Cлайд 13
Кости выполняют пассивную функцию рычагов, а мышцы, сокращаясь, совершают работу и являются активной частью опорно-двигательного аппарата. Их функционирование и развитие тесно связано друг с другом и невозможно без активного участия нервной и сердечно-сосудистой систем.
Cлайд 14
Принципы экономической биологии «максимального результата» «минимальных затрат» «разделения труда и специализации» «взаимозависимости и сотрудничества» «спроса и предложения»
Cлайд 15
Физическая активность скелетных мышц вызывает дефицит кислорода (спрос), а в ответ на это активизируется сердечная мышца и легкие, обеспечивающие поставку кислорода к тканям (предложение).
Cлайд 16
Принципы экономической биологии «максимального результата» «минимальных затрат» «разделения труда и специализации» «взаимозависимости и сотрудничества» «спроса и предложения» «экономической эффективности»
Cлайд 17
В организме сначала с ростом и развитием органов и систем повышается его эффективность, максимум которой совпадает с периодом молодости. Когда рост и обновление организма становятся невозможны, исчезает гибкость регуляции и его эффективность падает.
Cлайд 18
Представителей данного направления также волнуют следующие вопросы: как экономика влияет на физическое развитие человека, его рост, вес, заболеваемость? как по антропометрическим данным (прежде всего по росту) можно оценить биологический статус, благосостояние и социальное неравенство в обществе?
Cлайд 19
Вопросы для закрепления: 1. Что изучает экономическая биология? 2. Какой год можно считать годом возникновения науки экономическая биология и почему? 3. Какова цель экономической биологии? 4. Какие принципы экономической биологии вы можете назвать?