Почти полмиллиона трав, кустарников, деревьев и споровых растений – вот владения современной ботаники. Изучая их, мы узнали об удивительном мире природы. Каждое растение, гриб, лишайник имеет свои особенности, свои маленькие тайны: у одного плоды «стреляют» семенами, у другого стебель настолько твердый, что может оставить царапины даже на стали. В природе есть растения с цветками-невидимками и с семенами-пылинками. Все мы любуемся распусканием листьев, красотой цветов. Растительный мир огромен и в то же время очень раним. Только при бережном отношении к природе можно сохранить и приумножить ее богатства.
Cлайд 2
Пословицы и поговорки – это меткие, образные народные изречения, обобщающие различные явления природы, жизни. «Немудрено дерево срубить – мудрено вырастить», «Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча – пустыню», «Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени». А какие пословицы и поговорки о растениях знаете вы, ребята?
Cлайд 3
«Научная лаборатория» – так в широком смысле можно назвать гербарий. Слово «гербарий» было в обиходе в Европе уже в Средние века, но обозначало оно книгу, посвященную растениям («травник»). В таких книгах были собраны рассказы о «достоинствах» и «целебных силах» растений. Изобретение первого гербария приписывают профессору Луке Гини (1490–1556). Его гербарии и записи не сохранились, но обнаружены гербарии его учеников. Из сохранившихся гербариев древнейший «Гербарий А» состоит из 355 наклеенных растений. Итак, приглашаю вас в научную лабораторию.
Cлайд 4
Задание. Каждому члену команды дается гербарный экземпляр одного растения. Нужно составить описание растения и кратко рассказать о нем. План ответа 1. название растения 2. стебель( вьющийся, прямостоячий, лазающий и т.д.) 3. листья ( простые или сложные, листовая пластинка – форма , края и т.д. 4. Тип корневой системы. 5.Соцветие и цветок. 6. Плод. 7. Значение.
Cлайд 5
В таблице на доске зашифрована пословица – сумейте ее прочитать. Первая буква – начало фразы – выделена. Читать можно справа налево, слева направо, сверху вниз и снизу вверх, но не по диагонали.
Cлайд 6
Ответ: «Дерево погубить – в пять минут, а вырастить его – годы пройдут».
Cлайд 7
Растения - символы. Многие растения еще с древности считаются символами, олицетворяющими долголетие, могущество, дружбу, любовь, благородство... Изображение некоторых растений-символов можно встретить и на государственных флагах и гербах. А можете ли вы угадать растения, услышав рассказ о связанных с ними традициях?
Cлайд 8
1. Это вечнозеленое дерево или кустарник с жесткими ароматными листьями, растет в Средиземноморье. Античный миф рассказывает о прекрасной нимфе Дафне, которую ее отец, речной бог Пеней, превратил в это дерево, спасая от преследования полюбившего ее Аполлона. С тех пор это дерево считалось Аполлоновым. Его высаживали у храмов, венком из листьев этого дерева награждали победителей в творческих состязаниях – поэтов, музыкантов, художников. Ветвь этого дерева изображена на гербах многих государств как символ величия и славы.
Cлайд 9
Лавр обыкновенный
Cлайд 10
2. Один из христианских праздников – вход Христа в Иерусалим – должен сопровождаться церковным обрядом с ветвью пальмы. На Руси пальмы не растут, и этому растению нашли замену. Какую?
Cлайд 11
3. В соцветиях этого растения уже много веков пытаются найти счастье – если найдешь цветок с 5-ю лепестками вместо 4, его надо съесть. Трехлепестковые же цветки сулят несчастье и беды.
Cлайд 12
сирень
Cлайд 13
5. Ветви и листья этого дерева являются олицетворением силы, долголетия, здоровья. Это дерево – одно из лесообразующих пород Северного полушария.
Cлайд 14
дуб
Cлайд 15
6. Этот цветок, как культурное растение, попал в Европу из мусульманских стран. И название его происходит от названия распространенного на Востоке головного убора.
Cлайд 16
тюльпан
Cлайд 17
7. На Руси это дерево почиталось как музыкальное. Из его красивой древесины с волнистым рисунком, обладающей высокими резонансными качествами, делали гусли «яровчатые». А в наше время из его древесины делают жалейки для ансамблей народных инструментов и высококачественные ракетки для тенниса.
Cлайд 18
Клён остролистный
Cлайд 19
О каких растениях говорится в этих загадках? 1.Одежкой сер, да телом бел. 2. Хоть жжет его солнце, Одет он в суконце, А сукно золотистое, Тонкое и чистое. 3. Цветок – напрасный, Плод – опасный, А поле все засажено.
Cлайд 20
1.рис 2.персик 3.картофель
Cлайд 21
4. Хоть чином и не хан, На голове – султан, И с золотом кубышки Запрятаны под мышки. 5. Выросла травка – к пище приправка; Ее пожитки – душистые нитки. 6. Желтая курица. Лежит под тыном дуется
Cлайд 22
4. Кукуруза 5. Укроп 6. Тыква
Cлайд 23
1. Какое голосеменное растение называют «виноградом хвойных лесов»? 2. С клетками какой ткани связана способность растений к заживлению ран? 3. Что находится между корой и древесиной?
Cлайд 24
1(Можжевельник.) 2(Образовательной.) 3(Камбий.)
Cлайд 25
4. Как называются растения, у которых на каждом экземпляре присутствуют только мужские или только женские цветки? 5. Назовите виды корней. 6. Назовите типы корневых систем.
7. Как называется место прикрепления к стеблю листа и почки? 8. Как называется порядок расположения листьев на побеге? 9. Какие вы знаете типы жилкования листьев?
10. Что такое корневище, луковица, клубень? 11. Что такое годичные кольца? 12. Какие листья называются сложными?
Cлайд 30
10(Видоизмененные побеги.) 11(Прирост древесины за год.) 12 (На черешке 3 и более листовых пластинок.)
Cлайд 31
13. Какие ткани входят в состав жилки листа? 14. Как называется околоцветник, в составе которого можно выделить лепестки и чашелистики? 15.Что такое черенок?
Cлайд 32
13 (Проводящая и механическая.) 14 (Двойной.) 15 ( Часть стебля с листочками)
Cлайд 33
Cлайд 34
Неверно!!! Учи материал! А может еще раз попробуешь найти правильный ответ?
Cлайд 35
Молодец! Интересно, а сможешь ли ты ответить на следующее задание? Оценка