Генетика человека. Генеалогический и близнецовый методы

Презентация на тему Генетика человека. Генеалогический и близнецовый методы

Генетика человека Генеалогический и близнецовый методы Генетика человека Генеалогический и близнецовый методы
Генетика человека В 1929 г. советский генетик, невропатолог С.Н.Давиденко орг... Генетика человека В 1929 г. советский генетик, невропатолог С.Н.Давиденко организовал первую в мире медико-генетическую консультацию. Он первым в мире поставил вопрос о необходимости составления каталога генов человека, сформулировал понятие о генетической гетерогенности наследственных болезней человека.
Методы изучения генетики человека 1. Клинико-генеалогический метод (составлен... Методы изучения генетики человека 1. Клинико-генеалогический метод (составление родословных, предложил в1865 г. Ф.Гальтон). 2. Близнецовый метод (предложил в 1875 г. Ф.Гальтон). 3. Дерматоглифический метод (предложил в 1892 г. Ф.Гальтон). 4. Популяционно статистический метод (предложили в 1908 г. Г.Харди и В.Вайнберг). 5. Цитогенетический метод (предложили в 1956 г. Д.Тийо и А.Левин). 6. Биохимический метод. 7. Молекулярно-генетический метод
Генеалогический метод Прослеживание передачи признака среди родственников бол... Генеалогический метод Прослеживание передачи признака среди родственников больного в нескольких поколениях
Основные задачи Установление наследственного характера болезни Установление т... Основные задачи Установление наследственного характера болезни Установление типа наследования болезни Определение круга лиц, нуждающихся в исследованиях, для выявления гетерозиготного носительства мутантного гена Установление гетерогенности наследственных болезней Использование в медико-генетических консультациях Установление пенетрантности Картирование хромосом Оценка интенсивности прявления генов Изучение взаимодействия генов
Основные этапы Сбор сведений о семье. Составление родословной Генеалогический... Основные этапы Сбор сведений о семье. Составление родословной Генеалогический и генетический анализ
Сбор данных начинается с пробанда - человека, родословную которого нужно сост... Сбор данных начинается с пробанда - человека, родословную которого нужно составить. Братья и сестра его называются сибсы. Для составления родословной применяют условные обозначения и делают графические изображения
Аутосомно-доминантный тип наследования (АД) Болезнь встечается в каждом покол... Аутосомно-доминантный тип наследования (АД) Болезнь встечается в каждом поколении родословной. Соотношение больных мальчиков и девочек равное. Вероятность рождения больного ребенка, если болен один из родителей, равна 50%. Могут быть пропуски в поколениях из-за малой экспрессивности и низкой пенетрантности или наличия эпистатического гена
Микросомия Синдром первой жаберной дуги. Клинические признаки: односторонняя ... Микросомия Синдром первой жаберной дуги. Клинические признаки: односторонняя аномалия ушной раковины и гипоплазия нижней челюсти; аномалии глаз; лицо асимметрично, нарушение прикуса. Тип наследования: АД Популяционная частота неизвестна
Синдром Робинова Впервые описан в 1969 г. Клинические признаки: необычное стр... Синдром Робинова Впервые описан в 1969 г. Клинические признаки: необычное строение лица, умеренная карликовость, гипоплазия половых органов, макроцефалия, эпикант, короткий нос, брахидактилия, вывих бедра, аномалии ребер. Тип наследования – АД Популяционная частота неизвестна
Полидактилия Клинические признаки: существует два варианта: тип А, при которо... Полидактилия Клинические признаки: существует два варианта: тип А, при котором дополнительный палец функционален, и тип В, когда дополнительный палец недоразвит и представляет собой кожный вырост. Тип наследования: АД Популяционная частота – от 1:3000 до 1:650
Порфирия (Вампиризм) "..Ученые выяснили, что вампиризм – это тяжелое, очень р... Порфирия (Вампиризм) "..Ученые выяснили, что вампиризм – это тяжелое, очень редкое заболевание – порфирия, которая и нагоняла суеверный страх на добропорядочных граждан средневековой Европы. Впервые об этой болезни заявил доктор Ли Иллис в 1963 г. С научной точки зрения: порфирия является наследственным заболеванием, возникающим часто в случае инцеста (кровосмешения между близкими родственниками, а в Восточной Европе такое весьма часто практикуется). Вообще-то, случаев порфирии известно немного. В наши дни таких больных всего около 70 человек во всем мире. Их организмы не в состоянии самостоятельно вырабатывать красные тельца крови. Люди, страдающие порфирией не выносят дневного света, т.к. в тканях их организмов нарушен пигментный обмен, и под воздействием солнца происходит распад гемоглобина, который превращается чуть ли не в кислоту и разъедает кожу (кожа больного сильно темнеет и в конечном итоге гниёт и лопается). Превратить "вампира" в нормального человека можно с помощью химиотерапии и частых переливаний крови. Тип наследования: АД. Популяционная частота неизвестна (по некоторым данным 1 : 200 000)
Аутосомно-рецессивный тип наследования (АР) Больной ребенок рождается у клини... Аутосомно-рецессивный тип наследования (АР) Больной ребенок рождается у клинически здоровых родителей. Болеют сибсы, т.е. братья и сестра. Оба пола поражаются одинаково. Чаще встречается при кровно-родственных браках. Если больны оба супруга, то все дети будут больными.
Фенилкетонурия Фенилкетонурия – болезнь аминокислотного обмена. Описана в 193... Фенилкетонурия Фенилкетонурия – болезнь аминокислотного обмена. Описана в 1934 г. А. Фелингом. Патология связана с недостаточностью печеночного фермента фенилаланингидроксилазы, что нарушает превращение фенилаланина в тирозин (нарушается формирование миелиновых оболочек вокруг аксонов ЦНС). Клинические признаки: повышенная возбудимость и тонус мышц, тремор, эпилептиформные припадки, «мышиный» запах, умственная отсталость, снижение образования меланина. Ранняя профилактика и лечение – искусственная диета. Тип наследования: АР Популяционная частота - 1 : 10000
Дальтонизм Дальтонизм
Х – сцепленный доминантный тип наследования (Х-Д) Если отец болен – болеют вс... Х – сцепленный доминантный тип наследования (Х-Д) Если отец болен – болеют все дочери, все сыновья здоровы. Если болен один из родителей – болеют дети. У здоровых родителей все дети здоровые Мать больна – вероятность болезни у детей независимо от пола – 50% Больных женщин в 2 раза больше, чем больных мужчин
Синдром Коффина-Лоури Синдром впервые описан в 1966 г. Клинические признаки: ... Синдром Коффина-Лоури Синдром впервые описан в 1966 г. Клинические признаки: антимонголоидный разрез глаз, гипертелоризм, луковицеобразный нос, низкий рост, конусовидные пальцы , открытый рот, полные губы, квадратный лоб, массивный подбородок, килевидная грудная клетка, сколиоз, умственная отсталость (IQ ниже 50). Тип наследования: Х-сцепленный доминирующий. Популяционная частота – неизвестна (клиника у мужчин ярко выражена, у женщин чаще стертая)
Х – сцепленный рецессивный тип наследования (Х-Р) Гемизиготность у мужчин Заб... Х – сцепленный рецессивный тип наследования (Х-Р) Гемизиготность у мужчин Заболевают преимущественно мужчины Сын никогда не наследует заболевание отца Если пробанд женщина, то ее отец обязательно болен. Гетерозиготная носительница – мать передает мутантный ген половине дочерей и сыновей.
Наследование гемофилии Наследование гемофилии
Y – сцепленный тип наследования Голандрический тип наследования Передача толь... Y – сцепленный тип наследования Голандрический тип наследования Передача только по мужской линии
Гипертрихоз Ихтиоз- заболевание кожи. Рыбья чешуя Гипертрихоз Ихтиоз- заболевание кожи. Рыбья чешуя
Близнецовый метод Близнецовый метод
Используется: Для определения соотносительной роли наследственности и среды в... Используется: Для определения соотносительной роли наследственности и среды в формировании признаков Для выявления наследственности признака Для определения пенетрантности и экспрессивности Для оценки эффективности действия лекарственных препаратов, обучения, воспитания.
Двойни встречаются 1/84 новорожденных, 1/3 из них – монозиготные (однояйцовые... Двойни встречаются 1/84 новорожденных, 1/3 из них – монозиготные (однояйцовые – близнецы), остальные - дизиготные (двуяйцовые – двойняшки). Сходные признаки у близнецов называются – конкордантными