Код презентации скопируйте его
    
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №3 г. Бикина Бикинского муниципального района Хабаровского края Районная научно-практическая конференция «Мир моих увлечений» Исследовательская работа по математике Старинные русские меры длины и веса Выполнил : Еунг Сергей, ученик 5 «Б» класса  Руководитель: Полякова Татьяна Николаевна, учитель математики МБОУООШ №3 г. Бикин 2014 г.
    
    Цель работы: исследовать происхождение старинных русских мер длины и веса, показать их практическое применение на современном этапе. Задачи: Изучить причины и предпосылки становления русской системы мер длины, определить основные этапы становления. Экспериментальным путем установить длину старинных мер. Рассмотреть соотношение между старинными и современными значениями различных мер длины и веса. Показать практическое применение мер длины в задачах. Выяснить, что означают пословицы, поговорки, шутки, фразеологизмы, в которых встречаются названия старинных мер длины.
    
    С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.
    
    Старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев (указательного и среднего). 1 вершок = 4 ногтя (по ширине - 1,1 см) Вершок равнялся 1/16 аршина, 1/4 четверти. 1/4 пяди В современном исчислении - 4,44см. Борода с вершок, а слов с мешок. От горшка два вершка, а уже указчик .
    
    Расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев. Семь пядей во лбу. Не уступить ни пяди.
    
    Локоть равнялся длине руки от пальцев до локтя. «Расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки".
    
    Одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. Различных по назначению и величине саженей было больше десяти. Косая сажень в плечах.
    
    Сажени городовая - 284,8 см без названия - 258,4 см великая - 244,0 см греческая - 230,4 см казённая - 217,6 см церковная - 186,4 см царская - 197,4 см народная - 176,0 см кладочная - 159,7 см простая - 150,8 см малая - 142,4 см ещё одна без названия - 134,5 см дворовая мостовая
    
    АРШИН - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках. Каждый купец на свой аршин меряет. Сидит, ходит, словно аршин проглотил .
    
    Коломенская верста – «верзила» -шутливое название очень высокого человека. Оно берет свое начало от времен царя Алексея Михайловича ,царствовавшего с 1645 по 1676г. Межевая верста существовала на Руси до 18 в. для определения расстояния между населенными пунктами  и для межевания (от слова межа-граница земельных владений в виде узкой полосы).Длина такой версты 1000 саженей, или 2,13 км * Верста или поприще -русская путевая мера. Верста - от слова вертеть. Первоначально -расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты 1060 м. Верста как мера длины на Руси встречается с11 в.
    
    измеряемый Вершок Малая пядь Великая пядь Пядь с кувыр-ком Локоть с кулаком локоть Большой локоть аршин Мама 5 17 21 21 40 46 53 65 Папа 5 17 21 22 40 49 60 69 Бабушка 4,5 16 19 20 36 41 53 63 Учитель 4,5 19 20 25,1 37,5 49 67 82 Ученик 1 4 15,5 19 17 35 42 51 64 Ученик 2 5 19 20 25 40 44 53 64 Ученик 3 5 18 21 24,1 36,5 43 52 65 Ученик 4 4,5 17 19 18 35 40 51 63 Ученик 5 4 17 20 24 36 41 52 64 Ученик 6 5 16,5 19 21 36 42 53 64 Ученик 7 5,5 17,5 21 22 35,5 43,5 53 64 Ученик 8 5 18,5 20 26,3 37 42 52 65 Ученик 9 5 19 19 25 35 42 53 63 Ученик10 5 17,5 18,5 19 34 44 51 65
    
    Я провел свою статистическую обработку результатов исследования и сравнил результаты с данными теории. Получил небольшие расхождения в измерениях. характеристика Вершок Малая пядь Великая пядь Пядь с кувыр-ком Локоть с кулаком локоть Большой локоть аршин Приблизительное значение величины 4,5 19 23 27 38 46 54 72 Среднее арифметическое 4,8 17,8 20,0 22,2 36,8 43,7 54,2 65,9 мода 5 17 19 25 40 42 53 64 размах 1,5 5,5 4,5 9,1 6 9 17 19
    
    Равнялся 40 фунтам, сейчас - 16,38 кг. При взвешивании металлов пуд являлся как единицей измерения, так и счетной единицей. Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.
    
    Эта наибольшая мера веса, употреблялась в оптовой торговле преимущественно для взвешивания воска, меда. Равна 163,8 кг.
    
    В современном исчислении 4,1 грамма Это слово, первоначально обозначало золотую монету. Мал золотник, да дорог.
    
    самая мелкая старорусская единица измерения массы, равная 1/96 золотника или 0,044 граммам. 62,209 мг 50 грамм
    
    Капь- древняя единица веса = 65,52 кг. (утверждена в 4 пуда). Кадь- древняя мера сыпучих тел. Куль- мера сыпучих тел различного веса Гарнец- в переводе с древнерусского горшок Корец- Мера для зернового хлеба и меда (питья) размером около 1 гарнца. Четверик- 26,25 литра. Зобница- Древнепсковская хлебная мера. Половник- Мера молоченого хлеба.
    
    Герой стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» вспоминает о том, как в половодье зайцев спасал: Вижу один островок небольшой – Зайцы на нем собрались гурьбой. С каждой минуты вода подбиралась К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. Насколько мал был тот островок? Каковы его максимальные размеры в современных единицах длины и площади? Решение: Ответ: максимальные размеры: 0,71м, 2,13м, 1,51м2
    
    Рост Петра Великого Раньше говоря о росте взрослого человека, указывали лишь число вершков, на которое он превышал два аршина. Что сказали бы наши предки о росте Петра Великого, равном 2м 4см? Решение. (204-2*71,12)/4,445=14 (вершков) Ответ. 14 вершков. из Москвы в Вологду Послан человек из Москвы в Вологду, и велено ему в хождении своём совершать во всякий день по 40 вёрст. На следующий день вслед ему послан второй человек, и приказано ему проходить по 45 вёрст в день. На какой день второй человек догонит первого? Решение: 1) 45 – 40 = 5 (вёрст/день) – скорость сближения 2) 40 : 5 = 8 (дней) – второй догонит первого Ответ: через 8 дней.
    
    Клименченко Д. Величины и их измерения Шабалин С. А. Измерения для всех Математика. 5 класс:учеб. для общеобразоват. учреждений / С.М. Никольский и др. ,- М : Просвещение, 2009 Литература 5 класс: ч.1,2,3,4, / В. Я. Коровина и др., М: Просвещение,2006 Ермаков Н.Я. Пословицы русского народа. – СПб, 1984. Романова Г.Я. Наименование мер длины в русском языке. – М., 1975 Интернет ресурсы: http://rus-ved-rus.narod.ru/mery.html (Ведическая Русь статья «Старинные русские меры длины, веса, объёма») http://akopyan.ru/s_miru_po_nitke/starinnie_russkie_meri_dlini.html (С миру по нитке. Русская жизнь. Познавательный дневник.) http://art.ioso.ru/seminar/2009/projects11/rezim/stat4.html (Статистика, статистические характеристики) http://www.shagomer.ru (шагомер – прибор для измерения количества шагов, сделанных человеком).