X

Код презентации скопируйте его

Ширина px

Вы можете изменить размер презентации, указав свою ширину плеера!

Аналитическое чтение поэмы «Двенадцать»

Скачать эту презентацию

Презентация на тему Аналитическое чтение поэмы «Двенадцать»

Скачать эту презентацию
Cлайд 1
Аналитическое чтение поэмы «Двенадцать» Аналитическое чтение поэмы «Двенадцать»
Cлайд 2
«СЕГОДНЯ Я – ГЕНИЙ » «СЕГОДНЯ Я – ГЕНИЙ »
Cлайд 3
Блок и революция Январь 1918 года. «…Поэма написана в ту пору, когда проносящ... Блок и революция Январь 1918 года. «…Поэма написана в ту пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях—природы, жизни и искусства» А.Блок статья «Интеллигенция и революция» «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию»… Поэма «Двенадцать», Статья«Интеллигенция и революция»: «Что же вы думали? Что революция – идиллия ?Что творчество ничего не разрушает га своем пути? …что так бескровно и безболезненно разрешится вековая распря между «черной» и «белой» костью…между интеллигенцией и народом?» Стихотворение «Скифы». Революция для Блока — сложнейшая переделка внутреннего мира человека. Образ ветра, стихии— это глубокое противоречие в человеческой душе, оно не может быть однозначно добром или злом.
Cлайд 4
1 глава Место – «божий свет». Гигантская сфера, как будто действие происходит... 1 глава Место – «божий свет». Гигантская сфера, как будто действие происходит на гигантской покатости земного шара, потому и трудно держаться на ногах. Время. «Черный вечер». Цвета – черный, белый, красный. Главный герой – ветер – стихия революции. Старый мир – «старушка-курица», «товарищ поп», «писатель-вития», «барыня в каракуле» «профсоюз» проституток – сметены веселым, злым ветром революции. Устоял буржуй. Глава заканчивается вопросом: «Что впереди?»
Cлайд 5
2 глава. Во второй главе появляются герои. Идут обыкновенные люди – парни с г... 2 глава. Во второй главе появляются герои. Идут обыкновенные люди – парни с городских окраин. В них нет ничего героического. В зубах - цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! Все обыденно. И разговоры обыденные: — А Ванька с Катькой — в кабаке... Ванька просто не с ними, а потому — против них. Сначала отказ от запретов. Свобода, свобода, Эх, эх, без креста!
Cлайд 6
Заявлена цель их движения (тем, кто их ведет к новой жизни): «Неугомонный не ... Заявлена цель их движения (тем, кто их ведет к новой жизни): «Неугомонный не дремлет враг». Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь… Эх, эх, без креста! Вот и сущность нового, революционного времени: без креста. Достоевский считал, что сущность социализма ни в коем случае не экономическое учение, а атеистическое: «Бога нет — и все дозволено».
Cлайд 7
3 глава Двенадцать строк – три четверостишия. Диапазон — От солдатской песни ... 3 глава Двенадцать строк – три четверостишия. Диапазон — От солдатской песни до молитвы. Частушка и марш. Цель огромна — «Мировой пожар в крови». Революция для Блока — сложнейшая переделка внутреннего мира человека. Это явно перекликается со словами Иисуса Христа: «Построить храм новой веры в душах ваших». Пожар именно в крови, а не на всей земле только. Новое кровообращение, новая природа человека. Но для этого надобно отрешиться от старого. И вдруг — «Господи, благослови!» Сейчас он и переступит, как все герои русской литературы, через главное: «Не убий!»
Cлайд 8
4и5 главы Четвертая и пятая главы посвящены героине поэмы – Катьке. Ради таки... 4и5 главы Четвертая и пятая главы посвящены героине поэмы – Катьке. Ради таких, как она, по утверждению большевиков, делалась революция. Но что изменилось в ее жизни? Да только клиенты: «С юнкерьем гулять ходила, с солдатьем теперь пошла».
Cлайд 9
6 глава Кульминация поэмы. Бессмысленность убийства: месть Ваньке не осуществ... 6 глава Кульминация поэмы. Бессмысленность убийства: месть Ваньке не осуществлена: «Утек, подлец!» Зато безжизненное тело Катьки — «наглядный» упрек: А Катька где?— Мертва, мертва! Простреленная голова! Что, Катька, рада — Ни гу-гу... Лежи ты, падаль, на снегу! Повторы слов и фраз, как упреки совести, которую, заглушив, не обмануть. А через Катьку просто перешагивают, устремляясь вперед на встречу с таинственным и неугомонным врагом: Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! Но перед нами не враг, она случайная жертва, предусмотренная теорией уличных жертв. Через нее перешагнули и забыли. Блок почувствовал, что в революции есть и разрушительная стихия, «черная злоба».
Cлайд 10
7 глава. В шестой главе поэмы, после убийства Катьки, начинается перелом, пер... 7 глава. В шестой главе поэмы, после убийства Катьки, начинается перелом, переход от веселой удали к ощущению трагизма. Это сгущение красок и теней — от сомнений Блока в созидательных началах революции. Автор сочувствует Петьке потому, что в нем живы человеческие чувства и сознание преступления. «Лишь у бедного убийцы не видать совсем лица», — говорил Блок о Петьке, которому от любви и боли «не оправиться никак».
Cлайд 11
Слова Петрухи о Катьке — одни из самых проникновенных в блоковской любовной л... Слова Петрухи о Катьке — одни из самых проникновенных в блоковской любовной лирике вообще: - Ох, товарищ, родные, Эту девку я любил... Ночки черные, хмельные С этой девкой проводил... - Из-за удали бедовой В огневых ее очах, Из-за родники пунцовой Возле правого плеча, Загубил я, бестолковый, Загубил я сгоряча... ах!
Cлайд 12
Но товарищи Петрухи обрывают его исповедь: «Не такое нынче время». В этой гла... Но товарищи Петрухи обрывают его исповедь: «Не такое нынче время». В этой главе убивается любовь к Катьке и тоска. Полное пренебрежение к личности.
Cлайд 13
8 глава. Но контроль нравственный красногвардейцами уже потерян: «Гуляет нынч... 8 глава. Но контроль нравственный красногвардейцами уже потерян: «Гуляет нынче голытьба!» Выжженное пространство. Отъединенность от всех. Богооставленность. И человеческая боль обращается в ожесточение: Уж я ножичком Полосну, полосну!..
Cлайд 14
9 глава Тишина опустошенного, разграбленного мира. В элегических строфах горо... 9 глава Тишина опустошенного, разграбленного мира. В элегических строфах городского романса обнаруживается, что старый мир сломлен и обессилен: Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост.
Cлайд 15
10 глава Нарастает ощущение слепоты красногвардейцев, их затерянности в обезл... 10 глава Нарастает ощущение слепоты красногвардейцев, их затерянности в обезлюдевшем мире бездорожья. Стихия природы уже не с ними, а против них. Это вызывает отчаянный вскрик Петьки – обращение за помощью к Богу: Ох, пурга какая, Спасе! Однако сотоварищи по убийству напоминают Петьке о бесполезности церкви для революции («От чего тебя упас / Золотой иконостас?», «Али руки не в крови / Из-за Катькиной любви?»). Оказывается, они шли на это убийство сознательно. Катька — средство. Теперь эти люди, повязанные кровью, — единомышленники.
Cлайд 16
11 глава Преступление и высокая нравственная цель, как и у Достоевского, у Бл... 11 глава Преступление и высокая нравственная цель, как и у Достоевского, у Блока оказываются «несовместными». И потому в 11-й главе красногвардейцы «идут без имени святого». Рефрен («Вперед, вперед, / Рабочий народ!») подчеркивает бесцельность движения: Ко всему готовы, Ничего не жаль... И движение становится тяжким, и знамя уже не воодушевляет, а препятствует: В очи бьется Красный флаг. Но Двенадцать все идут и идут: Их винтовочки стальные На незримого врага... В переулочки глухие, Где одна пылит пурга...
Cлайд 17
12 глава Встреча произошла. Это встреча с Христом. Эти двенадцать стреляют в ... 12 глава Встреча произошла. Это встреча с Христом. Эти двенадцать стреляют в него. Они от Христа отказались. Преступая через кровь, красногвардейцы идут дальше «без имени святого», хотя в незримом сопровождении Христа. А он «с кровавым флагом». Принял на себя всё — и всю будущую кровь. Страшное блоковское пророчество. Поэт предвидел все бесконечные жертвы. А Христос от России не отказывается.
Cлайд 18
Загадка последней строфы пес Загадка последней строфы пес
Cлайд 19
Об отношении двенадцати и простонародного Исуса велись разнообразные споры. Б... Об отношении двенадцати и простонародного Исуса велись разнообразные споры. Благославляет ли Христос красногвардейцев и возглавляет ли движение своих апостолов? Убегает ли он, а они преследуют и стреляют в невидимый призрак? Несет ли он сам кровавый флаг или полотнище развевается само по себе?
Cлайд 20
"Мне тоже не нравится конец "Двенадцати". Я хотел бы, чтобы этот конец был ин... "Мне тоже не нравится конец "Двенадцати". Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И я тогда же записал у себя: "К сожалению, Христос"».
Cлайд 21
Поэту ясно только одно: прошлое (безродный пес старого мира), настоящее (двен... Поэту ясно только одно: прошлое (безродный пес старого мира), настоящее (двенадцать апостолов-разбойников), возможное будущее (невидимый призрак под красным флагом и в «белом венчике из роз») оказываются в одном символическом пространстве-времени, посреди вьюги, с памятью о невинной жертве.
Cлайд 22
Вот почему поэма заканчивается призраком, увиденным Блоком в революционную бу... Вот почему поэма заканчивается призраком, увиденным Блоком в революционную бурю, в метель. Блок не осуждает революцию и не оправдывает ее. Он занял самую трудную позицию — показал революцию во всей ее сложности.
Cлайд 23
Блок умер в Петрограде 7 августа 1921 года Рожденные в года глухие Пути не по... Блок умер в Петрограде 7 августа 1921 года Рожденные в года глухие Пути не помнят своего. Мы – дети страшных лет России – Забыть не в силах ничего. Испепеляющие годы! Безумья ль в Вас, надежды ль весть? От дней войны, до дней свободы – Кровавый отсвет в лицах есть… И пусть над нашим смертным ложем Взовьется с криком воронье, - Те, кто достойней, Боже, Боже, Да узрят царствие Твое!
Cлайд 24
В презентации использовалась аудиозапись поэмы в исполнении Игоря Кваши. Поэм... В презентации использовалась аудиозапись поэмы в исполнении Игоря Кваши. Поэма Александра Блока «Двенадцать» в книге И.С. Грачевой Уроки русской литературы, СПб, 1994.
Скачать эту презентацию
Наверх