6 класс Цель урока: Пробудить у учащихся интерес и желание изучать природу окружающего мира да и самого человека; Закрепить навык работы с числами и переводом их из одних единиц измерения в другие. Находить отношения чисел.
Cлайд 2
Мозг- центральный отдел нервной системы. Кажется само собой разумеющимся: чем умнее животное существо, тем больше у него масса мозга. Действительно, у пчёл, муравьёв, кузнечиков мозг размером с булавочную головку и весит сотую часть грамма; у мышей, белок, воробьёв мозг в сотни раз больше и имеет массу уже несколько граммов. У собаки масса мозга около 100 г, у гориллы- около 430 г, у лошади- около 500 г. Масса мозга человека – 1 кг 400 г! На этом можно было бы остановиться, признав явное превосходство человека. Однако масса мозга слона составляет 5 кг, а кита-финвала – почти 7 кг. Но мыслительные способности животного зависят не столько от массы мозга, сколько от соотношения массы мозга и общей массы тела. Как правило, чем больше масса мозга по отношению к массе тела, тем животное умнее, и наоборот. Мозг домашней кошки
Cлайд 3
Таким образом, определив отношение массы мозга к массе тела, можно составить первое представление об умственных способностях животных. Это отношение условно называется «коэффициентом интеллекта»
Cлайд 4
2. Рассмотрим таблицу «Средняя масса головного мозга животных»
Cлайд 5
И заполним соответствующую графу в таблице «Коэффициент интеллекта» некоторых животных:
Cлайд 6
Мозг тигровой акулы
Cлайд 7
3. Рассмотрим таблицу «Средняя масса тела некоторых животных» и заполним соответствующую графу в таблице «Коэффициент интеллекта» некоторых животных. (Обратите внимание, масса должна быть указана в граммах) Средняя масса тела некоторых животных: Название животных Масса тела Название животных Масса тела Баран 200 кг Косуля 49 кг Барсук 20 кг Лев 125 кг Бегемот 3 т Леопард 40 кг Белый медведь 800 кг Лисица 10 кг Бобр 30 кг Лосось (чавыча) 46 кг 500 г Бурый медведь 500 кг Лошадь 550 кг Верблюд 690 кг Лось 600 кг
Cлайд 8
Cлайд 9
4. Вычислите «Коэффициент интеллекта» животных, указанных в таблице. Внесите в таблицу полученные данные. 5. Расставьте указанных животных в порядке убывания их «коэффициента интеллекта» Лучшими в предложенной работе оказалась пара девочек: Костина Виктория и Широкова Алина. Вот их таблица:
Cлайд 10
Cлайд 11
Вычислите «Коэффициетн интеллекта» человека (средняя масса человека 75 кг.) Можно ли, исходя только из КИ, сказать, что человек- самое умное живое существо на Земле? (КИ = 1,8%) Иногда говорят: «Да у него куриные мозги», то есть он- человек, не очень умный. Подумай, почему могло возникнуть такое выражение (сравни: средняя масса курицы 5 кг, масса мозга 5 г). (КИ = 0,1%)
Cлайд 12
7. ИТОГ УРОКА: умственные способности зависят не только от массы головного мозга, от отношения массы головного мозга к общей массе тела, а ещё и от соотношения масс серого и белого веществ, из которых состоит головной мозг. Чем умнее животное , тем больше у него серого вещества, больше нейронов. Человек по количеству нейронов, а следовательно, и по массе «думающего» серого вещества превосходит остальных животных в миллионы раз. Человеческий мозг состоит из 14 млрд.нейронов. Если их расположить в ряд, то получится цепь длиной около 1000 км. Благодаря такому количеству нейронов мы научились писать и читать, строить дома и космические корабли, играть в шахматы и делать научные открытия и т.д. Учитель Хроленкова Т.А. –сош № 4 г. Дмитров