БЛОКИ МОЗГА - (англ. brain blocks) - структурно-функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека, разработанная внейропсихологии А. Р. Лурия для объяснения интегративной деятельности мозга как единой системы.
Cлайд 3
Блоки мозга. 1-ый блок – ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ; 2-ой блок – ПРИЕМ, ПЕРЕРАБОТКА, ХРАНЕНИЕ ЭКСТЕРОЦЕПТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ; 3-ий блок – ПРОГРАМИРОВАНИЕ, РЕГУЛЯЦИЯ И КОНТРОЛЬ
Cлайд 4
Первый - энергетический блок.
Cлайд 5
Включает неспецифические структуры разных уровней: - ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, -диэнцефальных отделов, -лимбическую систему, - медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Регулирует процессы активации: -общие генерализованные изменения активации, являющиеся основой различных функциональных состояний, -локальные избирательные изменения активации, необходимые для осуществления ВПФ. Функциональное значение: - регуляция процессов активации, - обеспечение общего активационного фона, на которых осуществляются все психические функции, - поддержание общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической деятельности.
Cлайд 6
Поддержание постоянного тонуса коры имеет 3 источника: постоянный приток раздражений с периферии, важнейшую роль в котором играют аппараты верхнего ствола восходящей ретикулярной формации; - импульсы от внутренних обменных процессов организма; - волокна активирующей ретикулярной формации.
Cлайд 7
Cлайд 8
Второй – операционный блок.
Cлайд 9
Включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно - кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Работа этого блока обеспечивает модально – специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимой для осуществления ВПФ. Кора задних отделов больших полушарий обладает рядом общих особенностей, позволяющих объеденить ее в единый блок мозга. В ней выделяют «ядерные зоны» анализаторов и «периферию», или первичные, вторичные и третичные поля. К ядерным зонам анализаторов относят первичные и вторичные поля, к периферии – третичные поля.
Cлайд 10
Функции первичной коры состоят в максимально тонком анализе различных физических параметров стимулов определенной модальности, причем клетки-детекторы первичных полей реагируют на соответствующий стимул по специфическому типу (не проявляя признаков угашения реакции по мере повторения стимула). Вторичные поля коры получают более сложную, переработанную информацию с периферии, чем первичные. Вторичные корковые поля функционально объединяют разные анализаторные зоны, осуществляя синтез раздражений и принимая непосредственное участие в обеспечении различных гностических видов психической деятельности. Третичные поля коры задних отделов больших полушарий находятся вне «ядерных зон» анализаторов. Третичные поля не имеют непосредственной связи с периферией и связаны горизонтальными связями лишь с другими корковыми зонами. Третичные поля коры многофункциональны. С их участием осуществляются сложные надмодальностные виды психической деятельности – символической, речевой, интеллектуальной. Особое значение среди третичных полей коры имеет зона ТРО, обладающая наиболее сложными интегративными функциями.
Cлайд 11
Cлайд 12
Третий – блок программирования и контроля.
Cлайд 13
Включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Многочисленные корково-корковые и корково-подкорковые связи конвекситальной коры лобных долей мозга обеспечивают возможности, с одной стороны, переработки и интеграции самой различной афферентации, а с другой – осуществления различного рода регуляторных влияний. Имеет ведущую роль в программировании замыслов и целей психической деятельности, в ее регуляции и осуществлении контроля за результатами отдельных действий, а также всего поведения в целом.
Cлайд 14
Cлайд 15
Различные этапы произвольной, опосредованной речи, осознанной психической деятельности осуществляется с обязательным участием всех 3 блоков мозга. В начальной стадии формирования мотивов в любой сознательной психической деятельности принимает участие преимущественно 1 блок мозга. Стадия формирования целей, программ деятельности связана преимущественно с работой 3 блока мозга, так же как и стадия контроля за реализацией программы. Операциональная стадия деятельности реализуется преимущественно с помощью 2 блока мозга. Поражение одного из 3-х блоков (или его отдела) отражается на любой психической деятельности, так как приводит к нарушению соответствующей стадии (фазы, этапа) ее реализации.