РАБОТА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА «Метод работы на улицах»
Cлайд 2
По данным Генпрокуратуры, на 1 января 2001 года в стране насчитывалось 2 миллиона беспризорников, по данным Российского детского фонда - 3 миллиона, а по данным движения "В защиту детства", в начале апреля их было около 4 миллионов. Сегодня в России 5 миллионов детей-беспризорников
Cлайд 3
"Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства". Статья 1 Всеобщей декларации прав человека.
Cлайд 4
В Москве 50 тысяч детей-призраков
Cлайд 5
Дети группы риска – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних
Cлайд 6
Беспризорник или уличный ребенок - это любой несовершеннолетний, для которого улица (в широчайшем смысле слова, включающем любые помещения, используемые как укрытия) стала его или ее обычным местопребыванием, а также тот, кто не имеет достаточной защиты
Cлайд 7
Портрет уличного ребенка Это мальчик 12-14 лет из неблагополучной или малообеспеченной семьи, где один или оба родителя – алкоголики Портрет уличного ребенка
Cлайд 8
Практически все дети страдают педикулезом, чесоткой, кожными заболеваниями, нервными расстройствами, некоторые туберкулезом и ВИЧ-инфекцией.
Cлайд 9
Зарабатывание средств на жизнь Проституция Мелкие преступления Мытье машин и попрошайничество
Cлайд 10
Для тех детей, которым улица стала домом, найти безопасное место для сна - целая проблема.
Cлайд 11
Жизнь уличных детей Каждый уличный ребенок – это индивидуальность, избирающая собственный образ жизни. Приступая к работе, необходимо познакомиться с образом жизни уличных детей, присущим именно вашему району.
Cлайд 12
дети просто спят на тротуарах, и люди обходят их стороной Это могут быть теплотрассы, канализационные люки, подвалы, чердаки, вокзалы, брошенные машины, открытые люки теплотрасс Нередко дети проводят ночи в подъездах жилых домов, живут на квартирах-притонах алкоголиков, расплачиваясь с ними спиртными напитками.
Cлайд 13
Варианты решения проблемы: Реабилитационное пространство Реабилитационное пространство (РП) – территориальная система ведомств, служб, учреждений и общественных организаций, осуществляющих во взаимодействии с населением профилактику и реабилитацию дезадаптированных детей и подростков.
Cлайд 14
Аспекты Правовой Информационный Организационный
Cлайд 15
Основные принципы Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего Принцип добровольности Принцип принятия Системность Комплексность
Cлайд 16
Cлайд 17
Цели и задачи : Основная цель - выполнение роли буфера между уличными детьми и обществом.
Cлайд 18
Основными задачами являются: Мониторинг территории района с целью сбора полной информации о детско-подростковом сообществе. Тесное сотрудничество с различными структурами Реабилитационного пространства (КДН, ОППН, организациями детского досуга, школами, информационно-координационного центра (ИКЦ) и т.д.)
Cлайд 19
Принципы работы принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего принцип добровольности принцип принятия принцип доверия принцип единой команды принцип открытости.
Cлайд 20
Методы и формы работы Работа в парах Вечернее время Пунктуальность, стабильность и четкость Территориальная принадлежность
Cлайд 21
Поиск детей улиц Источниками информации о детях группы риска могут быть: МВД: ОППН – отдел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, участковые; КДН – комиссия по делам несовершеннолетних; взрослые, проживающие на данной территории; сами уличные дети или дети, недавно поступившие в приют, детский дом или интернат. Кроме того, таких детей можно найти на перекрестках с интенсивным движением, в брошенных полуразрушенных домах, в подъездах, подвалах и на чердаках обычных (не элитных) домов, в открытых люках теплотрасс, в подземных переходах и на станциях метро. Нередко такие дети собираются на рынках, ярмарках, возле палаток или ларьков – там, где можно подзаработать или что-то своровать; попрошайничеством они обычно занимаются около ресторанов, ночных клубов и прилегающих к ним автостоянках.
Cлайд 22
Непосредственный контакт с уличными детьми Значение прямого контакта Опыт работы лицом к лицу с уличными детьми в их среде является ценным для любого, кто имеет с ними дело. О том, что вас может ждать Первый контакт с уличными детьми может шокировать. Уличные дети могут показаться неприличными, а их действия - угрожающими. Есть опасность заражения кожными заболеваниями.
Cлайд 23
Методические указания для уличного социального работника Методика общения с детьми улиц – сугубо индивидуальна. Однако, есть некоторые позиции, обязательные для любого социального работника .
Cлайд 24
При первом контакте необходимо представиться (лучше – по имени) Речь и общение в целом должны быть ровные, ненавязчивые, в меру интонированные; выражение лица – спокойное, доброжелательное. Пользуйтесь методом активного слушания
Cлайд 25
Внешний вид должен быть неброским, не раздражающим. Цвета одежды предпочтительно неконтрастные, одежда практичная, удобная и немаркая, позволяющая залезть в подвал и на чердак . Категорически не рекомендуются поучительные, назидательные интонации в общении, высказывание позиции свысока, выражение категоричных суждений по любому поводу .
Cлайд 26
В случае обращения подростка за помощью необходимо ясно отдавать себе отчет в собственных возможностях. Большую помощь в осуществлении первого контакта могут оказать сами беспризорники, которые из личной симпатии или разделяя идеи службы, берутся помогать разыскивать уличных детей и налаживать с ними контакт.
Cлайд 27
Завершение контакта должно быть оптимистично, обязательно должно подразумевать развитие, продолжение отношений. Работая во дворах, на пустырях, на улице, попытайтесь найти добровольцев из соседних домов, которые согласились бы опекать данную группировку и информировать вас о чрезвычайных происшествиях в ней.
Cлайд 28
Значительную роль в профилактике беспризорности могут сыграть общеобразовательные школы. Воспитательный процесс там должен происходить на том же уровне, что и педагогический. Ребенку надо давать не только знания, но и прививать правила поведения в обществе, формировать чувство ответственности, заботится о его нравственном развитии. Организация на базе школ досуговых центров позволила бы оттянуть с улицы значительное количество детей группы риска. Принятие закона о ювенальной юстиции, безусловно, серьёзно повысило бы эффективность защиты прав несовершеннолетних. Особое внимание следует уделять работе по выявлению взрослых, всё активнее использующих детей в криминальной сфере.
Cлайд 29
В 1999 году в России был принят Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", который был призван «заполнить пробелы в правовом регулировании вопросов борьбы с беспризорными или социально опасными детьми».
Cлайд 30
В июле 2002 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который «направлен на приведение законодательства РФ в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствие с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод».
Cлайд 31
Однако деятельностью правительства за 2001-2002 гг. Президент РФ остался недоволен. «Рассказы о планах правительства по компьютеризации сельских школ Владимира Путина не удовлетворили. "Обращения граждан к главе государства по вопросу детской беспризорности свидетельствуют о том, что эта проблема решается неэффективно", - заключил президент».
Cлайд 32
Сегодня этой проблемой занимаются несколько ведомств, написана "группа целевых программ", а бездомных детей пока меньше не становится.
Cлайд 33
О неэффективности усилий госструктур в решении этой острейшей социальной проблемы можно говорить много. Но только ли в нем все дело? Хочется задаться вопросом – а почему до сих пор эта проблема не стала нашим общим делом? Почему общество оказалось равнодушным к тому, что « попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей приобрели массовый характер»?