«Я – гражданин и патриот России» Проект по воспитательной работе на 2011– 2014 г. Классный руководитель Третьякова Александра Анатольевна
Cлайд 2
Место реализации: МОУ «СОШ № 27 Кировского района г. Перми Время реализации: 2011 – 2014 г.г. Участники проекта: ученики 5 «Б» (6 «Б»; 7 «Б») класс; классный руководитель; учитель ОБЖ; учителя физического воспитания; родители учеников; учителя – предметники; совет ветеранов школы; актив музея школы; социально – психологическая служба школы. МАСШТАБ ПРОЕКТА
Cлайд 3
Усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, которая смогла бы стать базовой в деле патриотического воспитания, заставляет педагогов находить различные пути по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в подрастающем человеке активные социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, что связаны с защитой российских рубежей, с позитивными преобразованиями во всех сферах деятельности общества. Воспитание именно патриотических чувств у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию нового поколения граждан, в котором развито сознательное отношение к Родине как к личной судьбе. Актуальность
Cлайд 4
Для большинства школьников потеряли свой изначально гуманный и глубокий смысл, обретая ярлык «пережитков прошлого», такие высоконравственные понятия, как патриотизм, дружба народов, интернационализм, Родина, Отечество, воин – Защитник Отечества, честь. Некоторые из них плохо знают историю своей страны и не интересуются её традициями, а самое главное - не всегда испытывают уважение к ней и не задумываются о том, что они – будущее России. Тогда как ПАТРИОТИЗМ – одна важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России. Проблема
Cлайд 5
Из конституции Российской Федерации «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознаем себя частью мирового сообщества…»
Cлайд 6
Гордость за свою Родину, понимание неповторимости богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка; Не возможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества; Гражданин России формируется только через сознание своей причастности к судьбе России.
Cлайд 7
ЭПИГРАФ Т.Г. Шевченко «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки.» Антуан де Сент-Экзюпери «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность.»
Cлайд 8
Создание условий для формирования нравственных и гражданских качеств подростков, их самопознания и самовоспитания; воспитания любви и уважения к своему Отечеству через организацию системы мероприятий, направленных на развитие благодарной и созидающей личности. Цель:
Cлайд 9
Изменить целостное отношение подростков к жизни и сформировать личную ответственность за своё поведение; Воспитать гражданские качества и толерантность у подростков через организацию социально-значимой деятельности; Раскрыть содержание понятия толерантности; Способствовать осознанию каждым подростком себя как личности; Разработать систему внеклассных мероприятий, позволяющих наполнить повседневный смысл каждого ученика благородным и уважительным отношением к России; Внедрить разработанные для учеников внеклассные мероприятия в воспитательный процесс; Представить результаты проекта на заседании клуба классных руководителей. Задачи:
Cлайд 10
Уважающий и чтящий обычаи и традиции предков; Знающий историю своего родного края и образовательного учреждения; Ориентирующийся на здоровый образ жизни; Понимающий, что от его образованности, дисциплинированности и нравственности зависит не только его благополучие, но и благополучие семьи, города, страны; Занимающий активную жизненную позицию. Гипотеза: Подростки осознают и поймут, что Патриот России – это человек,
Cлайд 11
Формы работы Классные часы, беседы, диспуты; Совместные с родителями собрания, праздники, вечера; Внеклассные мероприятия разного плана(посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок, библиотек); Выпуск плакатов, рисунков, стенгазет; Проведение информационных дней; Участие в спортивных мероприятиях; Участие в различных акциях; Участие в интеллектуальных (предметных) конкурсах, марафонах, олимпиадах; Поездки по историческим местам; Анкетирование
Cлайд 12
1 этап – подготовительный. Сентябрь,2011. 2 этап – основной. 2011-2014г.г. 3 этап – заключительный. 2014г. Сроки реализации проекта:
Cлайд 13
Провести диагностику подростков по уровню социальной зрелости и отношения к Родине. Диагностика: Анкетирование, направленное на выявление у подростков понимания смысла слов добро и зло; дисциплина и ответственность; патриот, патриотизм, Родина, Отечество, воин – Защитник Отечества, интернационалист, созидание, активная жизненная позиция. Этапы реализации: 1 этап – подготовительный.
Cлайд 14
Разработка системы мероприятий, способствующих осознанию понятия «патриотизм» и развивающих чувство истинного патриотизма у подростков; Внедрение системы мероприятий в воспитательный процесс. Этапы реализации: 2 этап - основной
Cлайд 15
Героическая история России в главных песнях России. Великий, могучий русский язык. Цикл классных часов «Уроки Мужества. Поклонимся Великим тем годам»: Дети – герои; Поэты – герои; О них снимают фильмы; Правда о тех годах (репрессии); Государственные Символы России; Российские праздники; Молодёжное движение в современной России; Сотворение хлеба; Хлеб – всему голова; День народного единства; День призывника; Русская воинская доблесть; Защита Отечества – твоя святая обязанность или вынужденная необходимость. Примерный перечень мероприятий Блок 1 «Пою моё Отечество…»
Cлайд 16
Примерный перечень мероприятий Блок 2 «Край родной на век любимый…» Цикл классных часов в краеведческом музее города Пермь историческая; Пермь героическая Цикл классных часов в музеях промышленных предприятий Кировского района г. Перми Цикл классных часов «Уроки Мужества»: Герои рядом.(встречи с ветеранами Вов Кировского района г. Перми); Они учились в нашем учебном заведении.(о выпускниках - участниках военных действий); Летопись школы (помощь в работе музея школы) « Без прошлого нет настоящего» Символы Пермского края; Перми.
Cлайд 17
Формирование гражданского отношения к Отечеству Задачи: 1.Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Родине, готовность к защите её независимости и свободы; 2.Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну; Предполагаемый результат деятельности: убежденность подростков в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Cлайд 18
Примерный перечень мероприятий Блок 3 «Я – ученик; Я – человек » Азбука нравственного образования – Внешний этикет; - Хорошие манеры; - О сквернословии ; - О трудолюбии; - От красоты познания к творчеству; - Доброта вокруг нас; Мы за безопасную жизнь (правила дорожного движения) Кто такой гражданин? Устав школы. Зачем он? Путешествие в законию (встречи с представителями КДН) Цикл классных часов по самовоспитанию ( с привлечением социально-психологической службы школы): - Как развить и реализовать свои способности ? - Трудно ли быть дисциплинированным? - Ответственность … За себя, за других ? Самостоятельность и инициативность - залог успешности учёбы и жизни
Cлайд 19
Примерный перечень мероприятий Блок 4 «В здоровом теле – здоровый дух…» «Мой режим дня» (беседа с привлечением медика); Спортсмены – герои; Мой любимый вид спорта; В здоровом теле – здоровый дух! Участие в спортивных соревнованиях. Здоровый образ жизни.(беседа с приглашением медика); Конкурс плакатов, посвященных здоровому образу жизни; Игромания. Чем она грозит? К/ф «Правда о наркотиках»; Выбор сделай сам : Курить или жить?;(беседа; конкурс плакатов) Что мы едим ( беседа о культуре питания); Как сохранить зрение?; Кожа – как зеркало здоровья.
Cлайд 20
Формирование гражданского отношения к себе Задачи: 1. Формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность. 2.Воспитывать у подростков понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах. 3.Воспитывать у подростков необходимость занятия физической культурой, прививать здоровый образ жизни. Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, понимание учащимися ценности человеческой жизни и потребность в укреплении своего здоровья.
Cлайд 21
Примерный перечень мероприятий Блок 5 «Мой дом – моя крепость» От сердца к сердцу (к дню пожилого человека – открытки бабушкам, дедушкам, концерт); Под крышей дома своего (семейный вечер - конкурс); Загляните в мамины глаза(классный вечер с участием мам); Конкурс сочинений «Самый близкий человек» Новый год (выпуск газет, украшение класса); Мужской сегодня праздник (газета, изготовление открыток папам, поздравление мальчиков); Конкурс сочинений «Папа может, папа может все что угодно» Мамин день(газета, изготовление открыток мамам, поздравления девочек); Наш любимый семейный праздник; Папа, мама и я – спортивная семья; Мир наших увлечений; День семьи.
Cлайд 22
Родительские собрания Что нужно знать родителям о младшем подростке Создание благоприятной семейной атмосферы Как научить ребенка ответственности Как преодолеть неуверенность ребенка Чтобы ребенок учился Общаться с ребенком. Как? Портфолио учащегося Гармония общения: ученик, учитель, родитель. Проблемы организации жизнедеятельности классного коллектива
Cлайд 23
Формирование гражданского отношения к своей семье Задачи: 1.Воспитывать семьянина, любящего своих родителей. 2.Формировать уважение к членам семьи. Предполагаемый результат деятельности: сформировано представление о том, - что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством; - что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; - что настоящие сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать слово, заботятся о своей семье.
Cлайд 24
Примерный перечень мероприятий Блок 6 «Не крутите пестрый глобус, не найдете вы на нем…» День Знаний Школа – наш второй дом (конкурс рисунков) Про мальчишек и девчонок Мы все такие разные Правила поведения в школе Декларация прав и обязанностей (круглый стол об Уставе школы) Учись учиться Круг друзей Поздравь учителя Что в имени тебе моем? За милых дам; А ну-ка, девочки! Не перевелись еще мушкетёры? Учись видеть прекрасное в человеке Смотры Знаний по предметам Укрась территорию школы (участие в трудовых десантах и различных акциях) Участие в интеллектуальных, предметных конкурсах, марафонах, олимпиадах Организация и проведение конкурса «Ученик года» Наши классные обязанности (организация самоуправления в классе)
Cлайд 25
«Веселая Галактика» ученическое самоуправление Девиз: «Каждый человек – Звезда, стоит только её зажечь!»
Cлайд 26
Формирование гражданского отношения к школе Задачи: 1.Формировать у подростков осознание принадлежности к школьному коллективу; стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. 2.Воспитывать сознательное отношение к учёбе. 3.Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения. 4.Воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы. 5.Вырабатывать потребность в постоянном пополнении своих знаний и укреплении своего здоровья Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик-учитель», «ученик-ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на ученика обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Cлайд 27
Примерный перечень мероприятий Блок 7 « В мире прекрасного» Сокровищница всех богатств человеческого духа (о библиотеке) Чудо которому – книга Мои любимые книги Приключения Тома (инсценировка) Музыка и мы Есть в осени первоначальной… Зима в лирике русских поэтов Фильм! Фильм! Фильм!(просмотр с дальнейшим обсуждением) Культпоход в театры «Мисс осень» (конкурс) Новогодние программы Природа в картинах русских живописцев Посещение Пермской картинной галереи Посещение художественных выставок Конкурсы рисунков, стихов на заданную тему
Cлайд 28
Формирование отношения к искусству Задачи: 1.Воспитывать у подростков чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, эстетические вкусы, идеалы. 2.Формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина. Предполагаемые результаты деятельности: умение видеть прекрасное в окружающей жизни, правильно вести себя в культурных местах.
Cлайд 29
Примерный перечень мероприятий Блок 8 « Земля – наш дом» Береги природу – наш дом (конкурс рисунков) Сохраним природу Искру тушим до пожара День птиц Домашняя экология Букет с секретом Легенды и были о собаках Мы в ответе за тех, кого приручили
Cлайд 30
Формирование гражданского отношения к планете Земля Задачи: 1.Воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой. 2.Формировать эстетическое отношение подростков к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей. Предполагаемый результат деятельности: ученики должны серьёзно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как её сохранить. Настоящий гражданин любит и бережёт природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Cлайд 31
Этапы реализации: 3 этап - заключительный Повторная диагностика – анкетирование, направленное на выявление понимания смысла ключевых понятий проекта; Анализ работы классного руководителя; Представление результатов воспитательной работы