Детская служба примирения: цели, задачи, организация, деятельность ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО И КАК ОНО РАБОТАЕТ?
Cлайд 2
Процессы криминализации и маргинализации в школе сейчас очень сильны! Освоение подростками криминальной культуры (языка, принципов, отношений, статусов). Причины: 1). подросток не может позитивным путем удовлетворить свои потребности в безопасности, признании и самореализации. 2). Стремление подростков объединяться в группы, которым свойственна отгороженность от внешнего мира. 3). Процесс отторжения некоторых подростков (маргиналы - категория учащихся, которая желает получить более высокий статус (аутсайдеры, изгои).
Cлайд 3
Продолжительность и последствия любого конфликта между подростками: Депрессивные реакции обеих сторон – 2 дня; Устойчивое личное противостояние – 4 дня; Вовлечение в конфликт близкого окружения – 6 дней; «Разборки» в т.ч. с применением силы – на 7-8 день; Раскол статистического коллектива – на 8-9 день; Соревновательный эффект в отношениях «коллективов-осколков» - около 15 дней; Придание конфликту статуса «причины» для будущих противостояний – по истечении 2-х недель; Обоснованный отказ от сотрудничества – далее всегда…
Cлайд 4
Причины демонстративно-негативного, конфликтообразующего поведения у подростков: Стремление завоевать статус и его финансовое обеспечение в школе путем противоправных действий (родители не могут защитить и финансово обеспечить)- привычка «легких денег». Возможность повысить авторитет определенной категории подростков. Мода на правонарушение как некое испытание. Способ разрешения собственных проблем без участия взрослых и принятия более справедливого решения. Тактика разрушения связей является предметов активной социальной пропаганды.
Cлайд 5
Детская служба примирения (ДСП) Группа подростков с руководителем- взрослым (педагог, родитель, выпускник – у нас педагог), организационно вписывающаяся в структуру школы. Целью ее деятельности является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов примиряющего и восстановительного общественного правосудия.
Cлайд 6
Детская служба примирения (ДСП)
Cлайд 7
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДСП: проведение восстановительных программ по зафиксированным обращениям и в ситуациях, носящих потенциально криминальный характер. обучение школьников методам урегулирования конфликтов некриминальными неконфликтными способами.
Cлайд 8
Принципы деятельности ДСП «Принцип добровольности» (добровольное участие медиаторов в проекте, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт и их доверителей). «Принцип конфиденциальности». «Принцип нейтральности» (ШСП не выясняет вопрос о виновности/невиновности сторон, является независимым посредником).
Cлайд 9
Алгоритм создания ДСП: Проведение обучающих семинаров для команды специалистов – психолога, социального педагога. Разработка, утверждения положения и пакета документов. Проведение обучающих программ примирения, тренингов. Проведение информационных встреч с подростками о внедрении новой службы. Проект «ТЫ и ТВОЙ МИР».
Cлайд 10
Алгоритм создания ДСП: Работа службы по разрешению конфликтов. Реклама ее работы Привлечение и отбор в службу подростков, по своим психологическим качествам пригодным к медиационной деятельности и имеющих к ней желание. Обучение подростков навыкам медиации по отраслям. Проведение разнообразных программ примирения среди подростков и статистических групп. Создание «волонтерских ступеней» при развитии проекта.
Cлайд 11
Организация деятельности ДСП. ЧТО ПОТРЕБУЕТСЯ КРОМЕ ЖЕЛАНИЯ: СП по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для работы, а также возможность использовать иные ресурсы школы. Сайт школы распространяет информацию о деятельности службы среди педагогов и школьников. СП имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов школы по надобности. Администрация школы содействует службе примирения в организации взаимодействия с социальными службами и другими организациями. Родительская общественность может принимать участие в отдельных видах восстановительных программ по согласованию с другими участниками.
Cлайд 12
Работа службы со школьным сообществом. ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ. Урегулирование конфликтных ситуаций, перевод их из «острых» в «пассивные». Привлечение лидеров подростковых групп, в том числе экстремистского порядка, реорганизация этих групп. Привлечение детей и подростков группы социального риска. Оказание поддержки: кураторство старших школьников над младшими, выпускников над школьниками.
Cлайд 13
ИЗ КОГО СОСТОИТ ДЕТСКАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ? Учащиеся 8-11 классов, прошедшие обучение проведению примирительных программ – «волонтеры-альфа». Руководитель службы: социальный педагог, психолог или иной педагогический работник, может быть выпускник. «Волонтеры – бета» (обучаются 2-й год) из 6-7 классов и «волонтеры- юниоры» из 4-5 классов, обучаются 1-й год.
Cлайд 14
Порядок работы службы примирения СП получает информацию о случаях от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы примирения. СП принимает решение о возможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. Примирительная программа начинается в случае согласия сторон на участие, при необходимости необходимо согласие родителей, согласование с ОВД. Переговоры с проводит руководитель СП. СП самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы. Результаты фиксируются в примирительном договоре. СП осуществляет контроль над выполнением договора, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств СП помогает сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.
Cлайд 15
Cлайд 16
Состав ДСП:
Cлайд 17
Типы программ. КОНФЕРЕНЦИЯ Предназначена для нормализации отношений внутри большой статистической группы (класса, кружка, команды). Реализуется путем проведения в коллективе социоориентированной дискуссии по поводу сложившейся ситуации с анализом предпосылок к ней. Направлена на устранение причин конфликта, а не его последствий.
Cлайд 18
Типы программ. ЦЕЛЕВАЯ МЕДИАЦИЯ. Восстановительный процесс по образцу социо-психологического тренинга между двумя сторонами и их доверителями. Каковы последствия криминальной или конфликтной ситуации для ОБЕИХ сторон, и какие чувства они иcпытывают по поводу случившегося? Какими средствами и инструментами данная ситуация может быть разрешена? Как сделать так, чтобы она не повторилась?
Cлайд 19
Типы программ. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ.
Cлайд 20
Типы программ. ЦЕЛЕВАЯ МЕДИАЦИЯ. интересы сторон, их потребности, чувства, возникшие у них в связи с произошедшей ситуацией, возможность возмещения ущерба самим нарушителем, способы предупреждения подобных ситуаций в будущем, то, каким образом сообщество может в дальнейшем участвовать в судьбе сторон конфликта.
Cлайд 21
Типы программ. КРУГ ЗАБОТЫ. Проводится в случае угрозы социального сиротства, а так же ситуаций проживания утраты, насилия, травли, игнорирования, психологического давления. Создается круг людей, которые могут оказать ребенку поддержку, распределяется ответственность между ними. Составляется реабилитационная программа. Проводится вводная медиация с участием всех включенных в процесс сторон, медиации повторяются не реже 1 раза в месяц, пока не появится устойчиво-позитивная динамика в урегулировании ситуации.
Cлайд 22
Cлайд 23
Cлайд 24
ЧЕМ ЕЩЕ ЗАНИМАЕТСЯ СЛУЖБА? 1. Пропаганда законопослушного поведения и знания законов РФ; 2. Пропаганда ЗОЖ; 3. Пропаганда различных форм разрешения межличностных конфликтов; 4. Пропаганда корректных детско-родительских отношений; 5. Пропаганда тесного общения людей разных поколений; 6. Пропаганда этнотолерантного отношения к людям.
Cлайд 25
ИЗ ПЕРСОНАЛЬНЫХ РЕФЛЕКСИЙ МЕДИАТОРОВ И УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММ: - Я НАУЧИЛАСЬ СМОТРЕТЬ НА СОБЫТИЯ МИМО РОЗОВЫХ И ЧЕРНЫХ ОЧКОВ… ЖИЗНЬ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ КАЖЕТСЯ! И ЗАМЕТИЛА, ЧТО Я САМА СОВСЕМ НЕ ИДЕАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ, МНОГО ЧТО ДЕЛАЮ НЕ ТАК! ВООБЩЕ ОТВЕЧАТЬ ЗА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ ОКАЗЫВАЕТСЯ ТАК ТРУДНО! БОИШЬСЯ ЗА НИХ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЗА СЕБЯ… ОСОБЕННО, КОГДА ВСЕ КАК-ТО УЖЕ НАЧИНАЕТ У НИХ ВЫПРАВЛЯТЬСЯ! ХОДИШЬ, ДУМАЕШЬ: «ТОЛЬКО БЫ НЕ СОРВАЛИСЬ!» - ЕСЛИ БЫ ТОГДА В НАШИ С Т.М. ДЕЛА ВЛЕЗЛИ УЧИТЕЛЯ, РОДИТЕЛИ ТАМ, ТОЧНО МЫ БЫ УЖЕ ВРАГАМИ СТАЛИ НА ВСЮ ЖИЗНЬ, У ВЗРОСЛЫХ ЖЕ СВОИ ПРАВИЛА… А ТУТ НАШУ ССОРУ РАЗРУЛИЛИ ПО ДЕЛУ, ВСЕ ПРАВИЛЬНО СКАЗАЛИ, ЧТО МЫ «ВОЗДУХ ДЕЛИМ», ССОРИМСЯ ПО ВСЯКОЙ ЕРУНДЕ.