X

Код презентации скопируйте его

Ширина px

Вы можете изменить размер презентации, указав свою ширину плеера!

Философская антропология

Скачать эту презентацию

Презентация на тему Философская антропология

Скачать эту презентацию

Cлайд 1
Философская антропология Философская антропология
Cлайд 2
Философская антропология философское понимание природы и сущности человека; н... Философская антропология философское понимание природы и сущности человека; направление (школа) в западноевропейской философии XX века, стремившееся к созданию целостного учения о человеке.
Cлайд 3
Древняя Греция Человек является частью природы. Со всей своей природной и соц... Древняя Греция Человек является частью природы. Со всей своей природной и социальной средой, соседями и полисом, неодушевленными и одушевленными предметами, животными и богами он живет в едином, нераздельном мире. Софисты: поворот к антропологической проблематике. Протагор: «Мера всех вещей — человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». Сократ: Принцип этического рационализма - «добродетель есть знание». Человек, познавший добро и справедливость, не будет поступать дурно и несправедливо. Задача человека состоит в стремлении к нравственному совершенству на основе познания истины. Демокрит: Человек состоит из атомов, в том числе и душа - душа смертна. Цель жизни – счастье, заключающееся в хорошем расположении духа (эвтюмия). Важное условие счастья – соблюдение меры. «Желать чрезмерно подобает ребенку, а не мужу». Платон: Антропологический дуализм души и тела. Душа делает человека человеком, а тело рассматривается как враждебная ей материя. Человеческая душа тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна, тело же смертно. От качества души зависит общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем — душа тирана. Душа философа наиболее мудра и восприимчива к знанию, а это и является главным в характеристике сущности человека и его отличия от животного. Аристотель: Человек - общественное животное, наделенное разумом. Социальность и разумность — две основные характеристики, отличающие его от животного.
Cлайд 4
Средневековье Человек - часть мирового порядка, установленного Богом. Существ... Средневековье Человек - часть мирового порядка, установленного Богом. Существо, сотворенное по «образу и подобию Бога». В социальном плане человек - пассивный участник божественного порядка, существо тварное и ничтожное по отношению к Богу. Главная задача человека состоит в том, чтобы приобщиться к богу и обрести спасение в день страшного суда. Августин Блаженный «О граде божием», «Исповедь» (христианский неоплатонизм): Человек — это противоположность души и тела. Именно душа делает человека человеком. В «Исповеди» раскрывает противоречивый характер развития человеческой личности. Стал предшественником экзистенциализма. Фома Аквинский «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» (христианский аристотелизм): По своему положению человек — промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами. Он представляет собой единство души и тела. В ряду телесных созданий — он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек ответственен за свои поступки. А корень его свободы — разум.
Cлайд 5
Возрождение Принципы: гуманизм и антропоцентризм. Человек – творец самого себ... Возрождение Принципы: гуманизм и антропоцентризм. Человек – творец самого себя и окружающего мира. Пико делла Мирандоле («О достоинствах человека», «О сущем и едином») Человек занимает центральное место в мироздании. Это происходит потому, что он причастен всему земному и небесному. Свобода выбора и творческие способности обусловливают то, что каждый сам является творцом своего счастья или несчастья и способен дойти как до животного состояния, так и возвыситься до богоподобного существа. Николай Кузанский Идея единства всех вещей: «всё успокаивается в каждом» и «все удовлетворяются всеми». Мир - прекрасное творение Бога, созданное наилучшим возможным образом. Главное общее свойство всех тварных элементов бытия -удовлетворенность своим положением в мироздании. Соответственно и человек должен ощущать совершенство и гармонию своего бытия.
Cлайд 6
Новое время Механистическое толкование природы и общества. Антропологический ... Новое время Механистическое толкование природы и общества. Антропологический рационализм. Метафизическая картина мира: все явления природы трактуются как машины или системы машин. Функция бога – создание материи и сообщение ей первоначального толчка. Все люди как частички природы полностью подчиняются действию ее законов. Всеобщая причинная необходимость определяет всю человеческую деятельность. «Воля…лишь фикция» (Спиноза). Человек – машина, обладающая способностью мыслить. Способность мыслить – основное достоинство человека. Вера в безграничные возможности разума – неограниченный рационализм. Эгоистическая природа человека порождает необходимость «общественного договора» – установления государственной власти как соглашения между людьми. Философы Нового времени: Т. Гоббс, Ф. Бекона, Д. Локк, Б. Спиноза, Д. Дидро, П. Гольбах, Г. Декарта, Г.В. Лейбниц, Д. Беркли и Д. Юма. .
Cлайд 7
Немецкая классическая философия Самосознательность человека как модель органи... Немецкая классическая философия Самосознательность человека как модель организации индивидуального процесса жизни, общественного устройства и миропорядка. Кант «Критика чистого разума», «Критика способности суждения» «Основа метафизики нравственности» и др.: «Что такое человек?» - основной вопрос философии. Нравственно-природный дуализм. Человек – автономное и независимое начало и законодатель своей деятельности. Основное отличие человека от других существ – самосознание. Гегель «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» и др.: Основное отличие человека от животного в мышлении. Человек – субъект духовной деятельности и носитель общезначимого духа и разума. Личность, в отличие от индивида, начинается только с осознания человеком себя как существа «бесконечного, всеобщего и свободного».
Cлайд 8
Современная философская антропология Выделение философской антропологии как о... Современная философская антропология Выделение философской антропологии как отдельного учения о человеке, его природе и сущности. Философская антропология есть учение о человеке с точки зрения самого бытия человека. Человек – центр мира.
Cлайд 9
Макс Шелер Задача философской антропологии – показать, как из структуры челов... Макс Шелер Задача философской антропологии – показать, как из структуры человеческого бытия вытекают все свершения и дела человека: язык, совесть, государство, наука, мифы, идеи и многое другое, характеризующее человека. Философская антропология — это наука о сущности и структуре сущности человека. Первичным в системе "человек—общество" является человек как некий центр, в котором пересекаются его различные связи с миром. При этом подлинным персональным бытием личности, где имеет место и единичность, и самоопределяемость, и саморегуляция, выступает любовь (любящее бытие). Два атрибута составляют сущность человека: "порыв" — некое витальное ядро (влечения, аффекты человека, т. е. все, что несет собой природное, органическое в жизни) и "дух" как единство того, что именуют разумом и переживаниями (это доброта, любовь, раскаяние, почитание — все то, что есть свобода, отрешенность от принуждения и давления органической жизни). Личность — это конкретное единство, пересечение ценностей. При этом иерархия ценностей концентрируется в каждой личности, но исходит от Бога. Таким образом, основными принципами бытия человека выступают могущественный, но слепой жизненный порыв и все постигающий, но немощный дух.
Cлайд 10
Арнольд Гелен Биологическая, или натуралистическая ветвь философской антропол... Арнольд Гелен Биологическая, или натуралистическая ветвь философской антропологии. Сущность человека не в том что человек в первую очередь разумное существо, а в том, что он — существо биологическое, инстинктивное. Человечество — лишь этап в грандиозном эволюционном процессе. Конфликт между началом самоорганизации и базисным бессознательно-витальным началом. Арнольд Гелен: Человек —ущербное животное, плохо оснащенное биологическими инстинктами, вследствие чего не может вести чисто естественное существование, а его интеллект и образ жизни обусловлены телесно-анатомически. Чтобы выжить, человек, должен действовать, создавать разные социальные институты, организации, нормы и модели поведения. Ведущие инстинкты Этосы инстинкт заботы о потомстве идеология гуманизма инстинкт восхищения перед цветущей жизнью и сострадание перед жизнью гибнущей идеология потребительства инстинкт безопасности государство, этика "закона и порядка"
Cлайд 11
Хельмут Плеснер “Ступени органического и человек. Введение в философскую антр... Хельмут Плеснер “Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию” (1928), “Единство чувств” (1923), “Смех и плач” (1941) Позициональность - общая базисная структура любого живого тела, включая человека - способность организма во взаимодействии с окружающей средой (”позициональным полем”) поддерживать и сохранять свое единство как целостность и одновременно пребывать в становлении и развитии. Растение – простое “вчленение” в среду. Животное –определенная самостоятельность по отношению к среде и способность отличать себя от “чужого”. Человек – «экс- центричность»: способен занять дистанцию по отношению к собственной жизненной среде, способен осознать себя как “тело”, как “я в теле” и как “я”. Три базисных антропологических закона: Закон «естественной искусственности» характеризует связь эксцентричности с витальной сферой человека. Закон «опосредованной непосредственности» раскрывает роль эксцентричности в познавательной и практической деятельности людей. Закон «утопического местоположения» показывает, что из-за эксцентричности человек нуждается в вере в трансцендентные идеи.
Cлайд 12
Эрнст Кассирер «Познание и действительность» (1922) Социокультурная ветвь фил... Эрнст Кассирер «Познание и действительность» (1922) Социокультурная ветвь философской антропологии Человек - существо, определяемое культурой, создатель культуры и ее создание. Человек живет в символическом мире. Культура, язык, мифы, искусство, религия —части символической Вселенной. Символ – посредник между человеком и миром. Человек — существо культурное, а культура есть совокупность символов. При этом символ - продукт человека. Человек созидает символы, символы порождаются фундаментальными структурными элементами самого человеческого чувственного опыта. Без символов жизнь человека была бы блокирована (ограничена) границами его биологических потребностей и его практическими интересами. Человек — это не столько Homo sapiens, — человек разумный, сколько Homo simbolicum — человек символический. Таким образом, человек и вся его общественная жизнь сводится к культуре. Культура выступает самодовлеющим основанием определения человека в теории Э. Кассирера.
Cлайд 13
Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности Признаки т... Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности Признаки техногенной цивилизации (по В.С. Степину): приоритет науки, техники и технологий; ориентация на инновацию как важнейшую ценность общества; идеал деятельно-активного человека, преобразующего природный и социальный мир; установка на отношение господства/ подчинения к миру природы или миру людей; прогрессизм с ориентацией на будущее, отсюда представление о необратимости времени, которое течет от прошлого к будущему; увеличение темпов социальных изменений за счет перестройки прежних способов жизнедеятельности и создание условий для формирования новых возможностей. Глобальные проблемы – проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества, от их решения зависит его будущее существование.
Cлайд 14
Классификация глобальных проблем по сферам их проявления: Взаимодействие обще... Классификация глобальных проблем по сферам их проявления: Взаимодействие общества и природы. Взаимодействие между социальными общностями. Взаимодействие человека и общества. Экологические проблемы (охрана окружающей среды, сохранение биологического разнообразия, поддержание устойчивого развития биосферы, поиск альтернативных источников хозяйственной деятельности, освоение космоса и мирового океана и др.) Социально-политические (проблема войны и мира и механизмов ограничения военных ресурсов). Социально-экономические (проблемы экономического отставания, преодоления нищеты, ликвидации бездомности, улучшения качества жизни и др.) Демографические (проблема роста народонаселения). Медицинские (проблемы здравоохранения, продолжительности жизни, инфекционных заболеваний). Социально-культурные (проблемы образования, сохранения национального культурного наследия).
Cлайд 15
Технократизм Технологический детерминизм- теоретико-методологическая установк... Технократизм Технологический детерминизм- теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях, исходящая из решающей роли техники и технологии в развитии социально-экономических структур. Представители: Т. Веблен, Д. Белл, А. Тоффлер, А. Турен, А. Винер, Д. Несбит, Э. Вайцзеккер, Л. Ловинс и др.
Cлайд 16
Теория постиндустриального общества Д. Белла "Новое американское право" (1955... Теория постиндустриального общества Д. Белла "Новое американское право" (1955), "Опыт социального прогнозирования" (1973), "Культурные противоречия капитализма" (1976) Три основные стадии развития человеческого общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Основные черты постиндустриального общества: центральная роль теоретического знания; создание новой интеллектуальной технологии; рост класса носителей знания; переход от производства товаров к производству услуг; изменения в характере труда (если раньше труд выступал как взаимодействие человека с природой, то в постиндустриальном обществе он становится взаимодействием между людьми); роль женщин (женщины впервые получают надежную основу для экономической независимости); наука достигает своего зрелого состояния; ситусы как политические единицы; меритократия – власть лучших специалистов в своих областях; конец ограниченности благ; экономическая теория информации
Cлайд 17
Концепция Алена Турена "Социология действия" (1965), "Движение Мая и коммунис... Концепция Алена Турена "Социология действия" (1965), "Движение Мая и коммунистическая утопия" (1968), "Постиндустриальное общество" (1969), "Производство общества" (1973), "К социологии" (1974), "После социализма" (1980) «Социетальный тип»: сдвиги в человеческой деятельности от одного типа общества к другому. Основной социальный конфликт в программированном обществе: между механизмом производства и управления и самим потребителем. Постиндустриальное общество на управленческом уровне использует две главные формы: нововведения, т.е. способность производить новую продукцию как результат инвестиций в науку и технику и самоуправление становится проявлением способности использовать сложные системы информации и коммуникаций.
Cлайд 18
Концепция «Третьей волны» О. Тоффлера "Шок будущего" (1970), "Культурные потр... Концепция «Третьей волны» О. Тоффлера "Шок будущего" (1970), "Культурные потребители" (1973), "Доклад об эко-спазме" (1975), "Третья волна" (1980), "Предварительные заметки и перспективы" (1983), "Восприимчивая корпорация" (1985) Историческая эволюция осуществляется через социальные противоречия и конфликты, которые, укладываются в общую картину изменений, протекающих через некие интервалы, дискретности. Источником и движущей силой нововведений в обществе выступают технологические революции. Три волны (стадии) развития цивилизации: Первая – переход от доаграрного общества к аграрному. Вторая – переход от аграрного общества к индустриальному. Третья – переход к «супериндустриальной» (постиндустриальной и информационной) цивилизации: знание становится определяющим фактором осуществления власти; система быстрых и медленных экономик; множество социальных групп с собственными ценностями и культурой.
Cлайд 19
Технопессимизм Технопессимизм – мировоззренческая позиция, в соответствии с к... Технопессимизм Технопессимизм – мировоззренческая позиция, в соответствии с которой научно-технический прогресс объявляется источником и причиной возникновения глобальных проблем. (Г. Маркузе, Д. Медоуз, К. Боулдинг, Т. Роззак, П. Гудмен и др.)
Cлайд 20
Концепция угнетения Геберта Маркузе «Эрос и цивилизация», «Одномерный человек... Концепция угнетения Геберта Маркузе «Эрос и цивилизация», «Одномерный человек» и др. Синтез марксизма (классовое угнетение) и фрейдизма (любовь и смерть, эрос и танатос) В современном обществе все люди подчиняются одним и тем же желаниям. Культ потребления стал формой общественного контроля. Единственный выход – Великий Отказ.

Презентации этого автора

Скачать эту презентацию

Похожие презентаци

Наверх