«Пусть в глубине наших сердец гнездятся мысли мудрого поэта…». Медитативно-философская лирика Ф. И. Тютчева.
Cлайд 2
« В недрах русской земли скрывается много естественных богатств. В небольшой области русской литературы тоже существуют сокровища. Самым драгоценным из этих кладов я считаю лирическую поэзию Тютчева. Этого несравненного поэта». В. С. Соловьев
Cлайд 3
Предмет философского познания (философско-лирического также) – это универсальная триада: ЧЕЛОВЕК - БОГ - МИР Поэты в медитативной лирике больше смотрят вглубь, внутрь, чем наружу; время рассматривается как категория духовная, история души. В философской лирике сознание человека разрастается до масштабов мироздания, время воспринимается как вечность. Слово «медитация» (от лат. meditatio — размышление, обдумывание) - умственный процесс. До XX века этот термин обозначал просто глубокое размышление, а также форму философской лирики. Медитативная лирика – жанр лирической поэзии, передающей раздумья о жизни и смерти, о природе, любви, дружбе, о загадочности человеческой судьбы. Философская лирика –жанр лирической поэзии, в основе которой лежит смысл жизни, вечные человеческие ценности.
Пятичастная схема классификационного разделения философской лирики Натурфилософская лирика: проблемная доминанта "ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА" (приоритет проблематике философии природы). Религиософская (теософская) лирика: проблемная доминанта "ЧЕЛОВЕК – БОГ,, (приоритет проблематике философии религии). Культурософская (артфилософская также) лирика: проблемная доминанта "ЧЕЛОВЕК - КУЛЬТУРА (ИСКУССТВО также)" (приоритет проблематике философии искусства). Антропософская и морально-философская лирика: проблемная доминанта "ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК" приоритет этико-антропологической и экзистенциальной проблематике. Социософская и нациософская лирика: проблемная доминанта "ЧЕЛОВЕК - ЛЮДИ (СОЦИУМ / НАЦИЯ)" (приоритет проблематике философии общественно-национального бытия).
Cлайд 6
Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами… Настанет ночь – и звучными волнами Стихия бьет о берег свой. Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, - И мы плывем пылающею бездной Со всех сторон окружены.
Cлайд 7
Не то, что мните вы, природа - Не слепок, не бездушный лик:
Cлайд 8
Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах, Для них и солнца, знать, не дышат, И жизни нет в морских волнах, Лучи к ним в душу не сходили, Весна в груди их не цвела, При них леса не говорили, И ночь в звездах нема была; И языками неземными Волнуя реки и леса, В ночи не совещалась с ними В беседе дружеской гроза.
Cлайд 9
Если вселенная имеет смысл, то двух противоречащих друг другу истин -поэтической и научной так же не может быть, как и двух исключающих друг друга "высших благ" или целей существования. В. С. Соловьев
Cлайд 10
На мир таинственный духов, Над этой бездной безымянной Покров наброшен златотканый Высокой волею богов. День - сей блистательный покров - День - земнородных оживленье, Души болящей исцеленье. Друг человеков и богов! Но меркнет день, настала ночь,- Пришла - и с мира рокового Ткань благодатную покрова, Собрав, отбрасывает прочь. И бездна нам обнажена, С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами: Вот отчего нам ночь страшна.
Cлайд 11
Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует… Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует Безверием палим и иссушен. Невыносимое он днесь выносит… И сознает свою погибель он, И жаждет веры…но о ней не просит.
Cлайд 12
О, как убийственно мы любим... Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей. Любовь, любовь,- гласит преданье,- Союз души с душой родной, Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И поединок роковой. И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее, Любя, страдая, грустно млея, Оно изноет наконец.
Cлайд 13
Во тьму веков та ночь уж отступила, Когда, устав от злобы и тревог, Земля в объятьях неба опочила И в тишине родился с-нами-Бог. Он здесь, теперь, - средь суеты случайной, В потоке мутном жизненных тревог. Владеешь ты всерадостною тайной: Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог! В. Соловьев.
Cлайд 14
О, вещая душа моя, О, сердце, полное тревоги, О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!.. Так, ты жилище двух миров, Твой день - болезненный и страстный, Твой сон - пророчески-неясный, Как откровение духов... Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые,- Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть.
Cлайд 15
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать - В Россию можно только верить. Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный Исходил благословляя.
Cлайд 16
Славян родные поколенья Под знамя русское собрать И весть на подвиг просвещенья Единомысленную рать. И это высшее сознанье Вело наш доблестный народ Путей небесных оправданье Он смело на себя берет. Он чует над своей главою Звезду в незримой высоте И неуклонно за звездою Идет к таинственной мечте.
Cлайд 17
Над этой темною толпой Непробужденного народа Взойдешь ли ты когда, свобода, Блеснет ли луч твой золотой? Блеснет твой луч и оживит, И сон разгонит и туманы... Но старые, гнилые раны, Рубцы насилий и обид, Растленье душ и пустота. Что гложет ум и сердце ноет... Кто их излечит, кто прикроет? Ты, риза чистая Христа...
Cлайд 18
Cлайд 19
Россия - душа человечества. Воплотился ли уже в ней свет истины Христовой; спаяла ли она единство всех своих людей любовью? Сам поэт признает, что она еще не покрыта ризою Христа. Значит,- можно сказать поэту,- судьба России зависит от исхода внутренней нравственной борьбы светлого и темного начала в ней самой. Условие для исполнения ее всемирного призвания есть внутренняя победа добра над злом в ней. «Пусть Россия в настоящих своих пределах станет христианским царством в полном смысле этого слова – царством правды и милости,- и тогда все остальное,- приложится ей».
Cлайд 20
Cлайд 21
Традиционная трехчастная схема классификационного разделения философской лирики Социально-философская (проблемная доминанта) "ЧЕЛОВЕК - ЛЮДИ (СОЦИУМ / НАЦИЯ)" Морально-философская (проблемная доминанта) "ЧЕЛОВЕК - его нравственность, духовность, внутренняя сущность» Натурфилософская (проблемная доминанта) "ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА" «Умом Россию не понять…», «Славян родные поколенья…», «Над этой темною толпой...» «О, как убийственно мы любим...», «Предопределение» (Любовь, любовь,- гласит преданье), «О, вещая душа моя...» «Не то, что мните вы, природа...», «Они не видят и не слышат…», «День и ночь»
Cлайд 22
Пятичастная схема классификационного разделения философской лирики Натурфилософская лирика: проблемная доминанта "ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА" (приоритет проблематике философии природы). Религиософская (теософская) лирика: проблемная доминанта "ЧЕЛОВЕК – БОГ,, (приоритет проблематике философии религии). Культурософская (артфилософская также) лирика: проблемная доминанта "ЧЕЛОВЕК - КУЛЬТУРА (ИСКУССТВО также)" (приоритет проблематике философии искусства). Антропософская и морально-философская лирика: проблемная доминанта "ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК" приоритет этико-антропологической и экзистенциальной проблематике. Социософская и нациософская лирика: проблемная доминанта "ЧЕЛОВЕК - ЛЮДИ (СОЦИУМ / НАЦИЯ)" (приоритет проблематике философии общественно-национального бытия). «Не то, что мните вы, природа...», «Они не видят и не слышат…» «День и ночь», «О, вещая душа моя...», «Над этой темною толпой...» «О, как убийственно мы любим...», «Предопределение» (Любовь, любовь,- гласит преданье) «Умом Россию не понять…», «Славян родные поколенья…»