Урок по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Тема урока: «Зимние изменения в неживой и живой природе. Невидимые нити в зимнем лесу» 2 класс Учитель: Паршина Валентина Ивановна.
Cлайд 2
Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет. Когда это бывает?
Cлайд 3
Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи.
Cлайд 4
Замерзают почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом.
Cлайд 5
Зима – трудный период в жизни зимующих животных. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лёд, иней, гололёд, изморозь, вьюгу.
Cлайд 6
ЗИМНИЙ КАЛЕНДАРЬ 14 ДЕКАБРЯ. Наум-грамотник. 19 ДЕКАБРЯ. Никола чудотворец. 7 ЯНВАРЯ. Рождество. 14 ЯНВАРЯ. Васильев день. 19 ЯНВАРЯ. Крещение Иисуса Христа. 4ФЕВРАЛЯ. Тимофей-полузимник. 15ФЕВРАЛЯ. Сретенье.
Cлайд 7
НАЗОВИТЕ ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ
Cлайд 8
ДЕКАБРЬ Декабрь год кончает, зиму начинает. В декабре мороз нарастает, зато день прибывает. Мороз невелик, а стоять не велит.
Cлайд 9
ЯНВАРЬ Месяц январь – зимы государь. Январь – ломонос: береги свой нос. В январе холода над землёй повисли.
Cлайд 10
ФЕВРАЛЬ В феврале два друга – мороз да вьюга. Бури да метели под февраль налетели. Февраль рисует, малюет, красну весну встречает.
Cлайд 11
Загадки зимы
Cлайд 12
Летели серые гуси, нароняли белого пуха. На всех садится, Никого не боится.
Cлайд 13
Лежал, лежал, да в реку побежал. Что вверх корнем растёт?
Cлайд 14
Всё лето стояли, зимы ожидали, Дождались поры, помчались с горы. Жил я посреди двора, Где играет детвора. Но от солнечных лучей Превратился я в ручей.
Cлайд 15
Как зима отразилась на жизни растений и животных?
Cлайд 16
Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе Орешки я грызу.
Cлайд 17
К зиме белка утепляет своё гнездо, которое служит ей надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо строит в развилках веток или дуплах деревьев.
Cлайд 18
К зиме белочка делает съестные припасы. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.
Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
Cлайд 21
Охотится в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами.
Cлайд 22
Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой.
Cлайд 23
Прежде, чем лечь в берлогу, медведь путает свои следы, петляет по бурелому, воде.
Cлайд 24
Берлогу выстилает травой, сухим папоротником. Ложится головой к выходу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищу не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.
Cлайд 25
Если медведя разбудить. То он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь-шатун.
Cлайд 26
Кто зимой холодной Ходит злой, голодный.
Cлайд 27
Логово волки устраивают в расщелинах скал, в нишах, на склонах оврагов, под вывернутыми корнями деревьев. Иногда приспосабливают норы других зверей, реже роют их самостоятельно. Волки имеют очень острое обоняние, улавливающее запах на расстоянии 1,5 км. Волк активен ночью, питается любыми животными. Голодный волк, способен съесть до 10 кг мяса.
Cлайд 28
Волки, как правило, живут в стаях, состоящих из 6-10 особей. Волки никогда не подстерегают добычу, они загоняют ее. Преследуя добычу, волки разделяются на небольшие группы.
Cлайд 29
Шапка бегает в бору И стволов грызёт кору.
Cлайд 30
Запасов на зиму не делает. Обгладывает кору молодых осинок, грызёт тоненькие веточки.
Cлайд 31
Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, Рога раскинув широко.
Cлайд 32
Зимой лось чаще держится в смешанных и хвойных лесах, с густым подлеском и хорошим молодняком. Летом 5–6 периодов питания у него чередуются с периодами покоя. Почти повсюду посещает солонцы, где пьет солоноватую воду и грызет богатую солью почву.
Cлайд 33
Зимой им мешает двигаться снежный покров. В это время года стадо лосей нередко находится на одном участке, величиной несколько гектаров (охотники называют такие места стойбищем или двором лосей). Зимой лось нередко становится жертвой своего главного естественного врага — волка, реже медведя.
Cлайд 34
Улетели птичьи стаи, Лес в сугробах до ветвей. Вот тогда мы и дождались Наших северных гостей. Кто там ловко и упорно Лазит острым клювом вниз? Это поползень проворный Перед стайкою синиц. У опушки в старых ёлках От зари и до зари Разговор ведут чечётки, Громко вторят снегири. Пёстрый дятел крикнет громко, Разогнав лесную тишь, А на вырубках, на липах, Отзовётся бойкий чиж.
Cлайд 35
Я б могла ещё так много Про лесных сказать певцов, Как средь стужи и морозов Вывел клёст своих птенцов. Как с утра и до заката На репьях гостят щеглы, И торопятся куда-то Ярко-красные щуры.
Cлайд 36
Cлайд 37
Как ты можешь помочь птицам перенести трудное время?
Cлайд 38
РАССЕЛИ ЖИВОТНЫХ ЖИВОТНЫЕ, КОТОРЫЕ ДЕЛАЮТ ЗАПАСЫ ЖИВОТНЫЕ, КОТОРЫЕ ВПАДАЮТ В СПЯЧКУ ЖИВОТНЫЕ, КОТОРЫЕ ИЩУТ КОРМ
Cлайд 39
Источники: Animashky.ru c 2006-2008 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007 www.google.ru. Учебно-воспитательная работа в начальной школе – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000 Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Вып.1/авт.-сост. Н.А.Касаткина.-Волгоград: Учитель, 2005 Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Вып.2/авт.-сост. Н.А.Касаткина.-Волгоград: Учитель, 2005 Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000