Урок-игра «Путешествие в страну Карелия» Национально-региональный компонент в образовательной области «Искусство» и «Технология» Богата и мила Карельская земля
Cлайд 3
Цель и задачи Воспитание художественной культуры, развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию Привить любовь к традиционному русскому и карельскому искусству; Развивать художественно-творческие способности; Формирование целостного восприятия народного искусства как части культуры народа.
Cлайд 4
Какое из данных музыкальных произведений является гимном Карелии 1 2 3
Cлайд 5
Из предложенной цветовой гаммы составьте флаг «страны Карелия» и объясните свой выбор Мужество, героизм, кровь Водные богатства Лесные богатства 1 2 3 4 5 6
Cлайд 6
Какие изображения могут быть связаны с Карелией 1 2 3 4 5 6
Cлайд 7
«В голубом поле на золотых древках красные знамена, положенные крестообразно». Исторический герб Сортавалы (Сердобля) (1788г.) Исторический герб Петрозаводска (1781 г.) В верхней части щита герб Новгородский. В нижней - на разделенном полосами золотом и зеленой краскою поле три железные молота, покрытые рудоискательной лозою, в знак изобилия руд и многих заводов, обретающихся в сей области.
Cлайд 8
Основной идеей герба является многовековая беспощадная борьба между Швецией и Россией за обладание территорией Карелии. Герб первоначально действовал на исконных карельских землях между Ладожским озером и Балтийским морем (Карельский перешеек). "В золотом щите выходящая с левого бока из лазуревого облака рука, внутрь обращенная, держащая лазуревый овальный щит и сопровождаемая внизу четырьмя черными ядрами, соединенными таковым же, из цепей, косвенным крестом. Щит увенчан Императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою". Герб Олонецкой губернии (1878 г.) Традиционный карельский герб (1562 г.)
Cлайд 9
Конкурс загадок Били меня, колотили, во все чины проводили, а потом вместе с царем на престол посадили. Надену – ободом сведет, сниму – змеей упадет, тепла не дает , а без него холодно. Любят девочки носить, чтоб мальчишек удивить. Душу греет, душу греет небольшая …
Cлайд 10
Рубаха Основу любого карельского костюма составляла РУБАХА. Она была широкой, украшалась по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом.
Cлайд 11
Сарафан Основная часть женского наряда – сарафан. Самый древний тип его – «костыч», косоклинный сарафан с высокими спинкой и грудью, украшенный спереди рядом пуговиц. Второй тип – «сборчатый». Его шили из прямых полос ткани.
Cлайд 12
Душегрея В праздничный девичий наряд вместе с сарафаном, рубахой, поясом и украшениями входила душегрея – сборчатая парчовая или штофная с рукавами или на узких лямках «коротенькая» кофточка, похожая на маленький сарафанчик.
Cлайд 13
Пояс Очень важная часть старинной народной одежды русских, карелов, вепсов, которые жили на наших землях.
Cлайд 14
Пояс носили все – и женщины, и мужчины, и дети. Если пояс не надевали поверх одежды, то он был обязательно повязан под одежду. Могло быть надето и несколько поясов одновременно. Так было принято с древних времен. Ведь пояс был не просто удобной частью одежды, но главное – оберегом, защищающим от злых сил.
Cлайд 15
Головные уборы Особое внимание уделялось головному убору – холщовые сороки, повойники, подчелок. У замужних женщин он был закрытым, у девушек открытым. Головные уборы украшали золотым или жемчужным шитьем, а позднее бисером, стеклярусом. Сорока Подчелок Повойник
Cлайд 16
Памятники архитектуры При строительстве церквей древние мастера старались найти им достойное место, размещая их на холмах или живописных местах. Зодчие старались не нарушать величие и безмолвие природы. Древние зодчие вписывали свои шедевры в художественный контраст природы. Могучие сосны и ели, уверенно господствующие веками, словно отступают на второй план, и только храмы приковывают к себе внимание.
Cлайд 17
Памятник архитектуры 17 века расположенный в Суоярвском районе Часовня Георгия в д.Кангозеро Часовня Знамения Богородицы в д.Корба Часовня Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского в д.Подъельники Часовня Кирика и Улиты в д.Воробьи Часовня Петра и Павла в д.Насоновщина Часовня Михаила Архангела из д.Леликозеро 1 2 3 4 5 6
Cлайд 18
Часовня Георгия Памятник республиканского значения расположен в Суоярвском районе, п.Вешкелица. Датируется концом 17 века. До 1987 года часовня стояла в д.Кангозеро Суоярвского района. Деревня к 1985 году была почти полностью утрачена. Часовня насчитывает несколько строительных периодов. Первый - конец 17 века. Второй - середина 19 века. С запада пристроена открытая галерея-крыльцо с четвериковой звонницей над ней. Третий период - конец 19, начало 20 века. Выпилена стена между молельной и сенями, растесаны оконные проемы, прорублено окно на северной стене молельни, сруб звонницы обшит досками.
Cлайд 19
Изба – образ лица человека Наличник Причелины Полотенце Гульбище 1 2 3 4 5 6
Cлайд 20
Перед вами иллюстрации известного карельского художника Б. Акбулатова. Назовите литературное произведение к которому они были выполнены
Cлайд 21
Акбулатов Борис Родился в 1949 году в карельском селе Ладва. В 1979 году окончил Московский полиграфический институт по специальности "художник книги". Член Союза художников России с 1977 года. Участник всесоюзных, российских и зарубежных выставок. С 1985 года работает над иллюстрациями к эпосу "Калевала". Персональные выставки, посвященные "Калевале": Петрозаводск - 1987 г. Каяни(Финляндия) - 1988 г. Хельсинки - 1988 г. Тампере - 1995 г. Все работы выполнены на бумаге в технике "гуашь". Художественная концепция иллюстраций к эпосу "Калевала": передача ритма и мощи заклинаний древних рун; архаичности и космогонии эпоса; мистическая символика и взаимосвязь энергетики стихийных сил природы и создателей рун. Для автора также важно показать своеобразие природы Севера, богатство материальной культуры финнов и карел.
Cлайд 22
Давным-давно, когда люди верили в то, что Солнце, Месяц и Вода – живые существа и что где-то в дремучих лесах живёт злой хозяин леса и его волшебные помощники, когда не могли иначе , как чудо, объяснить явления природы, на древней карельской земле появились волшебные сказки…Сказки сказывать всегда было делом непростым…У каждого сказочника была своя особая манера «сказывать» сказку. Но все знатоки говорили их плавно, напевно, под звуки …
Cлайд 23
Под звуки какого музыкального инструмента сказывались сказки Гитара Цимбала Гусли Кантеле 1 2 3 4
Cлайд 24
Мое отношение к игре Понравилось, было интересно Не понравилось, было скучно Узнал новое Я был активен Я бы хотел, чтобы такие уроки были еще
Cлайд 25
Петр Миронов Спасибо за работу, до новых встреч! Петр Миронов