Что такое симфония? Урок музыки во 2 классе МБОУ СОШ №17 им.В.Зангиева учитель Семенчатенко Л.А. г.Владикавказ
Cлайд 2
Художественно – педагогическая идея урока: дать учащимся общее представление о симфоническом жанре, помочь накапливать музыкально – слуховой опыт посредством восприятия сложных жанров музыки, в которых простые жанры ( песня, танец, марш) переходят на более высокую ступень развития.
Cлайд 3
ОПЕРА Что такое опера? музыкальный спектакль, где действующие лица не говорят, а поют в сопровождении оркестра. С чего она начинается? -увертюры Какой жанр главный? -песня Какие музыкальные номера присутствуют в опере? -ария, дуэт, хор и его виды. С какими видами искусства "дружит" опера? музыка, песня, изобразительное и драматическое искусство.
Cлайд 4
БАЛЕТ Что такое балет? -музыкальный спектакль, где содержание передаётся с помощью музыки и танца. С чего начинается балет? -увертюра. Какой жанр главный? -танец. Назовите участников балета -балерина, танцовщик, кордебалет, оркестр, балетмейстер, хореограф. С какими видами искусства "дружит" балет? -музыка, танец, драматическое и изобразительное искусство. Фрагменты , каких балетов мы слушали? П.И.Чайковский "Щелкунчик", "Спящая красавица", "Лебединое озеро. Где мы можем услышать и увидеть оперу и балет? в музыкальном театре оперы и балета.
Cлайд 5
СИМФОНИЯ Что такое симфония? ("созвучие"; музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра) Когда были написаны первые симфонии? (XVIII век) Из скольких частей состоит симфония? (4-х) Где можно услышать симфоническую музыку? (в филармонии) Симфонию какого композитора мы слушали? (П.И.Чайковский 4-я симфония) Какой жанр привел нас в симфонию? (песня "Во поле береза стояла") СИМФОНИЯ Что такое симфония? -слово «симфония» древнегреческого происхождения и означает « созвучие», « согласие». Это музыкальное произведение написанное для симфонического оркестра. Когда были написаны первые симфонии? -XVIII век Из скольких частей состоит симфония? -4-х Где можно услышать симфоническую музыку? -в филармонии. Симфонию какого композитора мы слушали? П.И.Чайковский 4-я симфония. Какой жанр привел нас в симфонию? -песня "Во поле береза стояла».
Cлайд 6
Слушаем: А.П.Бородин Симфония №2 «Богатырская» В произведении 2 темы: тема богатырей (главная) и тема природы (побочная). Как звучит главная тема? Решительно, мужественно В каком регистре? - низком Как звучит побочная партия? -напевно, нежно Вывод: Значит, живопись помогает увидеть музыку, а музыка наполняет звучанием картину. 1833- 1887г. Талантливый химик, ученый, профессор медицины, дирижер и музыкальный критик, активный общественный деятель.
Cлайд 7
В.Васнецов « Три богатыря»
Cлайд 8
«Звучит нестареющий Моцарт!» Мы познакомимся с произведениями великого австрийского композитора XVIII в. — Вольфганга Амадея Моцарта (1756—1791). В чем секрет современности музыки Моцарта? Современники называли В.-А. Моцарта вундеркиндом — уникальным ребенком, который обладал феноменальными музыкальным слухом и памятью. Свои занятия музыкой он начал очень рано, с четырехлетнего возраста, под руководством своего отца — музыканта и композитора Леопольда Моцарта. Первые сочинения В.-А. Моцарт написал в пять лет, а с шестилетнего возраста он с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии. За свою короткую (он умер в возрасте 35 лет!), но яркую жизнь композитор создал свыше 600 произведений в различных жанрах. «Симфония № 40» Симфония № 40 (1788 г.), едва ли не самой популярной во всем мире симфонии В.А.Моцарта.
Cлайд 9
Симфония (от греч. «созвучие») — жанр симфонической инструментальной музыки многочастной формы . Симфония, обычно, является сочинением для оркестра, состоящее, как правило, из нескольких частей. Это один из главнейших жанров европейской музыки. В современном понимании слово «симфония» вошло в обиход сравнительно недавно, в 70-х гг. XVIII в., само же оно очень древнего происхождения. «Симфония» по-гречески означает «созвучие». В античные времена так называли пение хора или ансамбля в унисон, а также любое гармоническое, благозвучное сочетание тонов. В средние века слово исчезло из употребления, и новая жизнь его началась в эпоху Возрождения. Но теперь в слово «симфония» вкладывался иной смысл. В музыке Возрождения были распространены многоголосные вокальные сочинения — мадригалы, канцоны. Они обычно открывались инструментальным вступлением, которое и называлось симфонией. Когда в XVII в. возникла опера, то она также начиналась симфонией — позднее такое вступление превратилось в увертюру.
Cлайд 10
«Увертюра». В увертюре к опере «Свадьба Фигаро» В.-А. Моцарт создает иное настроение — он рисует музыкальными красками образы комической оперы, наполненные энергией, светом, шуткой, весельем. Именно в Вене композитор создал свои лучшие произведения, а опера «Свадьба Фигаро» прозвучала в 1786 г. в этом театре. В увертюре к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» композитор рисует нам картину величия русской земли, мощь и силу богатырскую. Слуховой опыт школьников позволит им определить, какая музыка сочинена зарубежным композитором, а какая — русским. Как различаются характеры главных тем этих двух увертюр, в чем их сходство? Что помогло композиторам передать веселье и шутку в одной увертюре, энергию и богатырскую силу в другой Слушаем: Моцарт "Симфония №40" В. Моцарт Увертюра к опере "Свадьба Фигаро" М. Глинка Увертюра к опере "Руслан и Людмила"