Муниципальное образовательное учреждение Лемешкинская средняя общеобразовательная школа Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России. Пустыни. Автор: Хоц Надежда Фёдоровна, учитель начальных классов
Cлайд 2
Цели урока: познакомить с природой пустыни, географическим положением, особенностями растений и животных данной зоны. Задачи урока: Cформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь, ее природных условиях, влажности, растительном и животном мире, раскрыть ее экологические проблемы. Развивать умение работать с географической картой, атласом – определителем, дополнительной литературой. Развивать мышление, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе; умение выслушивать мнение товарища.
Cлайд 3
Переживаю за товарищей, за себя. Спокойно на душе. Что-то беспокоит, тревога. Я не боюсь за себя и за товарищей. Мне тепло, хорошо, комфортно, интересно.
Cлайд 4
? Природные зоны России Зона арктических пустынь Тундра Лесная зона Степи Пустыни
Cлайд 5
ПЛАН. 1.Географическое положение. 2.Поверхность земли в пустыне. 3.Растительный мир. 4.Животный мир. 5.Экологические проблемы пустыни.
Cлайд 6
С.И. Ожегов. 1. «Пустыня» - обширное, обычно безводное пространство со скудной растительностью или вовсе без неё. 2.Безлюдное необитаемое место.
Cлайд 7
Географическое положение В России пустыни занимают небольшую площадь: часть их находится в Прикаспии, к западу и востоку от низовьев Волги, часть – в восточном Предкавказье.
Cлайд 8
Cлайд 9
физминутка Мы работаем отлично, Отдохнуть не прочь сейчас. И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки Улыбнитесь веселей! Мы попрыгаем как зайки Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вздохнули. Отдохнули? Отдохнули! Встали и потянулись Стряхнули руки Подняли руки вверх
Cлайд 10
К л и м а т Это самая засушли –вая зона России. Летом температура воздуха в тени до +40, +50 C. Осадков выпа-дает ничтожно мало. Поверхность днём накаливается до +50, +70 С.
Cлайд 11
Жаркий летний день сменяется очень холод- ной ночью. Зима короткая, средняя темпера- тура января -10 C, в отдельные годы бывают сильные морозы до - 30 С.
Cлайд 12
Каменистая пустыня Каменистые пустыни покрыты щебнем и камнями, образующими россыпи.
Cлайд 13
Глинистые и солончаковые пустыни
Cлайд 14
Глинистые пустыни отличаются плотным грунтом. В низменных участках появляются ровные, сухие, твердые площадки без растений, которые при высыхании растрес - киваются на небольшие многоугольники - такыры.
Cлайд 15
Но самую большую территорию на Земле занимают песчаные пустыни: одну пятую нашей планеты.
Cлайд 16
Здесь образуются подвижные скопления песка - барханы, возникают пыльные бури.
Cлайд 17
Растения пустыни. Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни- верблюжья колючка. Джузгун-это небольшой кустарник.Его листья зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк.
Cлайд 18
Перекати- поле саксаул кактусы Полынь сероземная
Cлайд 19
Cлайд 20
Вдоль рек, в оазисах, где складываются благо- приятные для растений условия, люди выращи-вают теплолюбивые культуры. Чтобы растения не испытывали недостатка в воде, построили водохранилища, провели в пустыню каналы.
варан Самая крупная ящерица нашей фауны. Длина 150см, поэтому варана зовут пустынным крокодилом. Варан – сильное животное. Гюр-за, кобра, эфа избегают встреч с ним. Взрослый варан в единоборстве победит любую змею.
Cлайд 24
кулан джейран
Cлайд 25
Пустыня, особенно песчаная, богата муравьями, жуками, хрущами и навозниками. Из паукообразных характерны скорпионы и настоящие пауки ( тарантул и каракурт ). каракурт тарантул
Cлайд 26
Менее характерны для пустынь птицы. Только в этой зоне обитают пустынный и саксаульный воробьи.
Cлайд 27
Верблюда называют кораблем пустыни. Существуют одногорбые и двугорбые верблюды. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у него мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь. Он поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя. Может обходится без питья 3-4 дня. В горбах находится запас жира.
Cлайд 28
Экологические проблемы пустыни. Неумеренное орошение Выпас скота браконьерство
Cлайд 29
Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкии создан заповедник « Чёрные земли». Здесь встречаются все виды животных, а на озере Маныч- Гудило обитают утки, гуси, лебеди
Cлайд 30
Много полезного даёт людям эта земля. Но человек нанёс огромный вред пустыням. Осваивая пустыню, люди должны очень заботливо относиться к их удивительной природе !
Cлайд 31
Диктант. Задание: Найти ошибки. Это было в пустыне. Охотники три дня гонялись за тигром, изнемогая от жары и зноя. Верблюды не выдержали и пали от жары. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленные камни и щебень, охотники едва добрели до большой реки. Здесь они утолили свою жажду, мучившую их, и, скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаулового леса, раскинувшего у самой воды. Стали думать, что же делать дальше? Наконец сообразили: построили из саксаульных бревен плот и благополучно достигли на нем ближайшего селения.
Cлайд 32
Рефлексия. 1.Урок полезен, все понятно. 2.Лишь кое- что чуть- чуть не ясно. 3. Еще придется потрудиться. 4.Да, трудно всё-таки учиться.
Cлайд 33
Информационные ресурсы: 1. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. – 2-е изд., перераб. и допол. – М.: ВАКО, 2007. 2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1. /А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. М.: Просвещение, 2006. 3. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Животные /Сост. Л.А. Багрова; Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. 4. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Растения /Сост. П.Р. Ряхов; Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. 5. http://www.naturall.ru/node/90 – Пустыня и полупустыня 6.Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир. 4 класс.