Цель: Формирование понятия «гражданин» на примере творчества художника критического реализма Павла Федотова и создание плакатов-коллажей.
Cлайд 2
Гражданин – 1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей. 2. Взрослый человек, а также форма обращения к нему. «Большая Детская Энциклопедия» Характерные черты гражданина: Патриотичный, Милосердный, Неравнодушный, Добросердечный, Любящий, Гордящийся, Отзывчивый, Культурный, Уникальный, Трудолюбивый, Ведущий здоровый образ жизни…
Cлайд 3
Реализм – от лат. realis –действительный Правдивое, объективное отражение действительности средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Наиболее полное раскрытие реализма усматривается в критическом реализме XIX века. Личность человека рассматривается в неразрывной связи с современным ему обществом и социальным положением в нём. Критик – тот, кто подвергает разбору, оценке что-либо, кого-либо. Критика – от греч. kritike - искусство разбирать, судить. Обсуждение, разбор чего-либо с целью оценить достоинства, обнаружить и выправить недостатки.
Cлайд 4
Проблемный вопрос «Меняется ли портрет гражданина на протяжении веков?»
Cлайд 5
Урок по изобразительному искусству в 9 классе, разработан Евгенией Владиславовной Текмаевой учителем МОУСОШ №20, г. Губаха, Пермского края
Cлайд 6
Андрей Илларионович Федотов – отец художника. 1837 г. Акварель. Художник и его родители на прогулке 1837 г. Акварель. Павел Федотов, сын офицера, в 11 лет был отдан в кадетский корпус. Блестяще закончив его начинает службу офицера Финляндского полка. 17 лет он занимался военными науками, участвовал в смотрах, нёс караулы. Но свой досуг гвардейский офицер посвящал искусству.
Cлайд 7
Листы из альбома художника 1830 – 1840 гг. Разносторонне одарённый, он рисовал портреты и карикатуры своих друзей, сцены из солдатской жизни, его интересовали музыка и поэзия Уличная сцена в Москве во время дождя. 1837 г. акварель
Cлайд 8
«Офицер над урной» рисунок Бивуак лейб-гвардии Гренадёрского полка. Разбивка лагеря.1841 -1842 гг. акварель Федотов, отправляющийся на этюды «Вышел бы, да вот беда: Чем кормиться-то тогда? Пенсион?.. Велико дело, А уж крепко надоело… »
Cлайд 9
«Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик» 1846 г. Чиновник в халате и папильотках, помятый после попойки с приятелями, принимает перед служанкой комическую позу героя, а та насмешливо показывает ему в ответ дырявый сапог. «Главная моя работа, на улицах и в чужих домах. Я учусь жизнью. Я тружусь, глядя в оба глаза»
Cлайд 10
«Разборчивая невеста» 1847 г. масло
Cлайд 11
«Сватовство майора» 1848 г. Участвует в академических выставках Получает звание академика.
Cлайд 12
«Завтрак аристократа» («Не в пору гость») 1849 – 1850 гг. С великолепным комизмом показывает художник обедневшего аристократа, который заслышав приход гостя испуганно прикрывает книгой свой завтрак – краюху чёрного хлеба.
Cлайд 13
Рисунки с гипса к «Вдовушке» 1851-1852 гг. В этой картине неизменно основное – напряжённое сочувствие художника к попавшему в беду беззащитному человеку. Право на сострадание к обездоленным, на сочувствие трагическим судьбам «маленького человека» вошло в историю русского искусства как характерное федотовское открытие.
Cлайд 14
Наброски, сделанные П.А. Федотовым в больнице во время болезни. «Высока, тяжела миссия всякого новатора. К ней можно приготовиться только глубоким и долгим учением, ждать в ней успеха – только при точном знании законов природы. Неуспех, страдание, гонение были доселе уделом всякого новатора, не льстившего невежеству, но который, руководясь истиной, стремился усвоить её человечеству». М.В. Петрашевский «Не дай мне бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума». А.С.Пушкин 1852, 14 ноября – смерть тридцатисемилетнего художника в клинике для душевнобольных.
Cлайд 15
синквейн Павел Андреевич Федотов Требовательный, нереализованный. Раскрывает, показывает, обличает. Создаёт правдивые картины жизни. Гражданин. Человек. Коммуникабельный, отзывчивый. Помогает, любит, надеется. Ответственный за себя и других. Гражданин. «Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности». Франсуа де Ларошфуко
Cлайд 16
«Передовые люди не те, которые видят одно что-нибудь такое, чего другие не видят, и удивляются тому, что другие не видят; передовыми людьми можно назвать только тех, которые именно видят всё то, что видят другие (все другие, а не некоторые), и, опершись на сумму всего, видят то, чего не видят другие, и уже не удивляются тому, что другие не видят того же». Н.В. Гоголь Гоголь Русской живописи
Cлайд 17
Даты жизни и творчества художника критического реализма Павла Андреевича Федотова 1815, 22 июня – рождение Павла Андреевича Федотова в семье бедного чиновника. (в 1819 г. Отец - Андрей Илларионович получает дворянство по «заслуженным воинским чинам»; он был старым суворовским солдатом, получившим чин поручика при отставке. 1826 – Павел Федотов принят в Первый кадетский корпус. 1833 – заканчивает кадетский корпус с чином прапорщика и отправлен в Санкт-Петербург в лейб-гвардии Финляндский полк. 1834 – получение билета на право занятий в рисовальных классах Академии художеств. 1837 – получение билета на право копирования в Эрмитаже. 1838 – получает чин подпоручика. 1840 – первая встреча с Карлом Павловичем Брюлловым. 1840-1842 – ряд акварелей из воинского быта. 1841 – получает чин штабс-капитана. 1843 – выход в отставку в чине капитана.
Cлайд 18
1844 – ряд сепий, в том числе «Болезнь Фидельки», «Смерть Фидельки». 1846 – «Свежий кавалер». 1846-1847 – «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант». 1847 – «Разборчивая невеста». Вторая встреча с Брюлловым; Карл добивается от Академии художеств помощи художнику. 1848 – «Сватовство майора». Участие в академической выставке; получение звания академика. Конец 40-х годов – Федотов создаёт иллюстрации к произведениям Гоголя, Тургенева, Достоевского. Знакомство с Петрашевским. 1850 – поездка в Москву. Выставка. Успех выставки. Знакомство с А.Островским, встреча с Гоголем. 1850-1851 – «Анкор, ещё анкор!» 1851 – ухудшение материального положения родных художника. «Вдовушка». 1851-1852 – «Игроки». 1852 – начало болезни. 1852, 14 ноября – смерть тридцатисемилетнего художника в клинике для душевнобольных.