История развития сравнительного правоведения Ассистент кафедры теории и истории государства и права Н.А. Раханова
Cлайд 2
Спор о «дате и месте рождения» Наиболее распространенные «точки отсчета» VI-IV в. до н.э., Древняя Греция (Аристотель «Политика», Платон «Законы», Теофаст «О законах») XVII в., Франция (Ш.-Л. Монтескьё «О духе законов») вторая половина XIX – начало XX вв., Франция 1869 г. – основание Общества сравнительного законодательства 1900 г. – проведение I Международного конгресса сравнительного права (г. Париж)
Cлайд 3
Спор о «дате и месте рождения» Основания разногласий – различные подходы к определению сущности сравнительного правоведения: применение сравнения как мыслительной операции по сопоставлению сходных объектов, проявление любого интереса к иностранному праву => корни сравнительного правоведения – в древности; систематическая деятельность по выявлению типичных, устойчивых, всеобщих закономерностей возникновения, функционирования и развития правовых элементов и явлений, существующих в различных правовых системах, в целях последовательного сближения правовых систем => сравнительное правоведение – современное (по времени возникновения и актуальности) научное направление.
Cлайд 4
Зарождение «идей сравнительного правоведения» (М.Н. Марченко) Тезис о возникновении сравнительно-правовых идей и первом практическом опыте проведения сравнительных исследований в области государства и права преимущественно в Древней Греции и Древнем Риме. Основания: сходство законов, правовых обычаев, отдельных юридических норм приобретенное путем добровольного и принудительного заимствования; труды античных философов, юристов, при написании которых использовался метод сравнения
Cлайд 5
«Сходство законов»: факты Законы XII таблиц – нормы и отрывки из сочинений римских и греческих авторов; Институции Гая («Все народы, которые управляют законами и обычаями, пользуются частью своим собственным правом, частью общим правом всех людей»); «jus gentium» (внутреннее римское «право народов»), сформированное через восприятие отдельных греческих правовых институтов и норм, греческих правовых идей и доктрин.
Cлайд 6
Древнегреческие «сравнительно-правовые исследования» Платон «Законы»: на основе сравнения законов различных греческих полисов выведена конструкция идеального государства, в котором действуют подходящие, с точки зрения философа законы; Аристотель «Политика»: выводы о «правильной» форме государственного устройства, соотношении законного и справедливого на основании анализа конституций 153 древнегреческих полисов; Теофаст «О законах»: определены общие принципы, лежащие в основе правопорядков различных греческих полисов, и противопоставление им отклоняющихся от этих принципов норм.
Cлайд 7
Общая характеристика древнего периода развития сравнительного правоведения внутрисистемный характер («замкнутость») сравнения; хаотичность, неупорядоченность сравнительного анализа; преимущественно принудительный характер заимствований; нормативное сравнение и заимствование («сравнение законов»); цель сравнения – поиск и формирование «правильного» права и государства.
Cлайд 8
«Предвозвестники» сравнительного правоведения (Л.Ж.Константинеско): Средневековье Факты: рецепция римского частного права; законодательные заимствования (например, широкое влияние Кодекса Наполеона 1804 г. на правовые системы других стран, обусловленное его гибкостью и универсальностью, прагматизмом, политической обеспеченностью правовых положений); индивидуальные правовые исследования с использованием сравнительного метода.
Cлайд 9
Индивидуальные правовые исследования с использованием сравнительного метода Фортескью (Англия, XV в.) «Управление Англией», «О похвале английским законам»: сравнение французских и английских законов, тенденциозная попытка доказать превосходство английской государственно-правовой системы над французской. Ф.Бэкон (Англия, XVII в.) «О достоинстве и приращении наук»: вывод о необходимости освобождения от цепей национального права для того, чтобы узнать его истинную ценность, тезис о том, что свое собственное национальное право не может и не должно служить критерием оценки самого себя Ш.Л. Монтескьё (Франция, XVIII в.) – «вероятный основатель», «пионер сравнительного правоведения» «О духе законов»: сравнительный анализ не только законодательства, но и географических и климатических условий жизни.
Cлайд 10
Общая характеристика средневекового периода развития сравнительного правоведения признание теоретической ценности сравнительного метода в правовых исследованиях; отсутствие системности в применении метода сравнения в праве; «замкнутость» правовых систем; препятствия к развитию сравнительного правоведения со стороны естественно-правовой и исторической школы права.
Cлайд 11
Современный период развития сравнительного правоведения Условия (причины) начала формирования сравнительного правоведения как более или менее систематически применяемого научного метода и стремления создать автономную науку: формирование национальных правопорядков; осуществление масштабных юридических реформ, в том числе обширной кодификации; значительный успех применения сравнительного метода в области иных наук, например, в лингвистике; развитие идеи эволюционизма. Препятствия к развитию сравнительного правоведения: универсализм естественно-правовой школы; национализм исторической школы права.
Cлайд 12
Этапы современного периода развития сравнительного правоведения Первый этап (вторая половина XIX в.): философско-историческое направление сравнительных исследований (доминирование подхода – в Германии); развитие «коллективного творчества» в сравнительном правоведении: создание кафедр при университетах, обществ, издание специализированных журналов; практическая ориентированность сравнительно-правовых исследований (доминирование подхода – во Франции); отсутствие широкого и систематического сравнения; отсутствие цели создать автономную науку сравнительного правоведения; постепенный спад интереса к компаративистским исследованиям.
Cлайд 13
Философско-историческое направление сравнительно-правовых исследований (Германия) Школа А. Фейербаха (неокантианство) «Почему в распоряжении анатома имеется сравнительная анатомия, а юрист-ученый не имеет сравнительной юриспруденции? Богатейший источник всех открытий в любой науке – это сравнение и сопоставление...» популяризация сравнительно-правового метода первые серьезные практико-ориентированные сравнительно правовые исследования (на основе сравнительного анализа итальянского и французского законодательства создал проект Баварского уголовного кодекса, который на протяжении XIX в. служил моделью для законодателей как в Германии, так и в других странах)
Cлайд 14
Философско-историческое направление сравнительно-правовых исследований (Германия) Гейдельбергская (южнонемецкая) школа: историческая по своему характеру школа (исходила из гегелевского понимания истории); реформаторские и новаторские тенденции (иностранное право рассматривалось не только как объект исторического знания, но и как инструмент улучшения законодательным путем национального права); область применения ограничена правом цивилизованных народов (правовыми системами, причислявшимися к индогерманской, или арийской, семье). Представители: К.Миттермайер (практическое реформаторское направление, консультативная деятельность); К.Цахарие, Э.Ганс, (всеобщая сравнительная история права); И.Колер, А.Пост (сравнительно-этнологическое направление).
Cлайд 15
Развитие «коллективного творчества» в сравнительном правоведении 1829 г., Германия - «Критический журнал юридической науки и зарубежного законодательства» (просуществовал до 1953 г., издано 26 томов) 1831 г., Франция (Коллеж де Франс, Париж) – кафедра сравнительного права 1834 г., Франция – «Журнал иностранного законодательства» 1869 г. Франция (Париж):Общество сравнительного законодательства (с момента создания – «Бюллетень общества сравнительного законодательства», с 1875 г. – «Ежегодник зарубежного законодательства», «Ежегодник французского законодательства»); Бельгия: «Журнал сравнительного правоведения»; Англия (Оксфордский и Кембриджский университеты): кафедры сравнительного права, рекомендованы к созданию Палатой общин еще в 1848 г. 1878 г., Германия (Штутгарт) - «Журнал сравнительно-правовой науки (сравнительного правоведения» 1884 г., Испания - «Журнал международного права, сравнительного законодательства и судебной практики» 1893 г. Общество сравнительной правовой и государственной науки (с изданием журнала) 1894 г. Германия (Берлин) – Международная ассоциация сравнительного правоведения и науки народного хозяйства (в 1926 г. произошло слияние с Институтом иностранного и международного частного права («Журнал иностранного и международного частного права»)) Англия (Лондон) Общество сравнительного законодательства (систематизация статутного права Великобритании и США)
Cлайд 16
Практическая ориентированность сравнительно-правовых исследований (Франция) Причины «перемещения эпицентра» сравнительно-правовых исследований из Германии во Францию: неудача «юридической этнологии»; отсутствие сравнительного правоведения в перечне учебных дисциплин юридических факультетов; утрата интереса к иностранному праву вследствие сформированности и необходимости толкования права национального; активизация деятельности научных обществ сравнительного правоведения; расширение сферы сравнительного правоведения как академической дисциплины (создание соответствующих кафедр и разработка курсов лекций в 12 университетах Франции); авторитетность французской школы экзегезов (позитивистское направление).
Cлайд 17
Практическая ориентированность сравнительно-правовых исследований (Франция) Главная черта - прикладной характер сравнительно-правовых исследований (для совершенствования национального законодательства => преобладание термина «сравнительное законодательство») . 1875 г. – создание Комитета иностранного законодательства при Министерстве юстиции Франции (обеспечивал перевод на французский язык большинства иностранных кодексов и других важных законодательных актов). Школа экзегезов: создание чисто юридической теории, изучающей позитивное право (действующие правовые нормы и институты, прежде всего, в области гражданского, уголовного и процессуального права); направление имело наибольший эффект в совершенствовании национального законодательства.
Cлайд 18
Особенности английских сравнительно-правовых исследований стремление генерализовать в историческом плане особенности английского права (Г.Мэн). практическая ориентированность, полная «антитеоретичность», тесная связь с судебной практикой Создание в 50-60-х гг. XIX в. при Тайном Совете – высшей судебной инстанции Британской империи – специального Юридического комитета, который рассматривал апелляции из Индии, где действовало индусское и исламское право, из Цейлона, где применялось тамильское право, из Гонконга, Малайских островов, Саравака и Борнео, где доминировало китайское право, из Южной Африки и Родезии, где применялось «римско-датское право», из Квебека, где широко использовался французский Гражданский кодекс, из других британских колоний и полуколоний, где применялись не только различные (одновременно английские и иностранные) нормативные акты, но и многочисленные правовые обычаи.
Cлайд 19
Этапы современного периода развития сравнительного правоведения Второй этап (начало XX в. – настоящее время): четкая постановка фундаментальных проблем сравнительного правоведения и придание им международного аспекта; возрастание роли сравнительного правоведения как средства унификации, возникновение идеи «общего наднационального права»; расширение практической функции сравнительного правоведения не только на сферу законотворчества, но и в область толкования правовых норм (судебной практики); активизация новых организационных форм сравнительно-правовых исследований (общества, конференции, коллоквиумы, «круглые столы» и пр.); создание международных форм преподавания сравнительного правоведения.
Cлайд 20
Первый Международный конгресс сравнительного правоведения 1900 г., Париж, Всемирная выставка. Организаторы – французы Э.Ламбер и Р.Салейль. Задачи: сопоставить при помощи национальных докладов решения ряда юридических (отраслевых) проблем в различных правовых системах (образовано 9 секций); решить назревшие методологические проблемы сравнительного правоведения: определить предмет и функции, способы научного познания (специальная секция).
Cлайд 21
Концепция Р.Салейля Идеи: сравнительное правоведение – самый полезный инструмент юридической техники в процессе обновления законодательства => стремление возложить ведущую роль в правотворчестве на судебную практику (введение иностранного права в процесс толкования права национального в случае пробельности); «идея всемирного права» и «идеального института» (ориентира для судебной практики и правотворчества в целом): призвание сравнительного правоведения путем сопоставления различных систем законодательства, его функционирования и достигнутых результатов выработать идеальный, хотя и относительный тип определенного института с учетом экономических и социальных условий, которым он должен соответствовать.
Cлайд 22
Организационные формы сравнительно-правовых исследований 1920 г. Институт сравнительного права (Франция, Лион) 1924 г. Международная академия сравнительного правоведения (Франция, Париж) 1926 г. Институт иностранного и международного частного права им. императора Вильгельма (Германия, Берлин), в настоящее время – Институт иностранного и международного частного права им. И.Планка (Гамбург); 1958 г. Британский институт международного и сравнительного правоведения (Англия) После Второй мировой войны – активность международных научных контактов, создание международной формы преподавания сравнительного правоведения – Международного факультета сравнительного правоведения (г. Страсбург, Франция)
Cлайд 23
Особенности современного периода развития сравнительного правоведения (ИТОГИ) становление сравнительного правоведения как относительно самостоятельной отрасли знаний и академической дисциплины; превращение сравнительных правовых исследований из эпизодических в систематические; расширение сфер и географии распространения и влияния сравнительного правоведения; акцент не на различиях и особенностях сравниваемых правовых систем, а на поиске общих основ и корней, первостепенном выявлении общностей (следствие глобализации всех видов деятельности); институциональное оформление сравнительного правоведения; формирование научно-теоретического фундамента сравнительного правоведения (определение статуса данной отрасли знания и дисциплины, создание специального понятийного аппарата, установление функций сравнительного правоведения и разработка методологии).
Cлайд 24
Домашнее задание Подготовка «дебатов» (5 групп студентов) и обзорной информации (письменных тезисов). Тема: «История сравнительного правоведения: основные школы». Направления: Французская школа сравнительного законодательства. Историко-философское направление сравнительного правоведения в Германии. Сравнительное правоведение в Англии. Сравнительное правоведение в США. Сравнительное правоведение в России и Беларуси.
Cлайд 25
Домашнее задание Задачи (для каждой группы): определить представителей каждого направления; выявить в развитии каждой школы проявление общих черт и тенденций развития сравнительного правоведения; определить причины специфических особенностей каждого направления сравнительно-правовых исследований; обосновать актуальность основных тезисов в рамках каждого направления, указать недостатки. Основная литература: Цвайгерт, К. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: в 2 т. / К. Цвайгерт, Х. Кётц / Пер. с нем. – М.: Международные отношения, 2000. – Т. 1. – 2000. – 478 с. Леже, Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход / Раймон Леже; пер. с фр. А.В. Грядова. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 584 с Саидов, А.Х. Сравнительное правоведение: основные правовые системы современности: учебник / А.Х. Саидов. – 2-е изд., доп. и пер. - М.: Юристъ, 2007. – 509 с. Марченко, М.Н. Курс сравнительного правоведения /М.Н. Марченко. – М.: Городец-издат, 2002. – 1087 с. Константинеско, Л..Ж. Развитие сравнительного права /Л.Ж. Константинеско //Сравнительное правоведение: Сб. статей [Переводы] / Отв. ред. В.А. Туманов. – М.: Прогресс, 1978. - С. 104-152.