материалы для обсуждения Правовая психология. Правовая психология – отрасль юридической психологии, изучающая особенности правовой социализации и правового воспитания, психологические закономерности развития правосознания.
Cлайд 2
материалы для обсуждения Норма - (от лат. norma – руководящее начало - правило, образец), 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок. 2) Установленная мера, средняя величина чего-нибудь (напр., норма выработки).
Cлайд 3
материалы для обсуждения
Cлайд 4
материалы для обсуждения социальная норма представляет собой совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет группа к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений, и соответствующее им поведение
Cлайд 5
материалы для обсуждения можно выделить три критерия определения нормы: статистический, норма как нечто наиболее распространенное, типичное (например, то, что встречается более чем у 50%) позитивный, норма как эталон, образец, идеал, к которому следует стремиться (перечень признаков, которые должны быть). негативный, норма как все то, где отсутствует отклонение, аномалия и патология (не имеет четко очерченных границ, может представлять собой перечень того, что ею не является).
Cлайд 6
материалы для обсуждения подходы к оценке нормы поведения биологический подход основывается на представлении об удовлетворении потребностей и поддержании жизнеспособности организма. Нормой считается поведение, поддерживающее жизнеспособность организма, отклонением – поведение, препятствующее удовлетворению актуальных потребностей и тем самым снижающее жизнеспособность организма. социальный подход основывается на представлении об общественной опасности ли безопасности поведения. Нормой считаются социально одобряемые стандарты поведения, отклонением от нее – поведение явно или потенциально опасное для общества и людей.
Cлайд 7
материалы для обсуждения подходы к оценке нормы поведения психологический подход основывается на представлении об индивидуально-личностной гармоничности и принятии себя. Нормой считается отсутствие внутриличностных конфликтов и психологических комплексов, стремление к личностному росту, отклонением - наличие внутриличностных конфликтов, блокирование личностного роста, стремление (осознанно или нет) разрушить свою самоценность, лишить себя уникальности, не позволить себе реализовать имеющиеся задатки. психиатрический подход основывается на представлении о болезни, психическом расстройстве. Нормой считается отсутствие признаков психических расстройств, отклонением - наличие симптомов психических расстройств.
Cлайд 8
материалы для обсуждения
Cлайд 9
материалы для обсуждения Социальная норма выполняет следующие функции: ориентирующая. заключается в том, что норма содержит сведения о вариантах поведения, не известных ранее субъекту, сообщает об оптимальных в данных условиях способах достижения позитивных целей. программная. заключается в том, что норма позволяет ставить цели или изменять уже поставленные, сообщает о возможных последствиях (негативных и позитивных) различных действий субъекта. прогностическая. заключается в том, что норма информирует о возможном (вероятном) поведении других лиц (групп) в самых различных областях жизни и о возможной ответственности за данное действие, ее характере, размере и вероятности наступления.
Cлайд 10
материалы для обсуждения
Cлайд 11
материалы для обсуждения Способы регуляции поведения социальной нормой: дозволение – указание на действия, которые не запрещены, для общества часто желательны, но необязательны; эти варианты оцениваются положительно или нейтрально, поощряются или только допускаются; предписание – указание на требуемые от субъекта действия, обязательны, невыполнение их порицается; запрет – указание на действия, которые не следует совершать; наличие негативных санкций за совершение.
Cлайд 12
материалы для обсуждения Типы моральной деформации: идеализация (повышение чувствительности к положительным чертам, игнорирование отрицательных); мизантропия (повышение чувствительности к отрицательным чертам – слабостям и порокам, игнорирование положительных); моральный догматизм (абсолютизация противоположности добра и зла, неспособность уловить нюансы взаимоотношений); моральный релятивизм (склонность к стиранию границ между добром и злом, «все определяется обстоятельствами»); моральная индифферентность (нравственное безразличие, стирание границ между нормой и отклоняющимся поведением).
Cлайд 13
материалы для обсуждения Эффективность действия социальной нормы определяется: своевременностью принятия нормы (готовность к предписываемому в ней поведению), соответствием содержания нормы условиям жизни населения (условия жизни могут сделать невыполнимыми предписание нормы), соответствием содержания нормы представлениям о справедливости (противоречие нормы представлениям о справедливости обесценивает ее и влечет игнорирование предписаний нормы), ее нравственной ценностью (соответствие представлениям о добре и зле),
Cлайд 14
материалы для обсуждения Эффективность действия социальной нормы определяется: социальной и индивидуальной значимостью, характером санкций (чем жестче санкции, тем реже нарушается норма) представлением о вероятности наступления санкций (чем неизбежнее представляется наступление негативных санкций, тем реже нарушается норма, и наоборот), оценкой распространенности нарушений нормы (чем более распространенным оценивается нарушение нормы, тем чаще она нарушается).
Cлайд 15
материалы для обсуждения Структура правосознания. Основные функции Результаты функциони-рования Эмпирические показатели Количественные характеристики познавательная правовая подготовка юридические знания и умения степень осведомленности оценочная ценностные отношения к праву и практике его применения оценочные суждения (мнения) степень солидарности регулятивная правовые установки и ориентации поведенческие позиции (решения) степень устойчивости
Cлайд 16
материалы для обсуждения Познавательный (интеллектуальный, когнитивный) компонент правосознания представляет собой совокупность знаний о правовых нормах, его сформированность оценивается по степени осведомленности о правовой регуляции различных сфер деятельности и выражается в правовой подготовке.
Cлайд 17
материалы для обсуждения Оценочный (эмоциональный, аффективный) компонент правосознания представляет собой совокупность оценочных суждений о правовых нормах, правовом поведении других людей и своем собственном, правоохранительных органах и их деятельности, его сформированность оценивается по степени солидарности с данными правовыми нормами и выражается в ценностных отношениях к праву и практике его применения.
Cлайд 18
материалы для обсуждения Регулятивный (волевой) компонент правосознания представляет собой совокупность поведенческих позиций по отношению к правовым нормам, его сформированность оценивается по степени устойчивости занимаемой позиции по отношению к правовой норме и выражается в правовых установках и ориентациях.
Cлайд 19
материалы для обсуждения Дефекты усвоения норм: незнание (из-за отсутствия информации, отсутствия ситуаций, которые требовали бы такого знания, изменения норм, за которым трудно уследить и др.). Хорошее знание норм достигается путем интерпретации ее содержания, точность которой зависит от ясности нормы и отсутствия противоречивой информации; несогласие (в силу несовпадения требований нормы с личными интересами, моральными убеждениями или личным опытом); пренебрежение (зависит от интересов личности, группы, общества, строгости санкций).
Cлайд 20
материалы для обсуждения В зависимости от того, насколько цели и средства соответствуют правовым нормам выделяют: Правоисполнительное поведение Правопослушное поведение Законопослушное поведение Делинквентное поведение Криминальное поведение Преступное поведение
Cлайд 21
материалы для обсуждения Правоисполнительным называют поведение, подчиненное правовым нормам таким образом, что цели и средства их достижения соответствуют правовым требованиям в силу внутреннего убеждения человека
Cлайд 22
материалы для обсуждения Правопослушным называют поведение, подчиненное правовым нормам таким образом, что цели и средства их достижения соответствуют правовым требованиям в силу конформности человека
Cлайд 23
материалы для обсуждения Законопослушным называют поведение, подчиненное правовым нормам в силу страха наказания, в то время как потребности и интересы человека не соответствуют правовым требованиям
Cлайд 24
материалы для обсуждения Делинквентным называют поведение нарушающее правовые нормы таким образом, что цели соответствуют правовым требованиям, в то время как средства их достижения противоречат этим требованиям
Cлайд 25
материалы для обсуждения Криминальным называют поведение нарушающее правовые нормы таким образом, что и цели, и средства их достижения противоречат правовым требованиям
Cлайд 26
материалы для обсуждения Преступным называют умышленное поведение, осуществляемое в нарушение уголовного кодекса и без каких-либо законных оснований или оправдывающих обстоятельств
Cлайд 27
материалы для обсуждения Факторы, оказывающие влияние на формирование правосознания Фоновые Правовые Криминогенные Криминальные
Cлайд 28
материалы для обсуждения К фоновым факторам относят: менталитет народа, обычаи и традиции, господствующие общественные мнения, отношение населения к происходящим в стране процессам, авторитет государственной власти, уровень социальной культуры и активности населения, социализацию подрастающего поколения, уровень духовности населения, состояние экономики и уровень жизни населения, деятельность органов самоуправления, прочность института семьи, состояние системы образования и науки, деятельность СМИ, способы проведения досуга и др.
Cлайд 29
материалы для обсуждения К правовым факторам относят: особенности системы правового регулирования, авторитет органов правоохраны, веру населения в возможность справедливых решений при обращении к сотрудникам правоохранительных органов, совершенство и надежность функционирования правовой системы, совершенство законодательства, уровень законности в работе правоохранительных органов, эффективность систем правового развития, уровень правового воспитания, эффективность работы по профилактике преступлений, эффективность системы исполнения наказания и др.
Cлайд 30
материалы для обсуждения К криминогенным факторам относят: отставание законотворчества от фактических изменений в обществе, недовольство качеством правоохранительной деятельности, обострение взаимоотношений между различными группами населения, невысокий авторитет органов правопорядка, снижение уровня общественной морали, злоупотребление властью для удовлетворения собственных нужд, широкое распространение криминальных средств достижения цели, пропаганду культа силы и насилия, социально-экономические проблемы, политический экстремизм, религиозный фанатизм и др.
Cлайд 31
материалы для обсуждения К криминальным факторам относят: криминальную деформированность ценностной сферы; криминальную «образованность» лиц, занимающихся преступной деятельностью; криминальную субкультуру, целенаправленное воздействие авторитетов преступного мира на психологию людей, втянутых в преступную деятельность, и граждан с неустойчивой правовой ориентацией; коррумпирование представителями преступного мира сотрудников правоохранительных органов и др.
Cлайд 32
материалы для обсуждения Деформации правосознания правовой инфантилизм – несформированность правовых знаний, неустойчивость эмоционального отношения к праву и правоохранительным органам, незрелость суждений о правовых нормах, недооценка роли права при личной уверенности в хорошей юридической подготовке, правовой нигилизм - отрицание социальной ценности права, осознанное игнорирование требований закона, резкая критика к требованиям уважения и соблюдения права, правовой ригоризм - непреклонное соблюдение уставов, правил и принципов, касающихся правовых и моральных норм, с применением жестких санкций в случае их нарушения, правовой фетишизм – преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества,
Cлайд 33
материалы для обсуждения Деформации правосознания правовой негативизм – сопротивление правовым воздействиям, отказ выполнять предъявляемые требования права (пассивная форма), выполнение этих требований наоборот (активная форма), правовая дезинформированность – усвоение искаженных или заведомо ложных сведений о правовых нормах, роли правового регулирования в жизни общества, правовая индифферентность – устойчивое безразличие по отношению к правовым нормам, правовому поведению окружающих и эффективности работы правоохранительных органов, правовой цинизм – презрительное отношение ко всей правовой культуре общества, его правовым ценностям, глумление над идеалами законности и справедливости. и др.
Cлайд 34
материалы для обсуждения Основные требования к правомерному поведению : знать законы и их требования; быть убежденным в необходимости правомерного поведения; обладать желанием вести себя правомерно; уметь вести себя правомерно; быть способным постоянно и везде соблюдать правовые требования; обладать устойчивостью к криминогенным соблазнам.
Cлайд 35
материалы для обсуждения Меры профилактики противоправного поведения Правовые Социальные Экономические Педагогические Психологические Медицинские
Cлайд 36
материалы для обсуждения Правовые аспекты профилактики заключаются в обеспечение прав и социальных гарантий населения, в правовом обеспечении предотвращения причин противоправного поведения, в эффективной работе судебных и правоохранительных органов
Cлайд 37
материалы для обсуждения Социальные аспекты профилактики заключаются в формировании общественного мнения о происходящих в стране социальных и политических процессах, об уровне развития экономики, об эффективности работы представителей государственной власти, правоохранительных и судебных органов.
Cлайд 38
материалы для обсуждения Экономические аспекты профилактики заключаются в обеспечении возможности реализовать способности в условиях современного состояния экономики страны, в обеспечении возможности повышать уровень благосостояния
Cлайд 39
материалы для обсуждения Педагогические аспекты профилактики заключаются в формировании знаний и умений, способствующих социальной адаптации и профессиональной успешности, в формировании позитивного отношения к общечеловеческим ценностям.
Cлайд 40
материалы для обсуждения Психологические аспекты профилактики заключаются в своевременном оказании квалифицированной психологической помощи, в разработке превентивных программ с учетом психологических особенностей выбранной группы.
Cлайд 41
материалы для обсуждения Медицинские аспекты профилактики заключаются в своевременном оказании квалифицированной медицинской помощи, в том числе психиатрической.
Cлайд 42
материалы для обсуждения http://prezentacija.biz/ Отличные ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ЮРИСПРУДЕНЦИИ для всех.