Философия права раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.
Cлайд 3
Правовая онтология Правовая онтология - учение о праве.
Cлайд 4
Правовая гносеология В рамках правовой гносеологии постигаются теория и методология познания правовой реальности, связанные с разграничением права на естественное и позитивное, формированием юридического и легистского правопонимания.
Cлайд 5
Правовая аксиология Правовая аксиология - это учение о ценностях, которые обеспечиваются правом (ценности права) и о ценностях самого права (правовые ценности).
Cлайд 6
Правовая антропология Учение о месте человека в праве и права в человеке, его отношении к правовым явлениям, способности создавать право и воспринимать его содержание. Как природное существо человек находится в постоянном конфликте с искусственно созданными мирами, культурой вообще, правовой культурой в частности.
Cлайд 7
Правовая логика Учение о системе правовых понятий и правовом мышлении. При этом правовое мышление выступает как специфическая интеллектуальная деятельность, направленная на решение задач, связанных с использованием правовых средств и правовых аргументов.
Cлайд 8
Без правовой логики невозможно существование юридической терминологии.
Cлайд 9
Правовая герменевтика Теория постижения и истолкования смыслов, содержащихся в разнообразных правовых текстах (законах, инструкциях, решениях, приговорах и т.д.). Правовая герменевтика ориентирована на интерпретатора, поэтому толкование здесь выступает как искусство профессионала.
Cлайд 10
Чем выше уровень профессионализма, тем ближе толкование к пониманию правовой реальности.
Cлайд 11
Философско-правовые взгляды в России Зарождение философско-правовых взглядов в России в XI—XVIII вв.
Cлайд 12
Возникновение философской, в том числе философско-правовой мысли в России исторически относится к периоду формирования Киевской Руси. Первые письменные упоминания с философско-правовой проблематикой датируются XI в.
Cлайд 13
Первое сочинение, непосредственно обращенное к теме философии права — «Слово о Законе и Благодати» — было написано между 1037 и 1050 гг. во время княжения Ярослава Мудрого.
Cлайд 14
Cлайд 15
Основная мысль этого произведения — это идея равноценности и равноправия народов, сформулированная митрополитом Илларионом.
Cлайд 16
Русские теоретики философии права XVIII в. К числу наиболее выдающихся профессоров права следует отнести Якова Козельского, Семена Десницкого, Ивана Третьякова и др.
Cлайд 17
Находящиеся во многом под влиянием идей европейских просветителей отечественные мыслители рассматривали следующие проблемы: происхождение права и власти; предмет философии права; разграничения «естественного права» и «позитивного закона».
Cлайд 18
Естественное право совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от объективной точки зрения человечества.
Cлайд 19
Естественное право противопоставляется позитивному праву, во-первых, как совершенная идеальная норма — несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная — изменчивой и зависящей от человеческого установления.
Cлайд 20
В труде одного из первых просветителей Якова Павловича Козельского (1728—1795 гг.) «Философические предложения» философия делится на теоретическую (логика и метафизика) и практическую, или нравоучительную (юриспруденция и политика).
Cлайд 21
Юриспруденцией он называл знание всех возможных «прав и правостей», а под правом понимал справедливость. Справедливость - такое деяние, которое не приносит ни пользы, ни вреда другим людям.
Cлайд 22
Козельский противопоставил общепринятой для просветителей лозунгу «Путь к свободе лежит через просвещение!» диаметрально противоположное: «Свобода — путь к просвещению!».
Cлайд 23
Главную задачу философии Козельский усматривал в нахождении «правил», которые ведут к благосостоянию человеческого существа.
Cлайд 24
Семен Ефимович Десницкий (ок. 1740—1789 гг.), магистр искусств и доктор права.
Cлайд 25
«Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции» он утверждал, что право возникает из частной собственности: когда земли было в изобилии, ее захват не имел смысла.
Cлайд 26
Поэтому в первобытном (натуральном, по его терминологии) обществе отношения между людьми определялись обычаями. Когда же появились владельцы собственности, возникла потребность в правовом регулировании отношений как средстве защиты от «наглости», посягательства на собственность.
Cлайд 27
Иван Андреевич Третьяков (1735—1776 гг.) Показал зависимость между состоянием правопорядка и крепостью власти: когда власть не защищает граждан от несправедливости, усиливается «отвращение от трудолюбия», тунеядство, праздность, преступность.
Cлайд 28
Поэтому, если власть хочет быть прочной, она должна защищать граждан от угроз, как внутренних, так и внешних.
Cлайд 29
XIX — начало XX вв. Дальнейшее развитие философско-правовой мысли в России связано с распространением либерализма.
Cлайд 30
Суть либерального мировоззрения состоит в выдвижении на первый план идеи абсолютного достоинства личности, ее прав и свобод, отстаивании приоритета прав над политикой.
Cлайд 31
Идея свободы получила развитие в творчестве Бориса Николаевича Чичерина (1828—1904 гг.).
Cлайд 32
Суть его философско-правового либерализма состоит в признании человека изначально свободным существом.
Cлайд 33
С его точки зрения, существует три уровня либерализма: уличный (своеволие), оппозиционный (недовольство властью) и охранительный (гармония свободы, власти и закона).
Cлайд 34
Основное содержание философии права, с точки зрения Б.Н. Чичерина, составляет естественное право как система неписанных норм и правил, вытекающих из естественной природы и разума человека.
Cлайд 35
Само право Чичерин понимал как внешнюю свободу, определяемую общим законом, т.е. зафиксированными нормами. Право возникает на начальной стадии развития человеческого общества для взаимного ограничения свободы во имя справедливости.
Cлайд 36
«Справедливым считается то, — писал Чичерин, — что одинаково прилагается ко всем*. Это начало вытекает из самой природы человеческой личности: все люди разумно-свободные существа, все созданы по образу и подобию Божьему и, как таковые, равны между собою».
Cлайд 37
Павел Иванович Новгородцев (1866—1924 гг.). Новгородцев проводил идею нравственного идеализма в философии права, считая, что основу естественного права составляет этика абсолютных ценностей.
Cлайд 38
По его мнению, право укоренено в глубинах духовной жизни. С его точки зрения, термин «естественное право» устарел, поскольку само естественное право меняется по мере развития* человечества так же, как меняются и его составляющие — идеалы, планы грядущих событий, проекты будущих реформ и т.п.
Cлайд 39
Трактовка права с религиозно-философской позиции принадлежит выдающемуся русскому философу Владимиру Сергеевичу Соловьеву (1853—1900 гг.).
Cлайд 40
В.С. Соловьев полагал, что естественное право — это общая идея права, в основе которой лежат понятия «личность», «свобода» и «равенство».
Cлайд 41
Право без свободы — насилие, право без общего равенства — неправда, утверждал В.С. Соловьев в труде «Право и нравственность». Но не всякое равенство делает свободу правом, а лишь равенство справедливое, равенство в должном.
Cлайд 42
Такое равенство возможно лишь тогда, когда оно регулируется правовым законом.
Cлайд 43
Идея права получает у него моральное обоснование. Право, по мнению Соловьева, занимает промежуточное положение между идеальным добром и злой действительностью. Путь к всеобщему благу лежит через принудительную организацию общественной жизни.
Cлайд 44
Без права и государства нравственность остается благим и бессильным пожеланием, а право без нравственности потеряло бы свое безусловное основание, и не отличалось бы от произвола.
Cлайд 45
Николай Александрович Бердяев (1874—1948 гг.). Личность — это самоценность и самоцель; нет ничего выше личности (кроме Бога), личность — это идеал, и никакой закон к ней неприменим.
Cлайд 46
Личность не может быть объектом, она всегда субъект, но существующий в открытой системе и стремящийся к объективации.
Cлайд 47
: По Бердяеву, объективация идет по двум направлениям 1) социальному — через признание и подчинение личности существующим в обществе нормам и различным институтам; 2) экзистенциальному — через духовное единение с Богом в творчестве.
Cлайд 48
Первое — это путь рабства и нивелирования личности, ведущий в царство Кесаря, второе — путь обретения личностью свободы через самопреодоление, и ведет он в царство Духа.
Cлайд 49
Бердяев утверждал, что государство не может быть правовым в принципе, что ценность личности всегда выше ценности государства.
Cлайд 50
Огромное значение права определяется его предназначением гарантировать и охранять минимум свободы, защищать человека от тотального подчинения материальным условиям, от любви и ненависти другого человека. Свобода и независимость личности требуют того, чтобы в основу государства была положена не только любовь, но также принуждение и право.
Cлайд 51
Философско-правовые исследования в СССР Философское право в СССР представлено именами Д.И. Курского, П.И. Стучки, Е.Б. Пашуканиса, А.Я. Вышинского, П.Ф. Юдина и др.
Cлайд 52
Философско-правовой уровень осмысления правовой реальности заменяется неким суррогатом философско-правового знания в форме концепции «пролетарского права», «революционного права», «социалистического права».
Cлайд 53
Только в середине 80-х гг. начинают появляться отдельные статьи философско-правового содержания. Разрабатываются концепции «цивилитарного права» (В.С. Нерсесянц), «гуманистического права» (С.С. Алексеев).
Cлайд 54
Классическая дилемма заключённого
Cлайд 55
Двое преступников, А и Б, попались примерно в одно и то же время на сходных преступлениях. Есть основания полагать, что они действовали по сговору, и полиция, изолировав их друг от друга, предлагает им одну и ту же сделку:
Cлайд 56
если один свидетельствует против другого, а тот хранит молчание, то первый освобождается за помощь следствию, а второй получает максимальный срок лишения свободы (10 лет). Если оба молчат, их деяние проходит по более лёгкой статье, и каждый из них приговаривается к 0,5 года.
Cлайд 57
Если оба свидетельствуют против друг друга, они получают минимальный срок (по 2 года). Каждый заключённый выбирает, молчать или свидетельствовать против другого. Однако ни один из них не знает точно, что сделает другой. Что произойдёт?
Cлайд 58
В политологии, к примеру, сценарий ДЗ часто используется для иллюстрации проблемы двух стран, вовлечённых в гонку вооружений. Обе будут заявлять, что у них есть две возможности: либо увеличить расходы на военные нужды, либо сокращать вооружения. Ни одна из сторон не может быть уверена, что другая будет соблюдать договорённость, следовательно, обе будут стремиться к военной экспансии. Это можно считать теоретическим объяснением политики устрашения.
Cлайд 59
Две конкурирующие фирмы должны определиться, сколько средств тратить на рекламу. Эффективность рекламы и прибыль каждой фирмы уменьшается с ростом расходов на рекламу у конкурента. Обе фирмы принимают решение увеличить расходы на рекламу, при этом их доли рынка и, возможно, объёмы продаж остаются неизменными, а прибыль сокращается.
Cлайд 60
Cлайд 61
В рамках тестов, разработанных для оценки уровня понимания и использования обезьянами концепта справедливости, учёные во главе с зоологом Сарой Броснан из Университета американского штата Джорджия в Атланте работали с шестью парами бурых капуцинов (Cebus apella).
Cлайд 62
Задача у животных была проста: каждый член пары должен был отдать лаборанту специальный жетон, за что обезьяна получала вкусное вознаграждение.
Cлайд 63
Несправедливость начиналась тогда, когда за одно и то же задание разным обезьянам давали разное вознаграждение. Например, одну обезьяну в обмен на жетон угощали виноградом, а второй предлагали простой огурец.
Cлайд 64
Такое поведение, называемое «отвращением к несправедливости», как считают биологи, может быть эволюционно детерминировано и связано с процессами, в которых обезьяны веками принимают участие.
Cлайд 65
Так, обостренное чувство справедливости необходимо приматам при совместном сборе плодов, поскольку, работая с более ленивыми собратьями, они могли бы пострадать от уравнительной дележки собранного.
Cлайд 66
http://prezentacija.biz/ Отличные ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ЮРИСПРУДЕНЦИИ для всех.