«Понимание в семье – ключевой фактор мотивации ребенка к учебе, делу, общению…» Сафронова Лариса Викторовна – педагог-психолог МБОУ «Школа №45» г. Н. Новгород, нейропсихолог, арт-терапевт, победитель в IX городских педагогических чтениях «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».
Cлайд 2
Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Древняя мудрость.
Cлайд 3
Что такое мотивация? Мотивация — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Cлайд 4
Cлайд 5
Где первично начинает происходить формирование мотивации? Какую роль родители играют в формировании мотивации?
Cлайд 6
П О Н И М А Н И Е
Cлайд 7
П О Н И М А Н И Е
Cлайд 8
И ВОТ, ОДНАЖДЫ….
Cлайд 9
Что Вы чувствуете в данной ситуации? Что Вам хочется сделать в этой ситуации?
Cлайд 10
Какая мы семья?????
Cлайд 11
ПЛАН Первое, в чем мы должны разобраться – как вести себя в подобной ситуации, которою можно назвать стрессовой? Третье, вывести алгоритм действий в подобной ситуации, создать свод правил, чтобы не терять взаимопонимание со своим ребенком – «Создадим указ в королевстве понимающей семьи». Второе, мы должны понять причину, почему ребенок не хочет с нами разговаривать? И как сделать так, чтобы он поделился с нами своими проблемами?
Cлайд 12
1. Как себя вести в стрессовой ситуации?
Cлайд 13
2. Понимаем причину Что чувствую я – тоже чувствует ребенок
Cлайд 14
Чувство Причина Раздражение Отсутствие достаточного необходимого внимания. Понимание «что меня любят» Гнев, злость Самоутверждение, признание себя, как личности, право решать свои дела. Понимание «что меня любят» Обида «Вы сделали мне плохо, пусть и вам будет плохо». Месть за: неверие в мои силы и возможности; сравнение с другими; унижение в кругу семьи; потерю родителя во время развода; появление нового более значимого человека в нашей семье; несправедливое отношение ко мне, невыполнение обещаний; родительскую ложь; отдали в отстойную школу, которую каждый день «хаите». Отчаяние, безнадежность, стопор Переживание своего неблагополучия.
Cлайд 15
Разговор с ребенком
Cлайд 16
Cлайд 17
Cлайд 18
Причина отказа от учебной деятельности и природа его возникновения Ребенок начал врать (двигатель страх наказания). Я не понимаю предмет. У меня ничего не получается. Надо мной смеются (глупый, нет крутого телефона..). Учитель надо смеется и обзывается. Со мной не общаются в классе. Я стараюсь, стараюсь, а никто этого не замечает. Я устал, у меня нет сил. Я не хочу учиться (не хочу или не могу).
Cлайд 19
Восстанавливаем мир вокруг нас
Cлайд 20
Алгоритм действий родителей в ситуации, когда ребенок не хочет учиться или … Успокоиться. Понять причину, по которой ребенок не хочет с нами разговаривать, через наши чувства. Подготавливаем беседу с ребенком. Разговариваем. Выясняем причину ( в каких областях она лежит). Разбираемся в причине и выстраиваем дальнейший план действий во времени. Реализовываем план. Вносим коррективы, если что-то не так. Смотрим на результат.
Cлайд 21
Cлайд 22
ТЕПЕРЬ ВЫ ЗНАЕТЕ ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ВАША СЕМЬЯ БЫЛА ПОНИМАЮЩЕЙ!!!
Cлайд 23
Рекомендуемая литература Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968. Границкая Л.С. Научить думать и действовать. – М., 1991. Дусавицкий А. К. Формула интереса. – М., 1989. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Питер. Санкт-Петербург. 2002 год. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. Маркова А.К. и др. / Формирование мотивации учения/ Просвещение, М. –1990. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. /Мотивация учения и её воспитание у школьников./ Педагогика, М.– 1983. Немов Р. С. Психология. Книга 1.Владос. Москва. 1998 год. Под ред. Васильевой З.И., Ахаян Т.В. и др./ Изучение личности школьника учителем/ Педагогика, М. – 1991. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю./ Психологический справочник учителя/ Просвещение, М. – 1991. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. - Ярославль, 1991.