«переходный», «трудный», «критический» 10-11; 14-15 лет
Cлайд 3
«Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги. И чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величин и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины». В.А.Сухомлинский
Cлайд 4
Физиологические основы кризиса Резкое увеличение роста и веса; Начало полового созревания;
Cлайд 5
Бурное протекание и смена эмоций
Cлайд 6
Психологические основы кризиса Проявление интереса к своему внутреннему миру
Cлайд 7
Кризис независимости строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности.
Cлайд 8
Кризис зависимости чрезмерное послушание; возврат к детским интересам и формам поведения; зависимость от взрослых; несамостоятельность; инфантильность в суждениях и поступках; подчинение мнению большинства; стремление быть «как все».
Cлайд 9
Бурное развитие критического мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа
Cлайд 10
Потребность в близких отношениях и внимании окружающих, группирование со сверстниками
Cлайд 11
Повышенный интерес к собственной внешности Повышенный интерес к сексу и взаимоотношению полов
Cлайд 12
Стремление не быть «как все»
Cлайд 13
Cлайд 14
Как вести себя родителям? Во-первых, необходимо внимательно относиться к возрастному развитию своего ребенка, чтобы не пропустить первые, еще смазанные и неотчетливые признаки наступления подросткового возраста.
Cлайд 15
Во-вторых, отнеситесь серьезно ко всем декларациям вашего подростка, какими бы глупыми и незрелыми они вам ни казались.
Cлайд 16
В-третьих, прекрасно, если вы сами и вовремя перережете «связь-резинку»
Cлайд 17
В-четвертых, обязательно сами делайте то, чего вы хотите добиться от своего сына (или дочки).
Cлайд 18
В-пятых, постарайтесь обнаружить и исправить те ошибки в воспитании, которые вы допускали на предыдущих этапах.
Cлайд 19
Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми.