Цели: 1.Согласование и уточнение представлений о закономерностях формирование команды на основе полученных знаний. 2. Отработка умений применения полученных знаний в условиях тренингов. 3. Развитие коммуникативных способностей для работы в команде. 4. Проектирование заказа на совместную деятельность командного типа. Форма обучения: Деловая игра Модель обучения: Оценка - Обучение - Анализ - Упражнение - Применение
Cлайд 3
Малые группы – это небольшие объединения людей (от 2-3 до 30 чел.), занятых общим делом и находящихся в непосредственных контактах между собой
Cлайд 4
Характеристика малой группы Психологическая и поведенческая общность ее членов Динамичность развития и жизнедеятельность группы (от фазы становления до фазы распада) Морально-нравственные нормы группы Непосредственный контакт между членами группы Размер группы Композиция группы (индивидуальный состав) Морально-нравстственный тон Направленность деятельности
Cлайд 5
Классификация малых групп референтные – нереферентые естественные – условные слаборазвитие – высокоразвитие
Cлайд 6
КОМАНДА – это такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения принято называть коллективистскими (коллектив единомышленников).
Cлайд 7
Требования к команде Успешно справляться с возложенными на нее задачами Иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения Создавать для каждого своего члена возможность развития личности Быть способной к творчеству., т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сума того же количества индивидов, работающих в отдельности
Cлайд 8
Признаки команды Наличие: Руководителя и лидера Определенной системы отношений в группе Конформность Нравственные ценности и нормы Каналы коммуникации Позиция и статус Внутренние установки Ролевые позиции Композиция
Cлайд 9
Этапы формирования команды (А.Г. Кирпичник) Взаимная ориентация. Это этап невысокой работоспособности группы (самопрезентация, наблюдение других членов группы, понимание и отбор важных для себя свойств партнера). Эмоциональный подъем. Определяется преимуществом контактов, оживленных новизной ситуации. Спад психологического контакта. Возникает в следствии начала совместной деятельности, в которой обнаруживаются не только достоинства, но и проблемы, отсюда ситуация взаимной неудовлетворенности. Подъем психологического контакта. Связан с получением результатов совместной деятельности, согласовании в ролевых функциях, выявляющих сильные стороны каждого члена команды.
Cлайд 10
Структуры внутригрупповых каналов коммуникации Централизованные (вертикаль): Фронтальная Радиальная Иерархическая Децентрализованная (горизонталь, «коммуникативное равенство»): 4. Цепная 5. Круговая 6. Полная или неограниченная структура коммуникации (нет препятствий для свободного общения) Ограниченная в разной мере структуры
Cлайд 11
Фронтальная структура Участники непосредственно находятся рядом и, вступая в прямые контакты, могут видеть друг друга, что позволяет им в какой-то степени учитывать поведение и реакции друг друга в совместной деятельности
Cлайд 12
Радиальная структура Участники деятельности не могут непосредственно воспринимать, видеть или слышать друг друга и обмениваться информацией только через «центральное лицо». Это затрудняет возможность учитывать поведение и реакции остальных, зато позволяет работать самостоятельно независимо, до конца выявляя собственную, индивидуальную позицию.
Cлайд 13
Иерархическая структура Имеется несколько (не менее 2) уровней соподчинения, причем часть из них может непосредственно видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть нет. Межличностное общение ограниченно, коммуникации могут осуществляться в основном между двумя располагающимися рядом уровнями соподчиненности. 3 3 3 1 2
Cлайд 14
Цепной вариант структуры Межличностное взаимодействие осуществляется как бы по цепочке, где каждый из участников за исключением двух крайних взаимодействуют с двумя соседними. Крайние позиции взаимодействуют только с одним членом группы.
Cлайд 15
Круговая структура Одинаковыми возможностями располагают все члены группы. Имеющаяся информация может циркулировать между членами группы, дополняться и уточняться. Участники коммуникации могут непосредственно наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их в своей работе.
Cлайд 16
Полная или неограниченная структура В ней нет никаких препятствий для свободного межличностного общения. Каждый из членов группы может совершено свободно взаимодействовать с другими.
Cлайд 17
Позиционные роли в коммуникации Законы коммуникации предполагают последовательное прохождение следующих позиций: «Автор» «Понимающий» «Критик» «Организатор коммуникации» «Арбитр» Простая коммуникация Сложная коммуникация ОК А П К Арб
Cлайд 18
Роли в команде I вариант. Классификация Белбина: «Председатель» – спокойный, уверенный в себе, контролирующий себя. «Поставщик» - активный, динамичный, напрягшийся, возбужденный. «Человек команды» - социально-ориентированный, ласковый, чуткий. «Уточняющий» - экстраверт, любопытный, общительный, энтузиаст. «Оценивающий» - серьезный, осторожный. «Исполнитель» - предсказуемый, управляемый. «Растущий» - творчески-настроенный индивидуалист, не всем приемлем. Потенциальный «председатель» новой команды.
Cлайд 19
Роли в команде II вариант. Классификация Крейган, Райт. «Лидер выполнения задания» – несущий ответственность за выполнение работ. «Социально-эмоциональный лидер» - создает благоприятную атмосферу и поощряет анализ в группе. «Нейтрализатор» - поддерживает хорошее настроение команды. «Доставляющий» - общается с нужными источниками. «Главный отрицающий» - оценивает идеи, составляет порядок работ, приветствует конфликт. «Активный слушатель» - спрашивающий, ищущий идеи, не выражающий поддержки какой-либо определенной позиции.
Cлайд 20
Роли в команде III вариант. Классификация по Вудкоку. «Лидер команды» - ставит вопрос. «Дипломат» - участник переговоров, влиятелен, ориентируется на всю команду. «Посол» - развивает внешние связи, заводит новые знакомства, полезные для команды. «Контролер» - заботится о качестве продукта, «голос совести» команды. «Судья» - стимулирует справедливость в группе, избегает спешки. «Приспособленец» - наблюдает, не допускает конфликтов.
Cлайд 21
Типы команд Несформировавшаяся команда чаще всего характеризуется как «король и придворные», где «король» делает то, что хочет, а придворные должны ему подчиняться. Иногда «король» тяжело и много работает, но это не помогает формироваться команде, потому что все предложения, дискуссии и решения предлагаются и принимаются им самим. Экспериментирующая команда пытается избежать притворной вежливости. «Нам не нужна наша дурацкая вежливость», - говорят они; а это означает большую открытость команды и готовность столкнуться с трудностями. Объединяющаяся команда от общей работы получает больше пользы. На этом этапе выявляются больше усилий для создания структуры работы команды: объясняются цели команды; определяются задания, которые нужно выполнить; более точно и аккуратно проводится планирование и анализ результатов. Зрелом команде свойственна методологическая работа очень высокого уровня и развивающаяся деятельность (в широком смысле). Лояльность команды является естественной и само собой разумеющейся и не подлежит дискуссиям. Развитие команды становится образом жизни.