Составитель: преподаватель Трифонова Л.Н. г. Бугульма, 2010г. «Кто владеет информацией, тот владеет миром» У. Черчилль
Cлайд 2
Понятие информации Термин информация ведет свое происхождение от латинского слова informatio, означающего разъяснение, изложение, осведомленность. Информацию мы передаем друг другу в устной и письменной форме, а также в форме жестов и знаков. Любую нужную информацию мы осмысливаем, передаем другим и делаем определенные умозаключения на ее основе.
Cлайд 3
Виды информации Органолептическая информация Чувство человека Орган человека Звуковая Слух Уши Визуальная Зрение Глаза Вкусовая Вкус Рот Тактильная Осязание Кожа Обонятельная Обоняние Нос
Cлайд 4
Посмотрите на картинки и объясните какими органами чувств человек воспринимает данную информацию: Добавьте к перечисленным видам информации в таблице свои примеры: Звуковая Визуальная Вкусовая Тактильная Обонятельная Громко Тихо Еле слышно Красиво Ярко Тускло Вкусно Сладко Кисло Тепло Холодно Больно Ароматно Душисто Запашисто
Cлайд 5
Основные свойства информации Информация – это результат взаимодействия данных и информационных методов, рассматриваемый в контексте этого взаимодействия.
Cлайд 6
Обоснование свойств информации Получение информации - это получение фактов, сведений и данных о свойствах, структуре или взаимодействии объектов и явлений окружающего нас мира. Предметное содержание информации позволяет уяснить ее основные свойства - достоверность, полноту, ценность, актуальность, ясность и понятность. Информация достоверна, если она не искажает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки. Ценность информации зависит от того, какие задачи мы можем решить с ее помощью. При работе в постоянно изменяющихся условиях важно иметь актуальную, т. е. соответствующую действительности, информацию. Информация становится понятной, если она выражена языком, доступным людям, для которых она предназначена.
Cлайд 7
Основные единицы измерения информации Бит - это минимальная количественная характеристика информации. Для измерения компьютерной информации служит восьмибитовое число - байт. Байт - минимальная единица информации, с помощью которой кодируют 1 символ. 1байт= 8бит; 1Кбайт (килобайт) = 1024 или 210 байт; 1Мбайт (мегабайт) =1 048 576 или 220 байт; 1Гбайт (гигабайт) =1 073 741 824 или 230бaйт; 1Тбайт (терабайт) = 1 099 511 627 776 или 240 байт.
Cлайд 8
Теоретическую основу информатики образует группа фундаментальных наук, которую в равной степени можно отнести как к математике, так и к кибернетике: теория информации, теория алгоритмов, математическая логика, теория формальных языков и грамматик, комбинаторный анализ и т. д. Кроме них информатика включает такие разделы, как архитектура ЭВМ, операционные системы, теория баз данных, технология программирования и многие другие. Понятие ИНФОРМАТИКИ Термином информатика обозначают совокупность дисциплин, изучающих свойства информации, а также способы представления, накопления, обработки и передачи информации с помощью технических средств. В англоязычных странах применяют термин computer science -- компьютерная наука.
Cлайд 9
Информационные процессы Информационные процессы - по определению Федерального Закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" от 8 июля 2006 г. - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Информационный процесс - совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.), для получения какого-либо результата (достижения цели). Информация проявляется именно в информационных процессах. Информационные процессы всегда протекают в каких-либо системах (социальных, социотехнических, биологических и пр.). Наиболее обобщенными информационными процессами являются сбор, преобразование, использование информации. К основным информационным процессам, изучаемым в курсе информатики, относятся: поиск, отбор, хранение, передача, кодирование, обработка, защита информации.
Cлайд 10
Cлайд 11
История информационных процессов Информационные процессы, осуществляемые по определенным информационным технологиям, составляют основу информационной деятельности человека, которую он осуществляет на протяжении многих веков и тысячелетий. Накопление человечеством опыта и знаний при освоении природы смешалось с освоением информации. Именно этот процесс и привел к образованию инфосферы. Такое понятие, как обработка информации, появилось совсем недавно, но обрабатывать информацию люди начали еще в древние времена. Сначала из поколения в поколение информация передавалась устно. Это были сведения о профессиональных навыках, например, о приемах охоты, обработки охотничьих трофеев, способах земледелия и др. Но затем информацию стали фиксировать в виде графических образов окружающего мира. Первые наскальные рисунки, изображающие животных, растения и людей, появились примерно 20-30 тысяч лет назад.
Cлайд 12
Начатый поиск более современных способов фиксирования информации привел к появлению письменности. На чем только люди не писали! В Индии - на пальмовых листьях, в Вавилоне -- на глиняных плитках, на Руси пользовались берестой. Как видим, письменность -- новый шаг человечества в области хранения и передачи информации. Однако первым революционным явлением в этой сфере стало изобретение печатного станка, благодаря которому появилась книга и, таким образом, стало возможно массовое тиражирование профессиональных знаний, зафиксированных на материальном носителе. Сегодня потоки книг, сливаясь с потоками технической документации и многотомной справочной литературой, образуют океаны информации. Эту информацию необходимо хранить и передавать потребителю, для чего нужен мобильный и емкий носитель.
Cлайд 13
Виды информационной деятельности Но книга является неудобным, сложным, дорогим, а главное "медленным" носителем информации. Вся многогранность содержания раскрывается человеку при перелистывании, чтении и рассматривании книги. Она не может непосредственно влиять на производственный процесс. Сначала человеку необходимо найти нужную ему книгу, освоить накопленные в ней знания, которые позже смогут дать толчок дальнейшему развитию производства. Книга, как носитель информации, сегодня уже отстает от стремительного продвижения человечества по пути освоения природы. Был и другой вид информационной деятельности. Отдельные государства, стремясь к расширению своих территорий, проводили агрессивную политику по отношению к своим соседям. Подготовка и ведение боевых действий требовали информации о военном потенциале противника. Ее добывали, например, через разведчиков. Тогда остро встал вопрос о защите информации от утечки в посторонние руки. Стали развиваться методы кодирования, разрабатываться способы быстрой и безопасной пересылки информации.
Cлайд 14
Шли годы, рос объем информации, которой обменивалось общество. Для сбора, переработки и распространения информации создавались издательства и типографии - родилась информационная промышленность. Газеты, журналы и другие издания, выпускаемые большими тиражами, зачастую кроме полезной информации обрушивали на человека огромное количество и ненужных, бесполезных сведений. Для обозначения таких лишних сведений придумали специальный термин - информационный шум. Помимо печати появились и другие средства массовой информации - радио и телевидение. И общество привыкло к тому, что когда говорят об информации, то речь идет о сведениях, полученных через радио, газеты и т. д.
Cлайд 15
Появление компьютера Революционным изобретением XX века явилась электронная вычислительная машина (ЭВМ). Она является как носителем информации, так и средством доставки ее потребителю. В совокупности с линиями связи, такими, как проводная, радио, космическая и оптическая, ЭВМ делает доступной любую часть гигантского океана информации, которая без непосредственного воздействия на человека может влиять на работу производственного оборудования, например, на станки с программным управлением. Компьютер является универсальным устройством для автоматизированного выполнения информационных процессов.
Cлайд 16
Схема взаимосвязи информационных процессов
Cлайд 17
Приведите примеры реализации информационных процессоров в компьютере Информационные процессы Создание информации Сбор информации Обработка информации Хранение информации Передача информации Поиск информации Кодирование информации
Cлайд 18
Для работы с информацией существуют информационные методы, которые включают в себя цели и условия получения информации Основанные на системе чувств восприятия (врожденные)
Cлайд 19
Понятие информационной технологии Информационная технология есть совокупность конкретных технических и программных средств, с помощью которых мы выполняем разнообразные операции по обработке информации во всех сферах нашей жизни и деятельности. Иногда информационную технологию называют компьютерной технологией или прикладной информатикой.
Cлайд 20
Несколько слов об информационных технологиях Под словом технология принято понимать совокупность условий (режимов), приемов и навыков использования предметов труда (инструментов и материалов) для получения результатов труда в определенном количестве с заданным качеством. Инструментами труда в информатике являются аппаратные и программные средства вычислительной техники, а материалами – носители информации и структуры данных. Информационная технология – информационный процесс, в результате которого создается информационный продукт. Коммуникационная технология - информационный процесс, в результате которого происходит передача и обмен информацией. В информатике много технологических разделов (информационных технологий), самые важные их них рассмотрены далее.
Cлайд 21
Cлайд 22
Коммуникационные технологии WWW – всемирная паутина, реализующая работу с гипертекстовыми документами E-mail – электронная почта Usenet, News – телеконференции, группы новостей, доски объявлений FTP – служба передачи файлов ICQ – общение в реальном времени Мобильный Интернет – обмен данными с помощью телефонной связи и компьютерной сети Электронная коммерция – хостинг, реклама, Интернет – магазины и т.д. - это технологии передачи данных с помощью компьютерных сетей
Cлайд 23
Самое главное Информатика – техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи информации средствами компьютерной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими. (Определение по С. В. Симоновичу). Предмет информатики составляют следующие понятия: - аппаратное обеспечение средств вычислительной техники, - программное обеспечение средств вычислительной техники, - средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения, - средства взаимодействия человека с аппаратными и программными. Компьютер – универсальное, электронное устройство, предназначенное для создания, обработки, хранения и передачи информации. Информационный процесс – любой процесс, связанный с преобразованием информации.
Cлайд 24
Правовая защита информации 1) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Статья 3. Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации Статья 4. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации Статья 5. Информация как объект правовых отношений Статья 6. Обладатель информации Статья 7. Общедоступная информация Статья 8. Право на доступ к информации Статья 9. Ограничение доступа к информации Статья 10. Распространение информации или предоставление информации Статья 11. Документирование информации Статья 12. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий Статья 13. Информационные системы Статья 14. Государственные информационные системы Статья 15. Использование информационно-телекоммуникационных сетей Статья 16. Защита информации Статья 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации Статья 18. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации 2) Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 4, 30 декабря 2006 г., 9 апреля, 10 мая, 24 июля, 4 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 14 февраля, 8 апреля 2008 г.) Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года Глава 28. Преступления в сфере компьютерной информации Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети
Cлайд 25
«Человек в XXI веке, который не будет уметь пользоваться ЭВМ, будет подобен человеку ХХ века, не умевшему ни читать, ни писать» Академик В. М. Глушков «Человек придает кибернетическим машинам способность творить и создает этим себе могучего помощника» Ноберт Винер «Недалеко то время, когда электронные машины будут кладовыми не только технических и научных знаний человечества, но и всего, что было создано им за многие века своего существования; они станут огромной и вечной памятью его» Академик В. М. Глушков «Кто владеет информацией, тот владеет миром» У. Черчилль «Тайная (важная) информация - это почти всегда источник большого состояния и результат публичного скандала» Оскар Уайльд «Информация есть форма отражения материи. Прогресс проистекает из паритета двух начал- хаоса и порядка (энтропии и информации)» В. Б. Вяткин «Наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией» Б. Дизраэли Информация – движущая сила развития общества. Не владеть компьютером - быть безграмотным.
Cлайд 26
Литература Макарова Н. В. Программа по информатике (системно – информационная концепция). – СПб.: Питер, 2004. – 64с.: ил. Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2008. – 256с. Журнал «Информатика и образование», 2006 – 2007гг. Большая школьная энциклопедия, Т. 1. Естественные науки (автор – составитель раздела информатики Симонович С. В.). – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004. – 704с. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2007. – 160с. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 – 11 классов / Н. Д. Угринович. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 512с.: ил. Шелепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. – М.: ВАКО, 2007. – 352с. Список рекомендуемых Интернет-ресурсов http://www.bogomolovaev.narod.ru — Информация по теории и методике обучения информатике, научной организации труда учителя информатики, примеры уроков и внеклассных мероприятий по информатике, занимательные задания и др. http://center.fio.ru — Сайт Московского Центра Интернет Образования: «Дистанционное образование», «Сетевое объединение методистов», «Вопросы интернет-образования» http://iatp.vspu.ac.ru/ch2000/doc/conceptl.doc — Информация о стандарте обучения информатике в школе http://www.ito.Su/l999/l/3/3115.html — Выравнивающе-развивающая методика преподавания информатики (И. Н. Фалина). http://www.omsu.omskreg.ru — Методика преподавания информатики в школе http://eclu.hl.ru/metodic/ — Методика преподавания информатики. Материалы для студентов, преподавателей и учителей по методике преподавания информатики http://www.sch2.ru/kafedra/info — Методика преподавания информатики в средней школе http://www.ioso.ru/distant/ - Методика дистанционного обучения http://yz.firo.ru - Учебный центр Федерального Института Развития Образования, 2006 http://tests.pp.ru – различные тесты http://www.ege.edu.ru – демоверсии ЕГЭ по информатике http://www.fipi.ru – вопросы, связанные с ЕГЭ по информатике, демонстрационные варианты ЕГЭ. http://synopsis.kubsu.ru/informatic - сайт основан на издании учебника по информатике под редакцией Н.В. Макаровой, предоставляет разносторонние знания о содержании и сущности базы информационной культуры, о современном состоянии и тенденциях развития компьютерной техники, сетей, программном обеспечении. http://psbatishev.narod.ru/test - тесты по информатике. http://www.yakutia.ru – теория по информатике.