Работу выполнила Хайбуллаева Айнора Мансуровна 10 класс «Школа молекулярной биологии и генетики», Астраханский государственный университет г Астрахань Руководитель: доцент кафедры Молекулярная биология, генетика и биохимия к. б. н. Ломтева Наталья Аркадьевна Консультант: учитель информатики и математики МБОУ «Ильинская СОШ» Икрянинского района Хайбуллаева Гульнара Борисовна Сроки выполнения :январь-март 2012 г
Cлайд 3
Цель исследования. выявить различия между понятиями «левша или леворукость» и « левшизна или левшество»; разобраться в феномене «левшество» как комплексной характеристики, включающей в себя как моторную, так и сенсорную асимметрию; рассмотреть основные теории происхождения левшей; провести анкетирование, и определить количество леворуких детей в нашей школе; провести эксперименты по выявлению моторной и сенсорной асимметрии; провести сравнительный анализ результатов по школе с мировой статистикой
Cлайд 4
Задачи исследования. - изучить и проанализировать литературу по данной проблеме; - подобрать и провести экспериментальное тестирование по классам для определения ведущих руки, ноги, глаза, уха; - провести обработку полученных результатов с помощью электронного редактора ; - провести сравнительный анализ полученных результатов с мировой статистикой.
Cлайд 5
Методика исследования сочетание нескольких исследовательских методов: статистического и аналитически -сравнительного. 1 Анкетирование 2 Экспериментальное тестирование школьников, как способ определения ведущей моторной и сенсорной асимметрии. 3 Сопоставительный анализ статистических данных.
Cлайд 6
Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной изученностью левшизны в отечественных популярных и научных публикациях и из-за отсутствия единого мнения среди, ученых, медиков, психологов по этому вопросу.
Cлайд 7
Почему появляются левши? Много ли их в мире ? Чем они отличаются от правшей ?
Cлайд 8
Знаменитые левши
Cлайд 9
Рамсес II Великий — один из величайших фараонов Древнего Египта. Александр Великий — македонский царь, полководец, создатель мировой державы. Юлий Цезарь — древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель. Жанна д’Арк — национальная героиня Франции. Барак Обама — президент США
Cлайд 10
Леонардо да Винчи — один из крупнейших представителей искусства и науки Высокого Возрождения. Микеланджело — великий итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель эпохи Ренессанса. выдающиеся ученые И.П. Павлов, Максвелл, Пуанкаре
Cлайд 11
Чарли Чаплин — голивудский актер немого кино. Николай Крючков- советский артист Амаяк Акопян – российский фокусник-иллюзионист Дитер Болен —немецкий солист группы Modern Talking. Диего Марадона — аргентинский футболист. Пол Маккартни — британский музыкант, член группы The Beatles, Гэри Мур — ирландский гитарист, блюзмэн. Эминем — американский рэппер.
Cлайд 12
Следует различать термины «левша» и «левшество». Левша или леворукость - это предпочтение и активное использование левой руки, при мануальных действиях, жестикуляции
Cлайд 13
Но левша определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика. Ведь кроме руки у человека есть ведущий глаз, ведущая нога, ведущее ухо.
Cлайд 14
Исследовательская работа
Cлайд 15
Объект исследования учащиеся 5 – 11 классов МБОУ “Ильинская средняя общеобразовательная школа”, Икрянинского района, Астраханской области
Cлайд 16
Фамилия ________ класс ______ дата рождения _______________ 1 Какой рукой ты пишешь?_________ 2 Есть ли в роду левши ( подчеркни, если да) Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, др родственники_________________ эксперимент палец рука Глаз - трубочка Глаз-предмет Глаз-вращение Нога-барьер Нога -нога Ухо-часы
Cлайд 17
Cлайд 18
Методология исследования http://www.levshei.net/5.html Сайт для левшей и про левшей www/j-asymmetr.com - журнал « Ассиметрия» http://rc-talisman.ru/74 http://www.psyworld.ru/students/lessons/lessons_text/lewshestwo.htm http://www.logoburg.com/klub/modules/myarticles/article.php?storyid=212
Cлайд 19
Для определения ведущей руки были предложены следующие эксперименты. №1 Возьмите руки в «замок». Палец какой руки оказался сверху? №2 То же самое , но с закрытыми глазами. №3 Скрестите руки на груди, какая рука сверху? №4 То же самое , но с закрытыми глазами. №5 «Поза Наполеона» №6 «Аплодисменты» ( фиксировалась, какая рука сверху.)
Cлайд 20
Для определения ведущей ноги оценивались активность или положение ног в следующих ситуациях: №1 Закройте глаза. Положите ногу на ногу (фиксировалась нога , находящаяся сверху) №2 Закрыть глаза. Встать на стул коленом (фиксировалась нога, производящая движение) №3 Представьте, что перед вами лежит бревно. Перешагните его. (фиксировалась нога, производящая движение) №4 Сделайте шаг назад. (фиксировалась нога, производящая движение) №5 Сидя за партой, достать коленом столешницу. (фиксировалась нога, производящая движение) №6 Сидя за столом положить ногу на ногу. (фиксировалась нога , находящаяся сверху)
Cлайд 21
Cлайд 22
Для определения ведущего уха проводились эксперименты №1 Представьте, что у вас на руке часы. Послушайте как они тикают. (фиксировалось ухо, к которому поднесли руку.) №2 У вас зазвонил телефон. Возьмите трубку. (фиксировалось ухо, к которому поднесли трубку) №3 Прислушайтесь в тиканью будильника на учительском столе. Каким ухом вы прислушиваетесь, вам лучше слышно?
Cлайд 23
Для определения ведущего глаза проводились эксперименты №1 Посмотрите двумя глазами сквозь отверстие на рисунок ( на доске). Закройте поочередно правый, а затем левый глаз. Запишите каким глазом вы видите рисунок ( или видите большую часть рисунка) №2 То же самое, но рисунок меньшего размера №3 То же, но ученик выбирал предмет в кабинете произвольно. №3 Посмотрите двумя глазами, сквозь отверстие на меня. Я при этом видела в отверстии только один глаз учащегося. В бланке, фиксировался, глаз который видела я ( он считался ведущим) №4 Сверните лист в трубочку. Посмотрите на меня одним глазом в трубочку. ( Глаз, к которому, поднесли трубочку, считался ведущим.) №5 Подмигните мне ( открытый глаз считался ведущим)
Cлайд 24
Также для определения ведущего глаза ( а точнее на лево- правополушарное мышление) проводился эксперимент « Вращение» . Он проводился с использованием компьютера и программы скачанной с сайта http://www.levshei.net/5.html ( сайт для левшей и про левшей)
Cлайд 25
« Если фигура устойчиво вращается только по часовой стрелке — значит, у вас преобладает левополушарная деятельность мозга. А это логика, счёт, умение говорить и излагать мысли. Вращение только против часовой стрелки — преимущественно правополушарная деятельность — эйдетика, интуиция, образное мышление, музыкальность, чувство ориентировки в пространстве и времени. Если же фигура попеременно вращается то в одну, то в другую сторону — это признак амбидекстрии, то есть, работы и правого и левого полушария мозга. Это хрупкое состояние гармонии.»
Cлайд 26
Результаты В нашей школе из 218 учащихся 1 – 11 классов « левшей» т.е пишущих левой рукой, оказалось только 20 человек или 8 %
Cлайд 27
В проведении экспериментального тестирования приняло участие 131 учащихся 5 – 11 кл. количество «леворуких» составляет 13 чел или 9% Наибольшее кол-во левшей родилось в 2001 г ( 8 из 35). В 1996 г и в 2002 г леворуких нет. Зимой родились 3 чел весной -3, летом -4 осенью -3 По статистике - соответствует среднему значению в Европе : от 8% до 16—30%. относительно времени года, наиболее часто леворукие рождаются в осенне-зимние месяцы. Но у нас получилось почти поровну
Cлайд 28
При детальном исследовании, оказалось, что среди учащихся много скрытых левшей и амбидекстров (т.е. одинаково, владеющих двумя руками) Большее количество скрытых левшей в 5 кл ( 18чел из 35), в 8 кл ( 10 из 25), в 6 кл ( 9 из 20) – почти 50% класса. Амбидекстры распределены поровну от3 до 6 чел. А вот правшей, немного ( в среднем по 5 человек )
Cлайд 29
Наибольшее количество было правшей в 8 кл (18 из 25), в 5-х : 16 из 35. Левши распределены примерно поровну : от 6 до 8.
Cлайд 30
Сенсорные левши выявились только в 7 кл ( 10 из 17-ти) и в 10-м ( 7 из 12)
Cлайд 31
По статистике в мире Результаты по школе данная способность чаще преобладает в правом глазу у 62,6% испытуемых, левая асимметрия — у 30% и симметрия –у 7,4%.
Cлайд 32
Вывод Во всех классах преобладают правши . В 8 кл из-за нехватки времени эксперимент не проводился .
Cлайд 33
Выводы В ходе исследовательской работы был выработан алгоритм проведения экспериментального тестирования применена обработка информации в электронном редакторе Полученные результаты сопоставимы с результатами мировой статистики
Cлайд 34
Я узнала о себе Фамилия _Хайбуллаева А класс 10 дата рождения 12.07.96 1 Какой рукой ты пишешь? правой 2 Есть ли в роду левши ( подчеркни, если да) Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, др родственники________ эксперимент палец прав прав прав рука лев лев прав Глаз - трубочка лев лев лев Глаз-предмет лев лев лев Глаз-вращение по По по Нога-барьер лев лев лев Нога -нога лев лев лев Ухо-часы лев лев лев