В здоровом организме существует равновесие между возбуждением и сдерживанием; человек ощущает себя свободным в выражении своих чувств и импульсов, но он настолько владеет собой, что может выражать их достойным и уместным способом. А.Лоуэн
Cлайд 2
Задание №1. Мимика. Нарисуйте в кружочках лица, выражающие радость, обиду, гнев, страх, удивление. Кстати, не только люди выражают свои эмоции с помощью мимики. Известно, что дрессировщикам в цирке проще работать со львами, чем с медведями. Почему? Львы живут прайдами, то есть семьями. Они постоянно общаются со своими сородичами. Поэтому их эмоции написаны у них на морде. Медведь живет один. Общаться ему не с кем. Поэтому мимика у медведей практически отсутствует, и дрессировщику трудно понять, что у медведя на уме.
Cлайд 3
Задание №2. «Угадай эмоцию». К доске вызывается пятерка ребят, которым раздаются листочки с названиями эмоций: «радость», «обида», «гнев», «страх», «удивление». Ребята должны изобразить эти эмоции, а остальные – угадать, что было задано.
Cлайд 4
Задание №3. Запишите в левую колонку чувства и эмоции, которые мешают человеку жить, делая его несчастным, а в правую – те, которые помогают жить в согласии с собой и другими людьми: Подчеркните чувства и эмоции, которые вы испытываете по отношению к людям. Зачеркните чувства и эмоции, которые мешают вам общаться с людьми. ЧТО ДЕЛАЕТ НЕСЧАСТНЫМ ЧТО ДЕЛАЕТ СЧАСТЛИВЫМ Ненависть Гнев Зависть Жадность Обидчивость Подозрительность Тщеславие Любовь Доброта Великодушие Щедрость Способность прощать Доверчивость Скромность
Cлайд 5
Задание №4. Тест эмоций. Каждый оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прочитайте следующие утверждения. Если вы реагируете похожим образом, обведите в бланке номер вопроса:
1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. 2. Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет 3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. 4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу. 5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива. 6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной. 7. Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны. 8. Если я кого-то обманываю, то испытываю угрызения совести. 9. Мне не раз приходилось драться. 10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
Cлайд 8
11. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием. 12. Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся. 13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю. 14. Я думаю, что многие люди не любят меня. 15. Я требую, чтобы люди уважали мои права. 16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь. 17. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки. 18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу. 19. Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка. 20. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю наперекор.
Cлайд 9
21. Есть люди, к которым я испытываю настоящую ненависть. 22. Многие люди мне завидуют. 23. Если я злюсь, я могу выругаться. 24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины. 25. Если не понимают слов, я применяю силу. 26. Иногда я хватаю первый попавшийся предмет и ломаю его. 27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся. 28. Если со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать. 29. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям. 30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
Cлайд 10
31. Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю. 32. Я мало помогаю своим родителям. 33. На удар я отвечаю ударом. 34. В споре я часто повышаю голос. 35. Я раздражаюсь из-за мелочей. 36. Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место. 37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю. 38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить. 39. Я могу угрожать, хотя и не хочу приводить угрозы в исполнение. 40. Я часто совершаю поступки, о которых потом жалею.
Cлайд 11
| 5+ | 4+ | 3+---------------------------------------------------- | 2+ | 1+ | |_____|_____|_____|_____|_____|_____|_____|_____|____ Ф К Р Н О П В Ч
Cлайд 12
Подсчитайте число обведенных номеров в каждой строчке. Отметьте на графике семь точек, каждая из которых соответствует разным формам проявления агрессии, и соедините их. Пунктиром обозначен средний уровень проявления этих эмоций, обычный для большинства людей. Люди с повышенным уровнем агрессии провоцируют вокруг себя конфликты. Если ваши точки на графике расположены выше средней линии, можно говорить о выраженности следующих форм агрессии:
Cлайд 13
Физическая агрессия - вы склонны к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, ваш образ жизни и личностные особенности мешают вам искать более эффективные методы взаимодействия. Вы рискуете нарваться на ответную агрессию. Косвенная агрессия - конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель, посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться. Раздражение - плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать вас изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется - см. "физическая и косвенная агрессия".
Cлайд 14
Негативизм - реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице "выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой". Обидчивость - готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь. Подозрительность - готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних проявлениях может быть симптомом нездоровья.
Cлайд 15
Вербальная агрессия - за словом в карман вы не полезете. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает. Чувство вины - вы никого не ударили, ничего не разбили, ни на кого не накричали. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто вы в чем-то виноваты? Если вы чувствуете себя в ответе за свои эмоции, значит, способны ими управлять.
Cлайд 16
1. Охарактеризуйте человека, которому принадлежат эти слова. «Я очень силен в спорах. Спросите у любого из моих оставшихся друзей. Я могу одержать верх в споре на любую тему, против любого оппонента. Люди это знают и сторонятся меня на вечеринках. Часто, в знак большого уважения, они меня даже не приглашают». 2. Согласны ли вы с этим высказыванием? Письменно обоснуйте свою точку зрения, используя известные вам примеры из мировой истории и личного опыта.
Cлайд 17
«Эмоции не только играют роль важнейших факторов в жизни отдельной личности, но они вообще самые могущественные из известных нам природных сил. Каждая страница истории – как целых народов, так и отдельных лиц – доказывает их непреодолимую власть. Бури страстей погубили больше человеческих жизней, опустошили больше стран, чем ураганы. Их поток разрушил больше городов, чем наводнения». К.Г. Ланге.