Классный час в 9 «Г» классе по нравственному воспитанию КУЛЬТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ Классный руководитель: Голосова Н. Л.
Cлайд 2
Человек – существо социальное. Что это значит? Человек существует / живёт, учится, работает/ среди людей: в семье, группе в детском саду, в классном коллективе, группе студентов, среди коллег на работе. Коллектив бывает разный. Легко или трудно устанавливать контакт, общаться с людьми?
Cлайд 3
Как вы думаете, чего не хватает ребятам, чтобы наладить контакт с одноклассниками и общение было приятным?
Cлайд 4
Cлайд 5
Cлайд 6
Cлайд 7
Ситуации: - Люда из малообеспеченной семьи. В семье трое детей. Люде приходится донашивать вещи старшей сестры. Она часто выглядит в них нелепо. Некоторые одноклассницы подсмеиваются над ней и даже могут сказать в её адрес обидные слова. Вадим считает, что одноклассники не хотят с ним дружить. Он заходит в класс не здороваясь, а уходит не попрощавшись. Перемены он проводит в библиотеке или стоит один у окна. Олег сильнее одноклассников, он считает себя умным и успешным. Олег часто произносит фразы, унижающие достоинство одноклассников. Ребят это очень обижает. В итоге они перестали общаться с Олегом и он остался один.
Cлайд 8
КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ
Cлайд 9
Тема нашего разговора: Культура взаимоотношений в коллективе
Cлайд 10
Все люди разные по характеру, по разному воспринимают окружающий мир, имеют разный уровень образования и воспитания, разные манеры поведения. Как вы думаете, в каком коллективе радостно общаться, приятно сотрудничать?
Cлайд 11
коллектив Из каких составляющих складывается культура взаимоотношений?
Cлайд 12
Уважение к человеку. В чём оно заключается? Это отношение к человеку как к высшей ценности. Это общее требование реализуется через вежливое отношение к человеку, признание личностных прав, оптимистический подход к человеку, недопустимость какого бы то ни было насилия над личностью, помощь и поддержка человека.
Cлайд 13
Мудрые люди говорят: Вежливость – первая и самая приятная добродетель. Локк Д. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Руссо Ж.-Ж.
Cлайд 14
Различают разные оттенки вежливости Учтивость Точное соблюдение внешних форм уважения с определённой сдержанностью. Деликатность Чуткое и бережное отношение к человеку Любезность Подчёркнуто внимательное, обходительное и доброжелательное отношение к человеку. Корректность Вежливо строгое, холодное, официально уважительное отношение к человеку.
Cлайд 15
Тактичность Творческая форма поведения человека, чуткое и осторожное отношение к человеку в трудных, нестандартных ситуациях. Это умение человека во всех случаях поступать в соответствии с тактом. Тактичность требует не только нравственного, но и интеллектуального решения.
Cлайд 16
Например: Человек стремится скрыть свои физические недостатки. Тактично – Человеку нанесли обиду, вызвали у него боль и страдания. Такт требует помочь ему в этом, показать, что вы их не замечаете. не обнажать ему раны, не вызывать новых страданий.
Cлайд 17
Мудрые люди говорят: Есть моральная тактичность, которая у гуманного человека сказывается во всех его поступках и которой не имеет злой человек. Дидро Д.
Cлайд 18
К чему приводит бестактность? / отсутствие такта / Бестактность может причинить другому человеку обиду, страдания, досаду, неприятность, унижение достоинства, хотя «обидчик» и не питает к тому человеку недоброжелательности. Приятно ли вам будет оказаться в такой ситуации?
Cлайд 19
Если вы не расположены проявлять доброжелательность к окружающим вас людям, тогда просто постарайтесь соблюдать правила этикета. Они близки к конкретным правилам вежливости, которые также называют правилами хорошего тона, хороших манер, которые предусматривают выражение доброжелательности, чуткости и внимания к человеку с помощью внешних форм поведения и действий: речи, жестов, мимики, особенностей внешнего облика, движений и действий.
Cлайд 20
Правила этикета дают человеку модель общепринятого поведения и тем самым облегчают ему общение с другими людьми. Этикет даёт возможность выразить уважение к человеку общепонятно, легко и просто.
Cлайд 21
Мудрые люди говорят: При помощи такта можно добиться успеха и в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы. Леббок Д. Недостаточно быть добрым, нужно ещё быть тактичным. Амиель Г.Ф.
Cлайд 22
Опустите или закройте глаза. Подумайте и молча, про себя ответьте: Вы себя уважаете? Что вы чувствуете, когда по отношению к вам проявляют неуважение, бестактность? Вы хотите, чтобы к вам относились вежливо, с уважением?
Cлайд 23
Подумайте о своих одноклассниках: Я ко всем отношусь вежливо, тактично или могу обидеть? Проанализируйте: Почему к некоторым одноклассникам я позволяю себе проявлять бестактность? Они что-то плохое сделали по отношению ко мне? Мне этот человек мешает учиться, создаёт мне проблемы? Его недостатки играют для меня большое значение?
Cлайд 24
Я что, глупый, что могу обидеть человека просто так?
Cлайд 25
В. Боков ДОБРОЕ СЛОВО А Вы седой! – сказали мне при встрече. А были чёрный! – Был, - ответил Я. И что-то мне тот час легло на плечи И придавило камнем бытия. -А ты не старый! – как-то мне сказали Мои друзья за праздничным столом. И мне как будто крылья развязали, И туго свистнул воздух под крылом. И полетел я в облачные выси, И был я очарован красотой. Дремавшие во мне до толе мысли Заволновались нивою густой. -Друзья мои, внушайте людям веру И чаще говорите: «Добрый день». И следуйте хорошему примеру – Продляйте добрым словом жизнь людей!
Cлайд 26
Мудрые люди говорят: Каков характер, таковы и поступки. Уважаешь человека – уважаешь себя. Быть грубым – значит забыть собственное достоинство. Чернышевский Н.Г.