Выполнила: учитель музыки МОУ СОШ № 11 г.Выкса Нижегородской обл. Королёва С.В. Министерство образования РФ ГОУ ДПО НИЖЕГОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра словесности и культурологии 2009/2010 учебный год КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Музыкальное путешествие. Родина моя – Россия!»
Cлайд 2
Пояснительная записка: Предлагаемый раздел по теме «Музыкальное путешествие. Родина моя – Россия!» ориентирован на воспитание школьника как гражданина и патриота России, развитие его духовно-нравственного мира и национального самосознания. Данная тема проходит в начальной школе и имеет продолжение в среднем и старшем звене. * ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА,ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Познавательная Развивающая Воспитательная Познакомить учащихся с многообразной и многоликой культурой русского музыкального искусства, формировать основы музыкальной культуры. Развивать умения слушать, размышлять и сопереживать, различать средства художественной выразительности, развивать творческие способности в разных видах деятельности, развивать мыслительные операции: образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Воспитывать устойчивый интерес к музыкальным занятиям, воспитывать музыкальный вкус учащихся, исполнительскую культуру, уважение к истории России и традициям своего народа. Цели и задачи раздела:
Cлайд 3
В результате тестирования и наблюдения учащихся можно сделать вывод о достаточно хорошем уровне развития произвольного, устойчивого, концентрированного внимания. Из 22 учащихся класса 19 человек в течение всего урока способны удерживать внимание. И только 3 человека с трудом сохраняют усидчивость в течение урока. Интеллектуальное развитие учащихся соответствует возрастному развитию. Большая часть - 15 человек способны усваивать материал без особых затруднений, из них - 8 человек способны выдерживать более серьёзную нагрузку. По результатам диагностики уровня развития и обученности учащихся класса можно разделить на 3 группы: 1 группа – 8 человек (36%). Дети с высоким уровнем развития 2 группа– 10 человек (46%). Дети со средним уровнем развития. 3 группа – 4 человека (18%). Дети с низким уровнем развития. * ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ
Cлайд 4
В результате изучения раздела ученик должен научиться: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, различать образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции; воплощать художественно - образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального (в пении, слове, движении и др.) и народного творчества (в песнях, играх, действиях). Ученики способны решать следующие жизненно-практические задачи: восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки; исполнения знакомых песен, участия в коллективном пении; музицирования на элементарных музыкальных инструментах; передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами. * ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Cлайд 5
Метод междисциплинарных взаимодействий Словесный метод Метод наблюдения Метод контроля и самоконтроля Метод эмоциональной драматургии Игровые технологии Проблемные методы ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,МЕТОДЫ,ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Творческий метод
Cлайд 6
Информативный способ передачи знаний в процессе обучения, обращение к мотивирующему обучению; сценарии уроков выстраиваются по схеме: прочувствовать - осознать - выявить свое отношение; активный творческий поиск педагога и учащихся; беседа - диалог, ролевая игра, коллективные формы творческой работы, сочетание коллективной и индивидуальной работы (игра, пение, импровизация, творческие тетради, сочинение частушек, сказок, баек, создание рисунков, пластических импровизаций и т.д.); комплексное использование разных видов искусства (музыки, литературы, живописи); ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:
Cлайд 7
Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Демонстрация на уроках музыки презентаций способствует решению образовательных задач, достижению нового качества обучения. Использование ИКТ обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Видеомагнитофон, интерактивная доска, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ:
Cлайд 8
* ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ. РОДИНА МОЯ - РОССИЯ!» Тема урока Музыкальный материал Основные понятия Методические пособия 1 2 3 4 5 Урок 1 Россия- любимая наша держава! С.В.Рахманинов (второй фортепианный концерт); Гимн РФ (слушание, пение) Знакомство с музыкальными символами страны Учебник 1 часть иллюстрации; диск, ноты, ИКТ Урок 2 Колыбельные песни-душа нашего народа Народные колыбельные песни; П.И.Чайковский «Колыбельная песня в бурю» Колыбельная, люлька, зыбка, качка, байка. Иллюстрации; диск, ноты. ИКТ Урок 3 История происхождения русских народных инструментов Русские народные песни « А я по лугу гуляла», «Уж ты сад, ты мой сад» (слушание, пение) Свистулька, жалейка, рожок, свирель. Слайды, диск, ноты. Урок 4 Русские народные духовые инструменты «Хорошо пастух играет»(слушание, пение), песня Леля из оперы-сказки «Снегурочка») Рожок, ратные трубы, скоморохи, опера-сказка. Фортепиано, видиоплеер, магнитофон; Ноты, диск. Урок 5 Свадебные обрядовые песни Свадебные песни «Яблонька», «Дубравушка». (слушание, пение, обыгрывание» Свадебный обряд, частушки, обрядовые песни. Иллюстрации, костюмы. диски, ноты. Уроки 6-7 Великое содружество русских композиторов М.П.Мусоргский «Хаванщина» вступление к опере; М.П.Мусоргский с Няней из вокального цикла «Детская»; «Вечерняя песня» «Балакиревский кружок», «кучкисты», благовест, опера. Повторение и закрепление пройденного. Диск, ноты, учебник, иллюстрации. ИКТ Урок 8 Тема Востока в творчестве русских композиторов Н.Римский корсаков симфоническая сюита «Шехеразада»; А.Бородин фрагменты из оперы «Князь Игорь» Сюита, симфонический оркестр, тема, ария, половцы. Диск, ноты, учебник, ИКТ. Урок 9 Мой край-Родина моя! (урок-концерт) «С чего начинается Родина» (слушание, пение),частушки. Песни и музыка по выбору учащихся. Г.Струве «Моя Россия» Обобщение изученного материала Ноты, диск, ИКТ, магнитофон
Cлайд 9
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ «РОССИЯ - ЛЮБИМАЯ НАША ДЕРЖАВА!» 4 А класс 1 четверть /10.09.2009г./ Тип: Урок-экскурсия Цель урока: познакомить учащихся с поэтической и государственной символикой России. Задачи: познавательные: -формировать представление о культуре России; -ввести в познавательную деятельность и словарь учащихся термин – гимн, символика; -формировать умение слушать, запоминать, размышлять; -познакомить уч-ся с музыкой С.В.Рахманинова; развивающие: -развивать познавательные процессы учащихся: мышление, внимание, память; - побудить интерес к изучению истории своей Родины, ее государственных символов; -обогащать словарный и музыкальный запас учащихся, воспитательные: - воспитывать чувство любви и гордости за своё Отечество посредством музыки, поэзии; - воспитывать взаимоуважение друг к другу, адекватную оценку себя и своего товарища. -воспитывать положительную мотивацию к учению.
Cлайд 10
Оборудование и материалы к уроку: Выставка книг. “Мне Россия – мать родная, Дом родной, земля святая” (Боков). Портретная галерея русских поэтов и музыкантов. Экспозиция картин русских художников. Эпиграф на доске: О, Россия! С нелегкой судьбою страна… У меня ты, Россия, Как сердце одна, Я и другу скажу, Я скажу и врагу – Без тебя, как без сердца, Прожить не смогу. (Юлия Друнина) фортепиано магнитофон учебник Музыка.4 кл. 1ч.: уч.для общеобразовательных учреждений/ В.В.Алеев.-2-е изд., стереотип. М.:«Дрофа»,2008 ИКТ План урока: Организационный момент – 2 мин. Подготовка к восприятию нового материала–3 мин. Изучение нового материала – 25 мин. Закрепление новых знаний – 5 мин. Подведение итогов урока - 3 мин. Задание на дом – 2 мин.
Cлайд 11
Русская берёза Русская береза – символ русской природы, любимое дерево русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.
Cлайд 12
Флаг России К царствованию Алексея Михайловича относят первое упоминание о государственном флаге России. Царь издаёт Указ от 9 апреля 1667 года для флагов на русские корабли прислать ткани “ червоной, белой и лазоревой”. Этим Указом были утверждены цвета Российского флага – красный, белый и синий. На Руси три цвета имели следующее символическое значение: белый – благородство, синий – верность, честность; красный – мужество, верность.
Cлайд 13
Герб России Когда появился Российский герб? Исследователи геральдики единодушно относят его появление к временам царствования князя Ивана III, окончательно избравший символом государственной власти двуглавого орла. Но только в XVII веке его изображения стали именовать Государственным гербом России.
Cлайд 14
Гимн России "Патриотическая песня" как Гимн России существовала, без слов, более десяти лет. После десятилетнего перерыва музыка А.В. Александрова вновь начала звучать как государственный гимн - гимн Российской Федерации. 8 декабря 2000г. Государственный Федеральный закон о гимне РФ утвердила Государственная Дума, 20 декабря - Совет Федерации, а 25 декабря 2000 г. его подписал президент Российской Федерации В.В. Путин. Слова гимна написал уже известный С.В. Михалков. Возвращение музыки советского гимна в обществе было воспринято неоднозначно, однако мелодия достаточно знакома "на слух" и легко воспроизводится, что для гимна немаловажно. Как писал когда-то В.Я. Брюсов, главное - чтобы гимн мог спеть любой живущий в нашей стране человек.
Cлайд 15
Ход урока: 1.Орг.момент (2 мин) 2. Подготовка к восприятию учебного материала. Сообщение темы и цели урока(3мин) 3. Изучение нового материала (10 мин) -Прозвенел звонок, Начался урок. Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели. Сегодня на уроке мы совершим экскурсию в глубь веков, чтобы ещё раз вспомнить наших предков – славян, откуда пришло название нашего государства – Русь. Мы узнаём, как воспевали в своём творчестве поэты, музыканты, художники нашу Родину. Поговорим о символах нашего Отечества и поэтических, и государственных). (Звучит музыка гуслей.) Учитель. - Давно это было, в стране, где мы живем, не было ни громадных городов, ни каменных домов, ни сел, ни деревень. Были одни поля да густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек далеко друг от друга стояли бедные строения. В них и жили наши далекие предки – Славяне. Это название произошло от слова “слава”, т.е. “хвала”. Строили дома по берегам рек, озер. Место выбирали придирчиво, строили так, чтобы не подмывали талые воды избу. Слушают, запоминают Эмоциональное восприятие, Слушают и запоминают Развитие навыков слушания, внимания Мобилизация внимания уч-ся Словесный метод. Активизация познавательной деятельности уч-ся, мобилизация внимания. Использование ИКТ на уроке. Наглядно- слуховой метод. Эмоциональный, настрой учащихся. Метод драматургии урока музыки, как урок - искусства. Развитие музыкальной памяти Фронтальная форма работы. Словесный метод направлен на создание образно-психологического настроя, на духовное общение. Межпредметная связь. Развитие познавательной активности, интереса к истории и культурным традициям русского народа. Фронтальная форма работы.
Cлайд 16
Русский историк Николай Михайлович Карамзин писал, что в те времена славяне изображались добрыми, сильными, неутомимыми. Светлорусые, плечистые, выносливые, красивые люди. Греческий историк Геродот с удивлением писал, что зима у славян, продолжалась 8 месяцев, в воздухе в это время летали белые перья, т.е. снег. Грелись славяне в бане, и была баня в каждом доме. Хлебосольные, гостеприимные, не было в избах ни замков, ни засовов. Высоко чтили наши предки такие понятия, как слово чести, благородство, мужество. Не было такого, чтобы славянин слово не сдержал. (Демонстрируется фрагмент обряда сватовства…) Не давали покоя славянам печенеги да половцы, не могли они спокойно смотреть на цветущую, благодатную землю русскую. И ещё одна была беда, ещё более коварная, чем набеги соседей – это ссоры да вражда. И вот собрались старейшины; думали, думали и решили послать за моря послов в далёкую страну, где живёт народ по прозванию Варяги. С тех пор земля славянская по имени русских князей и получила название Русь. Учитель. Подберите к слову “Русь” – синонимы. (Русь – Россия – Родина – Отечество”) (На доске записывается слово “Россия”.) Познавательная деятельность Знакомство с народным обрядом Проблемная деятельность. Уч-ся слушают, наблюдают и запоминают. Видеометод (ИКТ) Метод эмоциональной-драматургии, наглядно-слуховой. Концентрирование внимания, формирование познавательной деятельности. Фронтальная форма работы. Знакомство с русскими обрядными традициями. Словесный метод, метод наблюдения Способствуют развитию познавательной активности, интереса к изучению русской культуры у учащихся. Развитие ассоциативного мышления происходит с помощью ассоциации, что способствует лучшему усвоению материла. Эвристический метод. Создание проблемной ситуации способствует активизации деятельности уч-ся.
Cлайд 17
Пение 4. Первичное закрепление полученных знаний (10 мин) Звучит мелодия в сопровождении фортепиано Учитель. Русичи – это музыкально одаренная нация. С великой гордостью мы произносим имена русских композиторов. Дети называют к слову «Русь» синонимы (Россия – Родина – Отечество) Дети, читают стихи и демонстрируют свои рисунки к уроку. (Приложение№1) 1 ученик: “Родина”, – мы говорим, волнуясь, Даль без края видим пред собой, Это наше детство, наша юность, Родина! Отечество святое! 2 ученик: Перелески. Рощи. Берега. Поле, от пшеницы золотое, Голубые от луны стога. Сладкий запах скошенного сена, 3 ученик: Разговор в деревне нараспев, Где звезда на ставенку присела, До земли чуть – чуть не долетев. Родина! Земля отцов и дедов! 4 ученик: Мы влюбились в эти клевера, Родниковой свежести отведав С краешка звенящего ведра. Это позабудется едва ли И навек останется святым... Землю ту, что Родиной назвали, Коль придётся, сердцем защитим. Дети исполняют песню «Моя Россия» Г.Струве Работа в хоре. Слушают и запоминают Обогащение словарного запаса. Развитие творчества детей на основе синтеза видов искусств. Творческое чтение Словесно-наглядный метод. Индивидуальная форма работы с целью активизировать уч-ся. Развитие речи, учащихся. Обогащение словарного запаса. Дифференцированный подход. Словесный метод, наглядно- слуховой, способствуют развитию речи учащихся. Концентрация внимания. Активизация слухового опыта уч-ся. Обратная связь. Репродуктивный метод, практически- индуктивный способствуют умению применять полученные знания на практике. Развитие навыка двухголосного исполнения.
Cлайд 18
Работа с учебником Знакомство с музыкой С.В.Рахманинова. Это (перечисляют дети) : А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков и др. Солнцем русской музыки называли М.И.Глинку. Беззаветная любовь к своей Родине побудила его собрать огромное количество народных песен, наигрышей, обрядов. “Музыку создаёт народ, а мы – композиторы её аранжируем”, – говорил М.И.Глинка. Его по праву считают основоположником русской классической музыки, ибо так велик вклад его в становление русского музыкального искусства. Невыносимая тоска по Родине тяжело пережита С.В.Рахманиновым на чужбине. Где бы ни жил, где бы ни путешествовал композитор – в его сердце была Россия. (Звучит “концерт №2” для фортепьяно с оркестром (1 ч.), музыка затихает, звучит лишь фоном.) Учитель. - А сейчас мы поговорим о поэтических символах. Когда мы произносим слово “орхидея”, в нашем сознании выстраивается ассоциативный ряд – Корсика. И, наоборот, говорим “Япония” и представляем цветущую сакуру. А есть ли поэтический образ у нашей Родины? -Да, вы правы. Это берёза. Называют имена русских композиторов-классиков. Знакомятся с новыми именами. Слушают, запоминают. Учатся работать с учебником Творческая работа (На фоне музыки Рахманинова группа детей работает с учебником, а другая анализирует музыкальный фрагмент). По окончании анализируют, размышляют Слушают, запоминают. Дети отвечают на поставленный учителем вопрос.(Берёзка) Коллективная форма работы. Эмоциональный подъём. Словесный метод, способствует развитию речи, обогащает словарный запас. Наглядно-слуховой. Частично-поисковый метод, способствует развитию мышления. Использование ИКТ, активизация познавательной деятельности уч-ся. Практический метод. Способствует развитию речи, наблюдения, мышления. Обогащается словарный запас. Фронтальная форма работы. Дифференцированный подход. Рефлексия, поисковая мыслительная Деятельность. Создание проблемной ситуации способствует активизации деятельности уч-ся. Наблюдение. Частично-поисковый метод. Дифференцированный подход, Групповая форма работы. Метод эмоциональной драматургии. Развитие интереса к культурным традициям русского народа. Творческий метод.
Cлайд 19
Музыкальная пауза. 5. Работа по дальнейшему углублению знаний и умений и навыков (10 мин) “Русская береза”– символ русской природы. С давних времен с приближением весны девицы славили бога Солнца, славяне называли его Лель или Люль. Эти слова – имена употребляются во многих славянских песнях. Девушки наряжали берёзки лентами, всякими поделками ручной работы, связывали между собой кольцами веточки берёзы. Пели веснянки, водили хороводы вокруг берёз, прославляя своих могучих богов Перуна, Даждь – бога, Леля и других.. Берёза – любимое дерево русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. Русскую берёзу запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов. Писатель В.М.Гаршин, глядя на картину А.К.Саврасова “Грачи прилетели”, сказал: “Я бы назвал эту картину “Чувство Родины”. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие берёзы – всё это такое знакомое и такое родное. Эта удивительная картина рождает любовь к России, Родине. Творческое задание (Девочки исполняют хоровод “Во поле берёза стояла”, остальные уч-ся исполняют песню) Слушают, запоминают. Познавательная деятельность. (Ребятам предлагается рассмотреть экспозиции картин русской природы. Преподаватель останавливается на 2–3 картинах.) Слушают, запоминают картины, имена художников. Работа с дневником наблюдения. Развитие слушательской и исполнительской культуры уч-ся их воображение, стремление к самовыражению, способности перевоплощаться и создавать пластические образы. Словесный метод в сочетании с наглядно- слуховым. Активизация внимания. Формирование познавательной деятельности. Межпредметная связь. Метод наблюдения. Развитие познавательной активности, интереса к русской художественной культуре, истории и культурным традициям русского народа. Проблемная деятельность, рефлексия знаний. Частично-поисковый метод. Словесно-наглядный метод Развитие слушательской культуры уч-ся , их воображение. Словесно-наглядный метод
Cлайд 20
Перед нами картина И.И.Левитана “Берёзовая роща”. Белоствольные берёзки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, густой ковёр изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни. Учитель. А сейчас послушайте песню “ Белая берёза “ (музыка А.Новикова). О чём она? Учитель. Где бы ни росла берёза – всюду она приносит людям радость и свет. Берёза символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ. Хлеб, которым человек кормится. Земля, на которой человек живёт. Мать, которая даёт жизнь... Без всего этого человеку жить просто невозможно, но среди самого заветного есть у человека Родина. Родина – это земля, город и деревня, где ты родился и живёшь, твои друзья, близкие соседи. Учитель. Как еще называют Родину? “Отечество” – происходит от слова “отец”, греческого слова раtriа (патриот). Слушают, запоминают картину, художника. Работа с дневником наблюдения (Прослушав, ребята высказываются о содержании песни.) Эта песня о воинах Великой Отечественной войны. В их устах слова “ Мы русскую березу в обиду не отдадим” звучат как клятва – клятва защитников Родины. Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о трагедии Великой Отечественной войны. Чтение стихотворения Опять о них, кудрявых и белёсых... А что тут делать, если на Руси У всех дорог встречаются берёзы, Хоть день, хоть год, хоть вечно колеси. “Россия” – шепчут мне берёзки, “Россия” – шепчут камыши, “Россия” – ключ Отвечают на вопрос учителя (Родину часто называют Отчизной, отчим домом)) Эвристический метод. Создание проблемной ситуации способствует активизации деятельности, слухового опыта уч-ся. Фронтальная форма работы. Развитие стремления к самовыражению. Развивается познавательный интерес к предмету. Метод моделирования развивает способность к творческому и абстрактно- логическому мышлению, речи уч-ся. Словесный метод. Развитие речи. Обогащение словарного запаса. Творческое чтение. Индивидуальная форма работы с уч-ся, способствует развитию речи и памяти. Воспитание слушательской культуры уч-ся. Словесный метод, способствует развитию речи, обогащает словарный запас. Фронтальная форма работы. Создание проблемной ситуации способствует активизации деятельности уч-ся. Частично-поисковый метод Развитие речи, мышления, памяти Оценочный метод.
Cлайд 21
У каждого государства есть официальные символы. Это герб, флаг, гимн. Каждый истинный патриот своей страны должен знать их. Новый государственный гимн был написан А.В.Александровым на слова С.В.Михалкова и прозвучал в ночь на 1 января 1944 года. Впоследствии текст гимна перерабатывался. В 1977 году в него были внесены наиболее существенные изменения. Учитель: - Гимн – это торжественная песня, символ государственного или социального единства. Истоки гимнов скрываются в глубинах истории. Впервые потребность в гимне в придворно- военном обиходе возникла при Петре I. Идея создания российского гимна возникла в 1990 году. Работа с учебником, с творческой тетрадью. (Исследовательская деятельность учащихся) 1 Ученик. Рассказ об истории российского современного флага.. На Руси три цвета имели следующее символическое значение: белый – благородство, синий – верность, честность; красный – мужество, верность. Такое цветосочетание сохранилось в российском флаге и поныне. 2 Ученик. Рассказывает о науке изучения гербов. Наука об изучении гербов называется геральдика. Дети слушают доклад и запоминают. Метод моделирования развивает способность к творческому и абстрактно- логическому мышлению. Репродуктивный метод. Словесный метод, способствует развитию речи, обогащает словарный запас. Фронтальная форма работы. Межпредметная связь. Исследовательский метод. Самостоятельная поисковая работа развивает творческие способности детей. Развивает умения самостоятельно воспроизводить знания, осуществлять самостоятельный поиск. Индивидуальная работа с уч-ся. Словесный метод, Развитие речи. Обогащение словарного запаса. Репродуктивный метод. Индивидуальная помощь уч-ся. Развивается умение работать с дополнительной литературой, поисковые навыки. Активизирует деятельность учащихся. Организована целенаправленная познавательная деятельность к усвоению материала. Наглядный метод Оценочный метод. Индивидуальная работа с уч-ся.
Cлайд 22
Пение. 6. Подведение итогов урока. (3 мин) 7. Задание на дом (2 мин) В качестве музыки будущего гимна была утверждена “Патриотическая песнь” М.И.Глинки. Но эта песнь не имела поэтической основы и не была утверждена в качестве государственного гимна законодательно. Депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации приняли решение: утвердить государственный гимн России на слова С.В.Михалкова и музыку А.В.Александрова. Закон “О Государственном гимне РФ был принят 8 декабря 2000 года Государственной думой, одобрен 20 декабря Советом Федерации и подписан 25 декабря 2000 года Президентом РФ. Учитель. - Прошу всех встать для исполнения Государственного гимна России. Учитель: Как звучала тема урока? С чем мы познакомились? С творчеством каких композиторов, художников познакомились? Что больше всего понравилось на уроке ? Исполнение Государственного гимна России Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Записывают задание в дневник (нарисовать рисунки, сочинить стихи, частушки на тему «Родина моя-Россия!», провести анкетирование родителей на знание русских народных песен и традиций) Развивается умение работать с дополнительной литературой, поисковые навыки. Активизирует деятельность учащихся. Развитие слушательской культуры. Дети учатся понимать практическую значимость материала. Межпредметная связь. Метод наблюдения. Развитие познавательной активности, Интереса к предмету. Словесный метод, Развитие речи и памяти. Обогащение словарного запаса. ИКТ Репродуктивный метод. Способствует развитию исполнительской культуры. Обогащение эмоционально-образной реакцией. Оценочный метод. Поиск правильного ответа позволяет разносторонне усвоить материал. Частично-поисковый метод. Форма работы-фронтальная. Мотивация на самостоятельную работу дома. Дифференцирование по степени сложности, по объёму.
Cлайд 23
* КОНТРОЛЬ И ОЦЕНИВАНИЕ, РЕФЛЕКСИЯ В результате диагностического этапа были сделаны следующие выводы: дети к любому заданию научились подходить творчески; с учебным материалом раздела справились все учащиеся; необходимо продолжить мотивацию и стимулирование учащихся к изучению многообразной культуры русского музыкального искусства.
Cлайд 24
Энциклопедия классической музыки (Композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры и стили, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина); Энциклопедия Кирилла и Мефодия; Интернет- ресурсы. * РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УЧЕНИКАМ МАТЕРИАЛЫ
Cлайд 25
1. Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка. 1-4 кл., программа для общеобразовательных учреждений М.: «Дрофа», 2009.-90с. 2. Арсенина Е.Н. Музыка.1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека.- Волгоград: «Учитель», 2009.-205 с. 3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-416с. 4. Давыдова М.А.Уроки музыки: 1-4 классы.- М.: ВАКО,2008.-288с.- (Мастерская учителя). 5. Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль – М.: «Глобус», 2008.- 170с. 6. Курушина Т.А. Музыка.1-6 классы: творческое развитие учащихся - Волгоград: «Учитель», 2009.-87с. 7. Куприянова Л.Л.Русский фольклор: пособие для учителя музыки общеобразовательного учреждения – М.: «Мнемозина», 2003.- 48с. 8. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. - Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995.- 176с. 9. Лернер И.Я. Проблемное обучение.- М., 1974. 10.Махмутов М.И.Современный урок.- М., 1985.-49с. 11.Образцова,Т.Н. Музыкальные игры для детей.- М.: «Дрофа»,2006.- 160с. 12.Рябчикова Е.П.- Н.Новгород: ООО «Типография « Поволжье», 2009-194с. * СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ