Урок математики (5класс) Тема: Правильные и неправильные дроби. Составил Мамаев Мустафа Мухадинович, учитель математики МОУ СОШ №1 с. Верхняя Балкария
Cлайд 2
Задачи урока: Познакомиться с понятиями «правильная» и «неправильная» дробь; упражняться в составлении и записи правильных и неправильных дробей, в изображении их на координатном луче, в сравнении их с единицей. Повторить правила сравнения обыкновенных дробей, изображения их на координатном луче; упражняться в решении основных видов задач « на дроби».
Cлайд 3
Выполните задания (устно): Прочитайте дробь. Назовите числитель дроби. Назовите знаменатель дроби. Что показывает знаменатель дроби? Что показывает числитель дроби?
Cлайд 4
1.Прочитайте следующие дроби. 2.Что показывает числитель и знаменатель выделенных дробей?
Cлайд 5
Какая часть фигуры заштрихована? Сосчитайте, на сколько равных частей разделена фигура. (Это – знаменатель дроби). Сосчитайте, сколько равных частей заштриховано. (Это – числитель дроби).
Cлайд 6
Математический диктант 1 2 3
Cлайд 7
4 5 6
Cлайд 8
7 8 9
Cлайд 9
Проверка: 1. 4. 7. 2. 3. 5. 6. 8. 9.
Cлайд 10
Сравнить дроби:
Cлайд 11
Расположите дроби в порядке 1вариант ВОЗРАСТАНИЯ: 2вариант УБЫВАНИЯ:
Cлайд 12
Какая из двух точек лежит на координатном луче левее – с меньшей или с большей координатой? Х( ) или У( )
Cлайд 13
Укажите точку, которая лежит правее: С( ) или В( ); Т( ) или Е( ); Р( ) или К( ).
Cлайд 14
Укажите точку, которая лежит левее: А( ) или Н( ); О(О) или S( ).
Cлайд 15
ПРОВЕРКА: Если правильно указаны все пять точек, то у вас получилось слово «ВЕРНО».
Cлайд 16
-Распределите дроби на группы. -Сколько групп получилось? -По какому принципу выполнено распределение?
Cлайд 17
Cлайд 18
ТЕМА: Правильные и неправильные дроби Дробь, числитель которой меньше знаменателя, называется правильной. Дробь, числитель которой больше знаменателя или равен ему, называется неправильной.
Cлайд 19
Сравнение обыкновенных дробей с единицей Один целый пирог разрезали на 8 равных частей. пирога - это часть целого; а т.к. часть всегда меньше целого, то меньше 1. пирога -это весь целый пирог; значит, дробь равна 1. пирога – это больше, чем весь целый пирог; значит, больше 1.
Cлайд 20
ЗАПИСЫВАЕМ: 1; =1.
Cлайд 21
Изображение дробей на координатном луче Задание: Отметьте на координатном луче дроби: Что общего у данных дробей? Что показывает знаменатель? Отрезок какой длины удобно взять в качестве единичного отрезка? Какие из дробей являются правильными, а какие - неправильными?
Cлайд 22
ПРОВЕРКА: Сравните дроби с единицей. Как расположены дроби по отношению к единице? Сделайте соответствующие записи и выводы. 1 2 0 0
Cлайд 23
Выполните задание: При каких значениях х дробь _ правильная, а дробь - неправильная?
Дополнительные вопросы: 1.Какую часть метра составляют 50см? 2.Какую часть года составляют 3 месяца? 4 месяца? 6месяцев? 3.Как иначе называют дроби ? 4.Что означают слова: «полпути», «полукруг», «полтонны», «четверть часа», «полчаса», «полкило»? 5. Когда говорят о нотах «целая», «половинка», «четверть», «восьмая» и т.д., что имеют ввиду?
Cлайд 26
Решите задачу: Амирхан и Муса пошли на выставку кошек. Амирхан подсчитал, что всего кошек было 60. Муса подсчитал, что 20 кошек были полосатыми, 30 кошек были белыми, 10 кошек – черными. Какую часть общего количества составляли кошки каждой расцветки?
Cлайд 27
Геометрическая задача Имеются геометрические фигуры. Всего их 36. составляют всех фигур, составляют всех фигур, составляют всех фигур, остальные фигуры - . Сколько квадратов среди фигур?
Cлайд 28
Выполним ли план Альберта? Незнайка решил начать новую жизнь и составил себе такой режим на сутки: на чтение книг - часть суток; на совершение добрых дел - суток; на прием пищи - суток; на занятия спортом - суток; на сон – 8 часов.
Cлайд 29
Сравните дроби: 1 вариант 1; 1; 1; 1… 1… 2 вариант 1; 1; 1; 1… 1.
Cлайд 30
Кроссворд 1 2 3 4 5
Cлайд 31
Задания к кроссворду: 1. 1/60 минуты – это 1 … . 2. Единица измерения площади. 3. Как по другому можно назвать «равные части»? 4. Прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения равны. 5. 20 минут – это … часа.
Cлайд 32
Кроссворд с е к у н д а г е к т а р д о л и к у б т р е т ь
Cлайд 33
Подведение итогов: В одном из вертикальных столбцов кроссворда получилось слово, с которым мы работали на протяжении всего урока. С какими видами обыкновенных дробей вы сегодня познакомились? Дайте им определение и приведите примеры таких дробей. Сделайте выводы относительно сравнения правильных и неправильных дробей с единицей и изображения их на координатном луче.
Cлайд 34
Выводы: Любая правильная дробь меньше 1; Неправильная дробь, у которой числитель больше знаменателя, больше 1; Неправильная дробь, у которой числитель равен знаменателю, равна 1; Правильные дроби на координатном луче расположены левее 1; Неправильные дроби, у которых числитель больше знаменателя, расположены правее1 на координатном луче; Неправильные дроби, у которых числитель равен знаменателю, на координатном луче совпадают с 1; Любая правильная дробь меньше любой неправильной дроби; Правильные дроби на координатном луче расположены левее неправильных дробей.